КАРЬЕРА

Казахстанки в Италии: три истории успеха

В новом материале – истории наших соотечественниц, которые достигли признания в творческих сферах в Италии – родине законодателей моды, дизайна и мозаичного искусства.
Асель Балтабаева

4 ноября 2021

Сабира Искендирова

Сабира Искендирова
дизайнер, основательница бренда одежды Lasabira,

Милан

«Мне с детства нравились красивые платья, я всегда старалась следить за модными тенденциями. В советское время было мало доступной информации по этим темам. Поэтому я сама постоянно придумывала, как интересно переделать одежду.


Я училась в художественном училище и даже проработала четыре года художником-декоратором в театре. Затем времена изменились, я ушла в торговлю и финансы и 15 лет посвятила финансовому рынку. В итоге выросла до должности CEO в крупной американо-казахстанской компании в Алматы.

Но моё творческое начало требовательно искало выхода. Тогда я прошла годовой курс в Академии дизайна в Алматы, у меня отлично получалось придумывать коллекции от-кутюр. Моя преподавательница и старшая дочка активно убеждали меня поехать учиться fashion-дизайну в Европу. Да и я сама хотела получить образование перед тем, как запускать своё дело. Изначально я рассматривала Школы дизайна в двух европейских столицах моды – Париже и Милане. Академия дизайна в Милане рисовала мне радужные перспективы, тогда как из Парижа приходили мейлы с гораздо более скромными обещаниями. Так я выбрала Италию и оказалась в Милане, словно открыв новую страницу своей жизни!

Я перевернула свою жизнь в 41 год
Началась моя вторая «студенческая» жизнь. Я спала по 4-5 часов, потому что днём пропадала на лекциях и семинарах по дизайну, а вечером посещала курсы итальянского языка. Занятия в университете велись на итальянском языке с переводом на английский. Поначалу мне нужно было переводить весь материал ещё и на русский. Я быстро прогрессировала и через четыре месяца ошарашила всех, заявив, что не нуждаюсь в переводе и буду слушать речь преподавателя напрямую.

Казахстанки в Италии: три истории успеха
Казахстанки в Италии: три истории успеха
Постепенно я поняла, что в планы школы не входит оказание помощи в карьере иностранным выпускникам. Тогда я поговорила с директором, которая была по совместительству супругой владельца компании «Феррари». Я добилась того, что Школа посодействовала мне в продлении моего вида на жительство, чтобы я могла и дальше легально находиться в Италии. Чтобы лучше узнать «изнанку» модной индустрии, я устроилась на стажировку в миланский шоурум Studio Zeta. Его владельцы помогли мне конвертировать мой учебный вид на жительство в рабочий, плавно ввели меня в мир моды.


В шоуруме я проработала четыре года, и это было незабываемое время. Я познакомилась с начинающими и бывалыми дизайнерами, увидела изнутри «кухню» мира моды. С моими первыми работодателями мы до сих пор дружим. Крутясь в этой сфере, я поняла, в каком направлении хочу развиваться, и главное – я нашла для себя свободную нишу.

Именно в Милане меня научили делать коммерческую моду. Здесь выставляются американские, французские дизайнеры, стиль которых адаптирован под итальянский. Случается, что они слишком яркие и эпатажные и не совсем вписываются в сдержанный стиль своих стран, зато идут на ура на итальянском рынке.

Наконец, в 2016 году я запустила свой бренд Lasabira
У меня было сорок моделей в первой коллекции, и сразу поступило шесть заказов от бутиков и несколько частных заказов – всего на сумму 120 000 евро. Мои знакомые итальянцы ахали и удивлялись, а мне казалось, что этого мало и надо иметь хотя бы 20-30 заказов. Итальянские дизайнеры считают, что хороший старт – начать получать заказы с третьей или четвёртой коллекции.


В 2020 году из-за пандемии я взяла творческую паузу, мне хотелось определиться с тем, куда мне двигаться дальше. Мир бесповоротно изменился, и мода трансформировалась. Я осознала, что в том виде, в котором была Lasabira до этих изменений, я работать просто не захочу и не смогу. Те коллекции остались в прошлом. Я ратую за sustainable fashion, за разумное потребление. В данный период работаю над концептуально новым продуктом. Скажу только, что я больше не хочу тратить баснословные природные ресурсы на производство коллекций.

Как получается выстраивать отношения с итальянскими и зарубежными партнёрами? Даже в незнакомом месте я никогда не закрывалась в себе: всегда активно знакомилась, первой шла на контакт.

Ключ к успеху – в общении: быть открытой, никогда не притворяться и не фальшивить
К тому же есть у меня такое качество, которое очень помогает с лёгкостью идти по жизни: я не запоминаю плохие моменты. Не фиксирую причинённое мне зло, стараюсь никого не осуждать. Не впускаю негатив в свою «систему координат». Окружаю себя позитивными и «чистоплотными» людьми, стараюсь избегать токсичных людей. И тогда всё получается.


Ожидаемо самым сложным в переезде в Италию для меня стало решение оставить детей в Казахстане, ведь моей младшей дочери на момент моего отъезда было всего 13 лет. Моё мнение: на постсоветском пространстве многие женщины жертвуют собой, отдают всю свою жизнь детям, почти забывая о себе как о личности. В итоге дети вырастают и всю жизнь чувствуют себя обязанными. Я же личность, поэтому в первую очередь должна думать о своём благополучии и развитии. У счастливой мамы всегда счастливые дети.


Конечно, было безумно приятно вступить в новый виток жизни, ведь я снова стала студенткой в сорок лет. Главный совет другим женщинам: не принимайте такие решения за один день. Тщательно подготовьте своеобразный «план побега». Найдите всю доступную информацию о новом месте. Убедитесь, что у вас есть финансовые ресурсы, чтобы прожить на новом месте хотя бы год, если не будет возможности подрабатывать. Не сжигайте мосты и оставайтесь в хороших отношениях с вашим работодателем».

Аяла Ибрагимова

Аяла Ибрагимова
мастер декоративно-прикладного искусства, работающая в технике мозаики, иллюстратор, дизайнер, 

Спилимберго

«Летом 2014 года я поступила на трёхлетний курс в Школу мастеров мозаики Фриули (Scuola Mosaicisti del Friuli) в Спилимберго. Эта школа – центр подготовки мастеров и хранитель древних художественных традиций, берущих своё начало в Аквилее, Византии и Венеции. Похожие школы есть и в Риме, и в Равенне. Но школа во Фриули отличается тем, что обучает не одному, а всем существующим стилям мозаики.


На протяжении трёх лет мы изучали и практиковались в разных техниках: римская мозаика, византийская, современная (contemporary), а также тераццо (разновидность мозаичного пола без швов). Мы также изучали историю мозаики, геометрию, рисунок, 3D-моделирование. Самым ярким для меня был третий курс, так как он был полон творческих экспериментов и возможностей найти своё звучание в мозаике. Во время учёбы у нас также была возможность участвовать в конкурсах и выставках.

Завершив учёбу, я получила грант на получение степени магистра в Миланском политехническом университете по специальности Design for the Fasion System. Учёба была на английском и включала в себя разработку различных проектов – как индивидуальных, так и групповых. После сдачи экзаменов на втором курсе магистратуры я вернулась в регион Фриули-Венеция-Джулия для работы над магистерским проектом.

Сегодня в Италии большое внимание уделяют экологичности и устойчивости дизайна
Моим финальным магистерским проектом было создание мобильного приложения, которое помогает пользователю находить людей, заинтересованных в вопросах экологичности. Приложение даёт возможность найти точки продажи вещей, созданных с соблюдением правил экологичности, сдать вещи на переработку, а также поделиться полезной информацией и самим организовывать мероприятия, направленные на экологичность.

Мозаичное искусство довольно востребовано во всём мире. В Италии находятся лаборатории, которые разрабатывают проекты мозаики для заказчиков из США, Австралии, Китая. Эти и множество других стран заказывают мозаику для украшения храмов, высокоэтажных зданий, станций метро, частных домов.


В данное время я выполняю работы для выставок, а также частные заказы. Например, в прошлом году делала портрет актёра Джанкарло Эспозито. Параллельно занимаюсь иллюстрацией, недавно стала выпускать футболки с авторскими принтами.


В начале этого года я получила заказ на создание иллюстрации для постера музыкального фестиваля Folkest в Италии. Для меня очень важно, что на данный момент у меня есть возможность развиваться в творчестве. Также в Спилимберго я познакомилась со многими талантливыми творческими людьми. В результате мы организовали творческий коллектив Mismàs. Это фриуланское слово, которое в переводе означает «хаос» в положительном смысле, особый микс, и это полностью отражает наш коллектив. Всё потому, что участники – представители различных культур (Франция, Греция, Колумбия, Италия, Россия, Казахстан), которые работают в разных техниках, но гармонично сотрудничают вместе.


В работе мне более близок метод проб и ошибок. Когда мне приходит в голову интересная идея, я сразу приступаю к выполнению, начинаю экспериментировать и по ходу работы смотрю, что получается. Если вижу, что идёт не так – возвращаюсь в исходную точку и пробую сделать по-другому.

Итальянцы же – любители поговорить и обсудить всё до мельчайших нюансов, прежде чем приступить к работе
Однажды ещё в студенческие времена мы с группой итальянцев, с которыми я делала проект, провели шесть часов, обсуждая нашу будущую работу. Для меня это была настоящая пытка, потому что все эти разговоры отнимают много энергии и, само собой, времени. Сейчас мы учимся находить компромиссы и выстраивать работу так, чтобы это устраивало всех.

Вначале мне очень сложно давалась разлука с семьёй. Самым сложным было видеть, как тоскует по мне мама, мы созванивались с ней каждый день. Когда я окончила обучение в Школе мозаики, мои родители прилетели на выпускной. Мы путешествовали по знаковым местам региона, съездили в Венецию. Оказавшись на легендарной площади Сан-Марко в Венеции, моя мама расплакалась от нахлынувших чувств! Из забавных моментов помню, как папа возмущался, когда в ресторане ему принесли блюдо без мяса и с большим количеством зелени. Хотя это был не салат, а полноценное обеденное блюдо, папа назвал его «едой для кроликов».


В Италии мне очень комфортно, когда речь идёт о гендерных ролях. В Казахстане у меня складывалось впечатление, что девушек с детства готовят к замужней жизни в чужой семье, важно, чтобы она хорошо готовила. Меня всегда это очень обижало: с какой стати я должна жить в чужой семье? У меня ведь будет своя!

А ещё мне всё время казалось, что я «слишком» – слишком взбалмошная, слишком своевольная, слишком напористая
Здесь же никто не указывает, как девушка должна себя вести, потому что никаких условностей просто нет. Если бы можно было что-то вернуть, я посоветовала бы себе ответственнее отнестись к изучению итальянского языка до отъезда и на первых порах после приезда. Я ходила на курсы, общалась с итальянскими однокурсниками. Но я всегда была убеждена, что язык прекрасно учится в среде. Это действительно так, если речь идёт о нехитром разговорном языке. Если же вы хотите более глубоко погрузиться в язык Данте и жонглировать сложноподчинёнными предложениями с двойным причастием, то нужно приложить намного больше усилий.


С другой стороны, я знаю немало наших соотечественников, которые живут в Милане и общаются только с русскоязычными или англоязычными ребятами. Милан – самый интернациональный город в Италии, в нём легко жить в таком языковом вакууме. На мой взгляд, это большая ошибка. Чтобы выучить язык, нужно открыться ему и начать говорить. Если вам выпал шанс добавить в свой арсенал ещё один язык – почему бы не воспользоваться такой возможностью?


Совет, который я бы дала всем: если очень сильно хочется попробовать что-то новое – не нужно бояться. Берите и делайте. Здесь очень много возможностей, о которых мы даже не подозреваем. Самый безболезненный способ пожить в чужой стране – поехать на учёбу. Заходите на сайты университетов и ищите программы, смело пишите приёмной комиссии, сами ищите гранты. Ищите тех, кто уже проделал этот путь, и задавайте им вопросы.


Ещё хочется добавить, что в Европе сначала с недоверием отнесутся к вам и вашему делу. Нужно продолжать работать и двигаться к своей цели, не обращая внимания на недоверчивые, а иногда и пренебрежительные взгляды. Люди с предубеждениями есть везде, и не стоит тратить на них время».

Мария Никифорова

Мария Никифорова
диджей, менеджер в шоуруме Studio Zeta, 

Милан

«В первый раз я побывала в Италии в 16 лет. Первым пунктом назначения сразу стал город Милан. После этого я посетила Италию более пятидесяти раз благодаря работе байером, и каждый раз было ощущение, что я приезжаю домой. Особенно это касается Милана, который почему-то напоминает мне родной Алматы. В какой-то момент я подумала: «А почему бы мне не переехать в Италию», тем более к этому времени у меня уже сформировался круг друзей в Милане.


Если в Алматы в мои обязанности байера входила покупка коллекций обуви, одежды и сумок в различных шоурумах в Европе и Америке, то в Италии я работаю на противоположной стороне – продаю байерам и магазинам коллекции на следующий сезон. С шоурумом Studio Zeta я сотрудничала ещё со времён моей работы в Saks Fifth Avenue, поэтому я знала директоров – братьев Гаса и Геса. Для итальянцев важно доверие, и они предпочтут принять на работу того, кого знают лично, в крайнем случае – по рекомендации друзей. Я бы сказала, что личные отношения и нетворкинг часто имеют решающее значение в Италии как в работе, так и в решении многих житейских моментов.


Наш коллектив в шоуруме Studio Zeta – словно вторая семья. Поначалу мне даже было непривычно такое доброе отношение, когда директор лично своими руками готовит тебе обеды каждый день, с утра балует свежей выпечкой и кофе, всегда готов дать выходной, если нужно, и передаёт баночки с вареньем родственникам.

Сама работа тоже интересная, потому что в шоуруме представлено около сорока разных брендов, и дизайнеры в основном сами делают для нас презентации, рассказывают об идее коллекций, нюансах пошива и посадки, а также о том, кто из звёзд является их личным клиентом. Это интересно, познавательно и полезно, потому что такая инсайдерская информация всегда «оживляет» бренд и создаёт к нему особое отношение.


Электронная музыка – вторая моя любовь после моды ещё со времён школы, когда я слушала Pink Floyd и советскую пластинку «Зодиак» с космической музыкой. Потом был «Май Таун», радиошоу «Пятница», диджей Шаман с его experimental trance. А ещё была первая поездка в Лондон в 18 лет, когда я забила весь чемодан компакт-дисками, купленными в Virgin, не купив ни одной сумки или пары кроссовок. Сейчас это странно представить, но тогда ещё не было интернета, и музыку можно было найти только на физическом носителе.

Казахстанки в Италии: три истории успеха
Казахстанки в Италии: три истории успеха
Помню мой первый диджейский опыт в Cinzano Bar, первый сет, записанный для этого бара в 2005 году и даже выпущенный небольшим тиражом на CD. Затем, когда я начала работать, времени на это хобби почти не осталось, но я всё-таки купила себе консоль и прошла обучение в двух разных диджей-школах в Алматы.


Италия помогла мне больше проявить себя в диджейской сфере. После переезда у меня было больше свободного времени, я чувствовала прилив мотивации и радости от того, что могу, наконец, возобновить своё увлечение. Не последнюю роль сыграло то, что итальянский язык я ещё знала довольно слабо, а диджею разговаривать необязательно. Впервые в Милане я сыграла после того, как случайно разговорилась с PR-директором одного известного бара в Милане. Узнав, что я диджей, он предложил мне поиграть во время вечернего аперитива. После этого он порекомендовал меня в качестве резидента в бар при отеле Principe di Savoia – так, в общем-то, всё и началось.

Находят меня через сарафанное радио, через промоутеров, которые со мной уже работали, либо через мой диджейский инстаграм

Своим аккаунтом в инстаграме я не особо занимаюсь, но даже такой «полуживой» он часто подкидывает мне интересные предложения по работе. Музыку я выбираю, исходя из политики заведения, обычно это хаус в первой части программы и что-то более коммерческое либо итальянское под конец вечера. Итальянцы обожают свою эстраду – и современную, и в стиле 80-х. А если миксовать deep house с Ricci e Poveri, Адриано Челентано или кем-то из современных звёзд – это вызывает большой энтузиазм и танцы.


Отношения с коллегами сложились очень хорошие как в шоуруме, так и с другими диджеями. Диджеи, кстати, здорово помогают: охотно делятся рабочими предложениями, опытом, аппаратурой, поддерживают треки, выпущенные другими. Такое вот музыкальное сообщество. Бывают, конечно, моменты конкуренции, но это, скорее, исключение.

Самым сложным в Италии для меня в первое время была нехватка русского языка вокруг. Помню ощущение острой необходимости говорить на родном языке. Мне повезло довольно быстро найти русскоязычную группу в Милане, это очень сгладило адаптацию. Меня часто навещали в Милане родные и друзья – это тоже здорово помогло. Климат в Италии волшебный, что касается еды – не хватает супов, приходится готовить самой, а ещё алматинские фрукты и ягоды – всё равно самые лучшие в мире.


В целом, если у вас есть большое желание переехать в другую страну – всё можно преодолеть. Есть много вариантов для получения документов: изучение языка, полноценное обучение в институте, получение рабочей визы, если у вас востребованная профессия. Ещё можно открыть ИП и заниматься каким-то бизнесом либо оформить со своим бойфрендом гражданский брак, то есть заявить в коммуну, что вы живёте вместе – этого достаточно, чтобы легально жить в Италии. Найти хорошую работу не так просто, но тоже возможно, просто занимает больше времени и сил, чем у нас на родине. В общем, нужно запастись терпением, быть готовым к трудностям и к тому, что придётся поменять всю свою жизнь. В общем, мой совет такой: пробовать и быть готовым, что не сразу всё получится. Ну и, конечно, нужно подучить язык заранее – без него здесь никуда».

Фотографии предоставлены героинями материала
M

Читать также: