КАРЬЕРА

Айгерим Капар: «Современное искусство как способ вдохновить и сказать о важном и сложном»

Иногда мы не можем донести важные смыслы только при помощи слов. Тогда на помощь приходит искусство, которое тоже умеет говорить и даже кричать о социально значимых проблемах. Уже семь лет инициаторка платформы современного искусства Artcom Айгерим Капар курирует художественные и исследовательские проекты. Каждый из них помогает сделать видимой ту или иную проблему и заботится об экосистемах. Айгерим рассказала об актуальных проектах, сложностях в работе сообщества и важности поддержки.
Татьяна Делль

21 сентября 2022

Айгерим Капар пришла в современное искусство, считая, что культура – это сфера с широкими возможностями для социальных трансформаций, пространство для диалога и реализации потенциала и гражданской ответственности.

Портрет Айгерим Капар, художница Куралай Мейрбекова
 Айгерим Капар:
«Я вижу в современном искусстве и культуре мощный потенциал для социальных трансформаций. Историческое образование и опыт в PR позволили мне увидеть, что в Казахстане назрела необходимость создания платформы, которая поможет объединить деятелей культуры, искусства и науки разных поколений для развития среды, создания образовательной площадки и обмена, для того чтобы в дальнейшем участницы и участники сообщества могли создавать совместные проекты, исследования и выставки. Такой платформой современного искусства и общественного взаимодействия и стал Artcom Platform».
Началось всё в 2014 году, когда Айгерим выступила одной из организаторок фестиваля современного искусства в столице. Девушка пригласила художниц и художников, чтобы вместе обдумать, в каком формате будет проходить этот фестиваль, что он будет включать в себя и кто будет его курировать. В ходе обсуждения ребята предложили: «Айгерим, может, ты будешь курировать, а мы тебе поможем?» Так Айгерим и начала кураторскую практику.


По словам героини, куратор – это тот человек, который заботится о художницах и сообществах, инициирует и курирует художественные проекты, создаёт концепции, формирует программы, работает в непосредственном партнёрстве с культурными деятельницами и институциями.

 Айгерим Капар:
«Я человек коллективный и реализую себя через коллективные практики. Для меня важно работать в сообществах и быть в партнёрстве, поэтому я – взаимозависимая кураторка. Порой это непросто и требует много сил, но одни из самых важных функций и задач искусства для меня – это объединение людей, создание пространства, где они могут взаимодействовать, задавать вопросы, разбираться и находить ответы и решения вместе».
Artcom – это как раз такое сообщество художниц, исследовательниц, дизайнерок, архитекторок, которое базируется в двух городах: Алматы и столице, а также работает в городе Балхаше. Основная команда платформы состоит из женщин и небинарных людей – это около 10 человек, ещё более 35 вовлечены в различные инициативы.


Один из знаковых проектов Artcom – это само создание платформы, которое произошло в Алматы осенью 2015 года при поддержке галереи Tengri Umai, выделившей площадку для встреч и лекций.

 Публичная программа Artcom Platform, галлерея Тенгри-Умай, Алматы, 2016
Айгерим Капар:
«Деятельность Artcom формируется сообществом, мы отвечаем на актуальные вызовы и ищем пути решений. Основные темы, с которыми мы работаем, – это экологическая справедливость, коллективная память, кочевое наследие, городская подотчётность.


В 2017 году мы запустили школу Art Collider – когда искусство встречается с наукой и технологиями, объединяя сообщества. В рамках программы школы мы провели в столице художественное исследование города «Время и Астана: после будущего». Мы вовлекли исследовательниц, и совместно у нас получился междисциплинарный проект. По итогам мы организовали выставку в Национальном музее Республики Казахстан, на которой были представлены 34 работы. Благодаря этому исследованию мы смогли зафиксировать, чем для нас является столица, кто живёт в этом городе, как люди себя ощущают здесь.

Важный смысл, который мы хотели донести, – это то, что столичный город в первую очередь люди и сообщества, а не только архитектура, властные структуры и бизнес
И что город должен развиваться из интересов горожан, которые формируют и вовлекаются в его процессы. Одна из инициатив, которая родилась в рамках школы Art Collider и этого исследования, – проект Korshiler по формированию сообщества соседей. Авторка проекта художница Айгерим Оспан считает, что очень важно знать своих соседей, уметь объединяться и усиливать социальные связи. Так, проект Korshiler познакомил сообщество Artcom Platform с системой Талдыкольских озёр в столице».

«Не засыпай» акция Artcom Platform в поддержку SOS Taldykol, Алматы-Астана, 01.01.2022. Участницы: Ажар Бимамир, SUINBIKE, Дана Искакова, Дария Темирхан, Айсулу Шайкенова, Айгерим Капар. Фото: Баурджан Бисмильдин
К сожалению, эти озёра начали осушать летом 2020 года – часть системы Талдыкольских озёр расположена в центре разрастающегося города, и для чиновников оказалось выгоднее засыпать природные водоёмы возрастом 13 000 лет и построить на их месте дома и торговые центры.

 Айгерим Капар:
«Изначально эти степные озёра были интересны нам тем, что находятся на стыке степи и города, имеют богатое биоразнообразие и уже стали публичным пространством для жителей близлежащих домов и местом нашего обитания. От соседей мы и узнали об осушении Малого Талдыколя. Для защиты и сохранения водоёмов с Майей Сагым, Айгерим Оспан и другими художницами Artcom мы инициировали группу SOS Taldykol, которая сегодня уже выросла в экологическое движение».
На протяжении двух лет это движение вместе с соседями, экологами, активистами и юристами борется за озёра, которые всё ещё продолжают страдать от засыпки, произвола застройщиков и бездействия акимата столицы. Вместе у них получилось сделать озёра Малого Талдыколя видимыми через успешную адвокационную кампанию, перформансы, акции и работу с инициативной группой. Как говорят сами жительницы: «Если бы не художницы и искусство, нас бы не услышали». На сегодня важнейшие задачи движения: сохранение оставшихся озёр, восстановление осушенных участков и возвращение территории озёр в водный фонд.

 Айгерим Капар:
«Ещё одно озеро, о котором мы коллективно заботимся с художницами и исследовательницами, – Балхаш. Инициатива так и называется: Balqashqa Qamqor. По прогнозам, в следующие тридцать лет озеро Балхаш может постичь судьба Аральского моря, поэтому сейчас как никогда важно работать над сохранением его экосистемы, но на данный момент там планируется постройка атомной электростанции. К сожалению, сельскохозяйственные, промышленные и инфраструктурные проекты в бассейне озера не учитывают колоссальную нагрузку и влияние на окружающую среду, а также проблематику трансграничных вод.


Проблемы озера Балхаш не в актуальной повестке даже казахстанцев. Как оказалось, люди в целом очень мало знают об озере, оно остаётся невидимым между космодромом Байконур и Сарышаганским полигоном, как и Казахстан между Россией и Китаем. На протяжении двух лет я проводила исследование культурного ландшафта озера «Секреты озера Балхаш», которое стало частью международного проекта «As you go… roads under your feet, towards the new future», инициированного кураторкой Biljana Ciric. В середине сентября мы встречаемся в Сербии для презентации одноимённой книги, где будет опубликована моя статья».

Художницы работают по проекту Balqashqa Qamqor в партнёрстве с культурными, научными институтами города Балхаша. Участницы Artcom уже провели несколько полевых поездок, совместных воркшопов с активистами Молодёжного ресурсного центра города. В будущем в партнёрстве с ребятами планируется проведение школы Art Collider – инкубатора по созданию социально-художественных инициатив и проектов.

Арт-интервенция «Наш Балхаш» Artcom Platform, 15.12.2021, Балхаш. Участницы: Ляззат Ханим, Сельби Джумаева, Аида Исаханкызы, Айгерим Оспан, Ануар Дуйсенбинов, Дана Искакова, Карлыгаш Ахметбек, Майя Сагым, Айгерим Капар.
Айгерим Капар:
«Тема экологии и воды для Artcom вылилась из исследовательской выставки и публичной программы памяти жертв политических репрессий Estelikter. Ótkenmen syrlasý. Это наш деколониальный выбор, экологические катастрофы и проблемы в регионе – результат колониальной политики советской модернизации, которые имеют продолжение в нашей антропоцентричной реальности. Как деколониальное поколение мы научились говорить о самых сложных и болезненных местах нашей памяти и расширили этот диалог из научной и культурной сферы в публичное поле. Многообразие голосов и мнений делает диалог насыщеннее, а видение будущего яснее».
В августе команда Artcom посетила Венецианское и Берлинское биеннале, а также выставку documenta fifteen в Касселе, которую курирует коллектив из Индонезии ruangruppa, где свои работы представили сообщества и коллективы из разных стран мира.

Айгерим Капар:
«Коллективы на выставке рассказывают свои локальные истории в социально-политическом и экономическом контекстах, делятся опытом и практиками, как они через искусство, активизм солидаризируются и сопротивляются в условиях кризисов, несправедливости и войны. К сожалению, вопрос устойчивости таких художественных саморганизаций и коллективов остаётся открытым во многих обществах и странах.
На сегодняшний день в нашем регионе практиковать современное искусство, арт-активизм – большой вызов
Инфраструктура всё ещё формируется, нет прозрачных механизмов финансирования, есть очень редкие возможности для художественных деятельниц. Поддержка низовых сообществ особенно важна в искусстве, так как у нас отсутствует поддержка от государственных культурных институтов для независимой арт-сцены. У нас нет местных фондов по устойчивой поддержке современного искусства и культуры, пробелы в международном финансировании. Тем не менее у нас достаточно сильная и интересная арт-сцена, для развития которой нужны поддержка, финансирование и забота об устойчивости».
Портрет Айгерим Капар. Фото: Аида Исаханкызы
Один из таких проектов Artcom, нацеленный на устойчивость, появившийся в начале пандемии и сформированный на основе практик и опыта сообщества, – «Steppe Space – место современного искусства и культуры Центральной Азии». Над ним ребята работают уже третий год и планируют запустить онлайн в ближайшем будущем.

Айгерим Капар:
«Для нас Steppe Space – это стратегический проект по созданию общего места, где мы говорим о Центральной Азии из Центральной Азии, это низовая инициатива художественного сообщества. О запуске проекта заботится художница Дана Исакова и наша арт-директорка Ляззат Ханим. Первым нас поддержал фонд Kusto Help в лице Еркина Татишева, за что мы признательны и благодарны. Мы планируем представить место современного искусства и культуры Центральной Азии через пять пространств: Dala – гибридное выставочное пространство, Sozen – пространство слова, текста и языка, Art Collider – школа искусства и науки, Muragat – пространство памяти: архив культуры и искусства, Keskin – пространство визуальной коммуникации».
Сегодня важным направлением для Artcom Platform является работа над институализацией самой общественной организации. Хотя Artcom создана в 2015 году, НПО была зарегистрирована только в 2020 году. Айгерим отмечает, что это решение обусловлено пониманием, что реализовать мечты, идеи и цели получится только будучи устойчивой организацией, не только сообществом.

Айгерим Капар:
«Мы получили юридический статус, чтобы иметь возможность взаимодействия с государственными структурами, локальными и международными фондами, организациями, бизнесом. Только при взаимной поддержке, солидарности с низовыми инициативами, которые рождаются в гражданском обществе, можно надеяться на трансформации. Для нас важно, чтобы мы могли, как художницы, реализовывать мечты и инициативы, которые заботятся о сообществах и экосистемах на устойчивой основе.


Мы уже второй год проходим процесс институализации по инициативе нашей стратегической директорки Сельби Джумаевой. В течение семи лет мы реализовали много инициатив, но у нас никогда не было времени и возможностей работать над видимостью самих себя. Для широкой общественности мы можем оставаться невидимыми или непонятными. В том числе поэтому для нас ценно стать частью программы Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) и FemAgora по повышению потенциала женских НПО, которая создана при поддержке Посольства Королевства Нидерландов. Мы проходили «Программу повышения потенциала женских НПО и инициативных групп» под лидерством медиаторки нашего сообщества Майи Сагым.

Очень важно, что у нас работают такие региональные организации, как ФЕЦА и FemAgora, представительницы которых глубоко понимают потребности и вызовы, с которыми сталкиваются общественные организации в регионе
Программа оказалась полезной и максимально эффективной, потому что отвечает на наши проблемные вопросы и даёт реальную поддержку. Менторки помогают проходить через сложности и приобретать новые навыки, и мы знаем, что в любой момент можем обратиться за поддержкой и после завершения программы. Мы искренне благодарны за такой опыт и партнёрство».

Стратегическая встреча команды Artcom Platform: Майя Сагым, Карлыгаш Ахметбек, Ляззат Ханим, Антонина ван Лиер, Айгерим Капар, Сельби Джумаева, Айгерим Оспан, Алматы, 2022. Фото: Дария Темирхан
Сейчас участницы Artcom больше времени уделяют развитию самого сообщества как НПО, ведётся активная работа над институализацией и устойчивостью. Кроме того, для сообщества актуальна работа над своим архивом и веб-сайтом как результатом коллективной деятельности. Сайт поможет поделиться публично стратегиями, инструментами и практиками, которые были успешно применены участницами Artcom, чтобы они также смогли быть полезными для разных сообществ.

Фотографии предоставлены героиней материала

Иллюстрации: Азиза Киреева

M

Читать также: