ЖИЗНЬ

5 важных женщин в жизни и творчестве Батырхана Шукенова

В этом году 18 мая любимому казахстанскому артисту Батырхану Шукенову исполнилось бы 60 лет. И именно поэтому 20 мая во Дворце Республики будут звучать песни, которые знакомы каждому казахстанцу. В концерте Batyr. Gül Almaty примут участие друзья Батыра, молодые артисты, а также алматинцев и гостей города ждёт сюрприз – всеми любимые мелодии прозвучат вместе с симфоническим оркестром. Приходите и вы! Будем вспоминать, согреваться и, конечно же, петь.
Мы уже не раз писали о Батыре:
здесь вы найдёте особенный плейлист с известными и не очень песнями артиста, который составила племянница Батырхана Шукенова Наргиз;
в этом материале мы рассказывали о тёплой акции #BatyrLetters;
а здесь читайте о первой музыкальной лаборатории BatyrLab, которая состоялась благодаря работе «Фонда имени Батырхана Шукенова».
А в этом материале мы собрали истории, которые рассказали женщины, сыгравшие самые разные роли в жизни и творчестве артиста.

Длара Раимбердиева

Длара Раимбердиева

мама Батырхана Шукенова
В жизни каждого мама – самый важный человек. И Батыр не раз делился историями о своей семье. В одном из последних интервью он рассказывал о хлебосольном и гостеприимном доме, в котором он вырос. И о своём детстве, которое было наполнено радостью, светом и жизнелюбием. Мама Батырхана до сих пор живёт в Кызылорде, как говорил сам артист: «В удивительном городе, где живут добрые и отзывчивые люди». Но самые важные слова о своей маме Батыр рассказал, конечно же, в своих песнях. В альбоме «Аманат» вы найдёте две песни, которые Батыр посвятил маме. Это песня «Анажан», которая была написана композитором Еркином Интыкбаевым и была одной из самых исполняемых мелодий в девяностых в домах молодых алматинских музыкантов. И вторая – всем известная песня композитора Куата Шильдебаева «Жан Ана», которую в своё время исполняли Нагима Ескалиева и Макпал Жунусова. В исполнении Батыра эти песни обрели новое звучание и, конечно, полюбились публике.

Бибигуль Тулегенова

Бибигуль Тулегенова

оперная певица, актриса, педагог
«Я знала Батырхана Шукенова с тех пор, как он был юным школьником. Мы были очень дружны с его семьёй, с Камалом и Кларочкой, я часто бывала у них дома, когда приезжала в Кызылорду. Уже тогда Батырхан увлекался музыкой. И как-то в городе нашёлся саксофонист-любитель, который привил юному музыканту любовь к этому инструменту – он тогда настолько увлёкся, что поступил в Институт культуры им. Крупской (Санкт-Петербургский государственный институт культуры. – Прим. ред.) по классу саксофона. Но фактически это оказалось направление не профессионального музыканта, а культурного работника – Батырхан же хотел быть музыкантом. Поэтому, проучившись пару лет, он приехал к нам в Алма-Ату. 

Я относилась к нему как к родному сыну и приняла его у себя дома – они жили в одной комнате с моим сыном, тепло дружили. Батырхан приехал и сказал мне: «Тётя Бибигуль, я хочу быть профессиональным музыкантом, хочу поступить в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы». И тогда мы вместе пошли к ректору консерватории, которым тогда была Газиза Ахметовна Жубанова. Я рассказала ей, что Батыр увлекается саксофоном и хочет стать профессиональным музыкантом, но оказалось, что тогда у нас не было класса саксофона. Однако Газиза Ахметовна сразу пригласила заведующую кафедрой духовых инструментов и поручила ей найти саксофониста в нашем городе, который возьмёт класс саксофона. Можно сказать, что благодаря Батырхану и его большому желанию стать профессиональным музыкантом в нашей консерватории открыли класс саксофона.

Когда Батырхана забрали в армию, он приезжал к нам, потому что с моим сыном они были как братья, а меня он считал второй мамой
Помню даже, как однажды он приехал с друзьями, и мы справляли у нас его день рождения. После армии он продолжил своё обучение в консерватории, где и познакомился с Байгали Серкебаевым и другими музыкантами. Они создали ансамбль и работали вместе, поехали в Москву. Приезжая в Алма-Ату, Батырхан всегда приходил к нам домой, приносил торт и какой-нибудь подарок со словами: «Мамочка, это я Вам привёз». 

Когда в 2013 году моя внучка Малика выходила замуж, для неё было важно, чтобы Батырхан присутствовал на торжестве. И он оставил свои гастроли и приехал разделить с нами радость и выступить на мероприятии – вечер прошёл очень красиво. В 2013 году у него был концерт во Дворце Республики – помню, он подготовил новую программу и пригласил меня. К сожалению, я смогла прийти только на второй акт и хотела потихоньку присесть рядом с его мамой, думая, что он не заметит. Но он вышел и сразу увидел меня, сказав со сцены:

«Вижу, здесь сидят две мои мамы, и теперь мне очень хорошо»
Это был последний раз, когда я видела его на сцене. Он уехал работать обратно в Москву, но в том же году 16 декабря приехал на мой день рождения. Моя внучка уже родила моего правнука Ахметика. Батырхан отметил то, как символично, что некогда он нянчил Малику, а сейчас держит на руках её сына. После банкета Батырхан пришёл ко мне домой попрощаться перед отъездом, принёс торт и оставил 2000 долларов в подарок на платье к Новому году – это была наша с ним последняя встреча. С его мамой я поддерживаю общение по сей день. Когда бываю на кладбище, обязательно хожу на его могилу, читаю молитву и возлагаю цветы. К сожалению, его жизнь остановилась на этом свете, но Батыра по сей день очень любят и помнят. Он был поистине профессиональным, ищущим, талантливым музыкантом и очень хорошим, добрым человеком. Я ни разу не видела его озлобленным или нахмуренным. Несмотря на многие неурядицы, Батыр был очень радостным и весёлым – таким он и остался в моей памяти, мой сыночек Батыр».

Карина Абдуллина

Карина Абдуллина

певица и актриса 
«Почти 25 лет я была солисткой дуэта «Мюзикола», работая с гитаристом и композитором Булатом Сыздыковым. Булат был близким другом Батырхана Шукенова, и именно так я познакомилась с ним. Можно сказать, мы сблизились, когда работали над записью совместного трека «Певица и саксофон». Батыр сам предложил Булату сделать что-то совместное, и для меня это было большой честью – я всегда с большим уважением относилась к Батыру и его деятельности, а тут мне представилась возможность непосредственно посотрудничать с ним. Я сама написала музыку и слова для песни «Певица и саксофон», и мы показали её Батыру.

Я никогда не забуду, как Батыр сказал Булату: «Передай Каре, что она написала гениальную песню»
История показала, что он оказался прав – песня живёт до сих пор, хотя я сочинила её ещё в 1998 году. Тогда мы все жили в Москве, плодотворно трудились. У нас была своя собственная студия звукозаписи, и я хорошо помню, как мы записывали песню. Батыр был очень сдержанным, скромным и воспитанным человеком – музыкант от Бога, великолепный саксофонист, замечательный певец. У него был колоссальный опыт, и работать с ним в студии было одно удовольствие. К слову, кроме «Певицы и саксофона» есть пара треков «Мюзиколы», в которых Батырхан Шукенов играет соло-партию на саксофоне.

После того как мы записали песню, появилась идея снять клип, она принадлежит Дане Орманбаевой, которая в то время была арт-менеджером Батыра. Можно сказать, что она заставила нас снять его, а нам не очень хотелось, артисты – довольно тугой на подъём народ. Но Дана убедила нас, что эта песня должна быть запечатлена на видео, пока мы все молодые и красивые. Сейчас я очень благодарна ей, это видео уже стало частью истории. Простой незамысловатый клип, режиссёром которого был Виталий Заивой, а съёмки проходили в студии у композитора Куата Шильдебаева, близкого друга Батыра. За всё это время мы исполняли песню на разных концертах. Когда же Батырхан внезапно покинул этот мир, то люди, собравшиеся возле Дворца Республики, пели его песни, и одной из них была «Певица и саксофон». Это говорит о том, что наше творчество было настоящим, искренним, потому что невозможно обмануть народ.


Однажды у нас было выступление в Кызылорде, на родине Батырхана. Это был январь, и я не думала, что в Кызылорде такие лютые зимы. Было -21, всё в снегу, и при этом на улице проходил большой праздник для людей. Я помню, что очень замёрзла на сцене, и микрофон примерзал к руке, но мы хорошо выступили. Я не помню, к чему был приурочен концерт, но было много людей и Батыр тоже выступал. После концерта Батыр поехал домой, а мы с Булатом приехали в гостиницу «Кызылорда». Нас заселили в номера, где мы поняли, что отопление отсутствует напрочь, стояки были отрезаны – это было в конце 90-х или начале двухтысячных. Стоял собачий холод, и я помню, как Булат пришёл ко мне в номер или я пришла к нему, и мы, укутанные в пуховики, шапки и сапоги и прижавшиеся друг к другу, сидели на кровати. Прошло минут двадцать, и мы поняли – если не предпримем что-нибудь, просто умрём от холода. Рейс в Алматы был только утром. И тут, посмотрев друг на друга, мы одновременно произнесли: «Батыр!» Как в кино! Мы позвонили Батыру, он отругал нас, что мы не позвонили раньше, сразу приехал за нами и забрал к себе домой. В Кызылорде у семьи Шукеновых свой дом – тёплый и уютный. Мама Батыра, Клара Ибрагимовна, сделала бешбармак, накрыла шикарный стол – нас накормили, напоили, каждому из нас выделили отдельную комнату, мы много разговаривали, смеялись, пели. Помню, утром я проснулась от запаха свежих баурсаков. Клара Ибрагимовна напоила нас ароматным чаем с молоком. Конечно, это не единственное тёплое воспоминание, но тот день я почему-то запомнила на всю жизнь. Думаю, этот случай передаёт то, что

Батыр был человеком с большим сердцем, хоть и никогда не выставлял это на показ
Это и по сей день слышно в его исполнении песен, в его игре и творчестве. Батырхан Шукенов – человек, который остался в сердце народа, а это дано далеко не каждому». 

Газиза Габдрахимова

Газиза Габдрахимова

кобызистка, руководитель группы Magic of Nomads
«Наши взаимоотношения сразу стали тёплыми и нежными, как у брата с сестрой – почему-то они сложились так с первого знакомства, которое случилось ещё в конце девяностых. Конечно, мы все были большими поклонниками творчества Батырхана, и я ещё в юности ходила на концерты группы «Алма-Ата студио», которая после стала называться «А’Студио». На одном из таких концертов и произошло наше знакомство, которое переросло в дружбу. 


В период подготовки первого казахского альбома Батырхана «Отан Ана» мы много работали в студии у Куата Шильдебаева. Батыр просил меня присутствовать на записи всех песен и при необходимости немного корректировать слова и обороты на казахском. Так весь процесс я была рядом с ним.


Мне кажется, самое яркое и запоминающееся качество Батыра – его наивность.

Батыр умел совершенно искренне радоваться мелочам
Например, однажды друг Батыра одолжил ему машину – по тем временам крутой «мерседес». И как-то он мне звонит и просит выглянуть в окно. Выглядываю – Батыр сидит за рулём с улыбкой, как у пятилетнего ребёнка, которого папа посадил за руль. Он, как никто, умел радоваться мелочам, и его детскую наивную улыбку просто нельзя было не заметить. Он радовался вкусной еде, не уставал всякий раз нахваливать мой бешбармак: «Кто не пробовал, тот многое потерял».


А к своему творчеству Батыр относился очень серьёзно, мог быть критичен к себе. Он пребывал в долгих размышлениях и спорах, но при этом замечал житейские мелочи и действительно находил в них радость.

Помимо известных хитов «А’Студио», мне очень нравятся его казахские песни «Кездесу» и «Гүл Алматы» именно в его исполнении. Думаю, что казахская музыка и культура оказали на него очень большое влияние. Когда после ухода из «А’Студио» он вернулся в Казахстан, то начал с жадностью изучать казахский материал, слушал, часто просил меня сыграть какую-нибудь тему на кобызе или дать ему послушать наши народные песни. Всё это его трогало до глубины души. Мне кажется, поэтому его первый альбом и получился таким успешным – он подошёл к нему с большой любовью и ответственностью. На презентации альбома «Отан Ана» он попросил меня выступить с одним номером, чем я очень горжусь».

Раушан Мейрманова

Раушан Мейрманова

режиссёр 
«Мы познакомились с Батыром, ещё когда он работал в ансамбле «Арай». Помню, мы даже приглашали его на пробы в фильм «Гибель Отрара» – примерно с тех пор и дружили. Кем был для меня Батыр? Коллегой и другом. Не могу сказать, что Батыр был из тех друзей, с которыми регулярно видишься, нет – наши встречи были в основном по работе. Но при этом Батыр был всё-таки моим близким и сердечным другом. У нас были тёплые доверительные отношения.


В девяностых мы вместе работали на картине «Джулия», которую придумал снять Алексей Беркович – в тот период, когда «А’Студио» работали в театре Аллы Пугачёвой в Москве. После было реалити-шоу SuperStar KZ – я занималась административной частью, а Батыр работал в жюри. Он был очень добрым и лёгким в работе человеком. Иногда мне даже бывало стыдно, когда я начинала беспокоиться об организационных сложностях. Батыр в таких ситуациях всегда говорил: «Всё будет хорошо». И действительно – всё было хорошо. У нас была сложная экспедиция в «Алтын-Эмеле». Всё было готово для съёмок, и вдруг начинается жуткий ливень с сильным ветром. Я была просто в отчаянии: каждый потерянный час – потеря бюджета и сроков. Сидим в машине, я нервничаю. А Батыр смотрит в окно на буйство природы и говорит: «Посмотри, как классно! Всё очищается! Сейчас всё будет хорошо». И действительно – через какое-то время всё стихло, вышло солнце и воздух стал невероятно прозрачным. Картинка тогда вышла очень красивой. Батыр умел найти правильные слова, всегда мог успокоить.

Я была вторым режиссёром клипа «Сағым Дүние». Клип по организационной части вышел сложным. Мы летели в Актау, везли с собой очень много аппаратуры. С исполнительным продюсером Гульсиной Мустафиной мы вылетели заранее, чтобы обо всём договориться. Мы организовывали питание для группы, и хозяин одного ресторана оказался страстным поклонником творчества Батыра. Он тогда выделил для нас целый трейлер, заполненный продуктами. А на съёмках картины «Препод» я отметила – как легко и быстро Батыр находит общий язык с молодёжью. Я всегда поражалась тому, насколько он добр и терпим к каждому человеку – думаю, это черта, которой нужно поучиться многим из нас».

Концерт Batyr. Gül Almaty пройдёт 20 мая во Дворце Республики. Все желающие прийти на концерт могут пройти регистрацию здесь.
Фотографии предоставлены семьёй и друзьями
M

Читать также: