ЛАЙФСТАЙЛ

Елена Набокова: «Мы все находимся в клетке в той или иной степени»

Актриса, режиссёр и основатель театра-студии «Дом Культуры» Елена Набокова рассказала Manshuq о роли театра в жизни людей, о постановке «Отчёт для академии» и о том, каково это – играть в спектакле саму себя.
Алима Амиралина

8 апреля 2024

«Отчёт для академии» – постановка самого маленького театра в Алматы – «Дома Культуры» – по текстам Франца Кафки и Поля Беатрис Пресьядо. Спектакль поднимает вопросы идентичности и телесности в современном мире, используя мультимедиа и другие инструменты перформативного театра.


Премьера постановки прошла в конце февраля. 

Форма

Мы просыпаемся каждое утро, и на нас обрушиваются новости про суд над Бишимбаевым, землетрясения и вырубку деревьев. Все эти фрагменты информации в нашей голове собираются в лоскутное одеяло нашей повседневности, под которым очень тревожно. В какой-то момент мы обнаруживаем, что наша идентичность складывается из хаоса новостей, старого гимна, домашних видео и сцен насилия. 


Театр интересен тем, что это всегда поиски какого-то нового языка, созвучного времени, которое мы проживаем прямо сейчас. В нём должно быть то, что откликнется зрителю. Сейчас формируется новый зритель, в театр приходят новые люди. У них уже другое мышление, другая насмотренность и культурный багаж. Если театр не будет соответствовать запросам времени, тогда зачем зрителю туда ходить?

Содержание

Неслучайно люди, когда пишут отзывы о спектакле, практически все высказываются о том, что происходит у них внутри. Это даже не про сам спектакль, а про возможность высказаться каждому. Озвучить какие-то свои страхи, триггеры. И мне кажется, что в этом плане «Отчёт для академии» – это очень ценный и актуальный спектакль.


Время сейчас нестабильное, хаотичное. Мы придумали, что будем делать спектакль про переход как состояние между состоянием. Каждый находящийся внутри спектакля проживает свои множественные цепочки переходов. 


Также мы определяли «Отчёт для академии» как спектакль-клетку. На самом деле мы же все в той или иной степени находимся в клетке, осознавая это или нет. Я даже не говорю про государство, про социальные нормы, про нормы морали. Наше представление о себе заключено в клетку нашего разума.

Присутствие

Я представляю, что я не случайно играю персонаж, которого зовут Елена Набокова. Пока мы репетировали, я так много раз говорила «Елена Набокова, Елена Набокова, Елена Набокова», что начала чуть-чуть отделяться от неё как от персонажа, видеть какие-то вещи со стороны, увидела свою клетку. 


Такие вещи, как жанр, ведь тоже про ограничение. Я буду смотреть так, а не иначе.

На картины в музее надо смотреть издалека. А что, если я хочу рассмотреть мазок? 


Как педагог актёрского мастерства, я часто с этим сталкиваюсь. Когда ребята спрашивают: «Правильно или неправильно?» Я отвечаю: «Да откуда я знаю?! Правильно или неправильно». Для меня это неважно. Важнее, чтобы ребята раскрылись.


В эту клетку мы зашли самостоятельно. Мы её сделали и мыслим в рамках этой коробочки. Поэтому важно ставить всегда какие-то большие цели, мечтать о большем, не соглашаться быть какой-то заурядной, серой, обычной. И понимать, что жизнь одна и у тебя, может быть, есть единственная возможность реализоваться.

Доверие

Я люблю играть. И, честно говоря, когда есть возможность играть, я стараюсь её использовать. И даже в тех жанрах, в которых я никогда не работала. Например, «Отчёт для академии». У меня такого опыта не было. Именно поэтому я радостно ухватилась за идею эксперимента.


Очень страшно закостенеть в этой профессии, очень страшно понимать, что ты что-то там «понимаешь». На самом деле это же такое нестерпимое чувство. Но если учиться и познавать, тогда всё интересно. Я за это любопытство, за интерес. Когда мы выполняем любую задачу, всегда себя контролируем и оцениваем. И это самое страшное. А в театре есть чудесная опция: невозможно рефлексировать на сцене. Если я совершила ошибку (а актёры всегда ошибаются на сцене), зритель потеряет актёра и партнёры мои на сцене тоже меня потеряют. Допустим, я не то слово сказала, встала и начала думать. Какой ужас! Всё! Я вылетела из персонажа. Персонажа нет. Спектакля нет. До свидания, зрители. 


Уметь не бить себя по рукам и доверять себе, позволяет мне сцена. Для меня театр – это спасение души от невзгод. Благодаря театру я пережила очень многие сложные периоды в своей жизни. На сцене ты проживаешь много жизней, ты реализуешься. Зрители, даже если им не нравится то, что ты делаешь в спектакле, или если они концептуально с тобой не согласны, они всё равно с тобой. Это всегда мощная поддержка и энергообмен. Тогда возникает ощущение того, что ты не один, ты важен.

Честность

Мне иногда кажется, что театр честнее жизни. Потому что в хорошем театре нельзя притворяться. Роль нужно честно проживать, а в жизни люди очень часто закрываются масками.


Говорят, что студенты собираются под запрос тренера. И когда люди приходят ко мне в группу, я всегда смотрю, какие они пришли, с чем они пришли. Ведь сейчас они меня отражают. То, с чем они пришли, – то, что нужно и мне. И мы проходим этот путь вместе. Всегда так.


Очень люблю своих ребят. Вообще, мне кажется, это страшно – прийти на актёрское мастерство. У меня есть люди, которые по два-три года собираются. Потом приходят очень сжатые: голова втянута в плечи, взгляд в пол, как будто в тоннеле. Даже картины на стенах не замечают. Но потом через два месяца взгляд открывается, голову поднимают. 


Я считаю, сцена делает людей красивыми, открытыми. Когда человек закрыт, он некрасив. Когда у него открыто лицо, взгляд – это очень красиво.

Фотографии спектакля: @koshkindrug

M

Читать также: