ЛАЙФСТАЙЛ

«Невидимые»: режиссёр Галина Пьянова – о том, как женщины «сорок плюс» влияют на общество

«Невидимые» – проект театра «ARTиШОК» и режиссёра Галины Пьяновой, спектакль про женщин в возрасте старше 40 лет, в котором они сами рассказывают свои истории. Эти женщины работают кассирами, медсёстрами, учителями, экономистами, техничками и как бы исчезают с горизонта видимости. О том, почему в проекте важно «проявить» их жизнь, Manshuq рассказала режиссёр Галина Пьянова.
Диана Морозова

17 ноября 2021

Полтора года назад, когда был объявлен первый локдаун и весь мир закрылся, я поступила в театральную лабораторию. Меня давно интересуют социальные театры, а именно театр горожан (когда обычные горожане получают возможность стать активными участниками спектакля).

 

О лаборатории объявило творческое пространство «Угол», которое находится в Казани. Они организовывали этот проект совместно с коллегами из Германии, и я подумала, что было бы интересно получить новые знания. Был объявлен конкурс для профессионалов, и я поступила. В течение некоторого времени участники создавали проекты и защищали их. Так я объединилась с Катей Ганюшиной (Россия, Москва), Венерой Галимовой (Россия, Казань) и Наташей Боренко (Германия, Берлин).

Нас интересовал фокус на женщине «сорок плюс»
Сначала мы так просто и говорили: «Женщина сорок плюс». А потом уже сформулировали это до того, что нам очень интересно понять, почему женщины в этом возрасте на постсоветском пространстве стереотипно становятся как бы невидимыми для общества. Хотя во многих смыслах они играют, можно сказать, определяющую роль. Как нам кажется, чаще всего «невидимые» и являются тем самым «основным» сообществом, которое формирует «коллективное бессознательное» и даже общественное мнение.


В течение полутора лет мы отработали эту тему в лаборатории, заняли первое место и выиграли грант. Так стало понятно, что эта история очень откликается. Мы встречались через Zoom каждую неделю, говорили о своих наблюдениях, открытиях и как об этом можно рассказать. Летом я подумала, что хорошо бы это сделать у нас в Алматы. В реализации идеи нам помогли представители Гёте института, так как моих партнёрш из Германии и России надо было привезти в Алматы.

Сейчас активно идут репетиции, мы знакомимся с участницами. Каждая женщина интересна уже тем фактом, что решилась проявиться. Я сама являюсь женщиной «сорок плюс» и понимаю, насколько мы влияем на общество, при этом оставаясь где-то в тени. Например, мы – основной потребитель. Это касается даже продуктовых магазинов, потому что мы – те женщины, которые обслуживают детей, семью. Мы те, кто смотрит телевизор, покупает газеты, которые ещё издаются. Если задуматься – на нас, по сути, сориентирована вся реклама. Также мы воспитываем сыновей и внуков. Может, женщины не учат их драться, но определённо влияют на маленьких мужчин, которые потом становятся частью общества. 

Женщина не просто приспосабливается, она помогает приспособиться ещё определённому количеству людей
Причём так, чтобы это не выглядело драматично и трагично. Потому что женщина всегда в таком поле, которое надо успокоить: вокруг себя всё наладить, найти баланс, чтобы все вокруг тебя были спокойны как минимум и счастливы как максимум. Женщина, если так можно сказать, толерантна по своей природе. А женщина «сорок плюс» тем более. Я даже по себе сужу, потому что там, где все начинают спорить и кричать или провоцировать на спор, я улыбаюсь и жду момента, когда можно найти возможность договориться.


Конечно, мы также не можем существовать вне трендовости, поэтому женщины в этом возрасте стали чаще обращаться к психологам. Когда ты доходишь до этой границы в 40 лет, понимаешь, что чаще всего живёшь, посвящая себя детям, мужу, родственникам. И когда ты приходишь в этот возраст, когда у тебя дети повзрослели, муж немного отстранён, многие обращаются к психологу.

Если говорить о тренде любви к себе – я его поддерживаю, но с важной оговоркой. Если ты живёшь только ради себя – это разрушительно. Ты всё равно должен уметь отдавать. Я не говорю, что это должно быть трагично, драматично. Но это закон природы, закон пространства, Вселенной. Тут главное, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. Если ты только начинаешь отдавать и становишься невидимой – тогда это тоже проблема. Если ты только ради себя живёшь – это тоже ужасно. Поэтому важно найти баланс, и это касается не только возраста «сорок плюс».


Честно говоря, мы даже не ожидали, что в проекте захотят принять участие столько женщин. В течение четырёх дней, как был объявлен open call, к нам обратились более 100 участниц. При этом женщины обращаются сами, так как в театральном проекте только сама участница может проявить инициативу. Мы не коучи, мы не проводим мастер-классы. Это театр, здесь возможно только добровольное участие, потому что в итоге на сцену ты можешь выйти только сам. И, как я уже говорила, если женщина откликнулась – значит, она уже интересна и ей есть чем поделиться.

У нас в проекте есть участницы, которые говорят, что у них нет особенных историй, но они ощущают себя настолько видимыми, что хотят поделиться этим
У одной из женщин четверо детей, она не работает, но уверяет, что не считает себя несчастной, а наоборот, – счастливой и самодостаточной. И я действительно вижу, что она очень гармонична в контакте с собой, со своими хобби и интересами. Другая женщина говорит, что решила жить только для себя. И, как мне кажется, в этом есть своеобразная защита, такой щит, чтобы все от него отталкивались.
То есть у каждой женщины своя история, которая может быть нам близкой. Это самое важное в проекте «Невидимые» и в общем в таком направлении, как театр горожан – индивидуальные и непридуманные истории.



Первые встречи с участницами open call в рамках проекта прошли в начале ноября. Сейчас идёт работа над первым этапом проекта «Невидимые», результаты которого будут представлены уже 20 ноября на сцене театра «ARTиШОК».

Фотографии: Ирина Дмитровская
M

Читать также: