ЛАЙФСТАЙЛ

Многообещающая девушка

Наш колумнист Мади Мамбетов давно уже не пишет отзывы на кино, но, посмотрев новинку казахстанского кинопроката «Девушка, подающая надежды», не удержался.
Мади Мамбетов

20 января 2021

Тридцатилетняя Касси (номинантка на «Оскар» Кэри Маллиган) живёт странноватой жизнью. В то время как все её сверстники судорожно строят карьеры, женятся, выходят замуж и вообще достигают успеха, она живёт с родителями и работает бариста в маленькой кофейне. Работает без особого энтузиазма, хамит клиентам и вообще несколько асоциальна. А по ночам её можно встретить в местных клубах и барах, пьяную в дым, где она легко становится добычей тех прилично выглядящих молодых людей, которые подходят с вопросами «Вы в порядке?», «Помочь вам добраться до дома?», а потом везут её в свои жилища с самыми низменными намерениями. На шее Касси носит медальон в виде половинки сердечка с именем Нина – то ли сестра, то ли подруга (потом выяснится, что подруга). Возвращаясь поутру домой от очередного «приличного» парня, неожиданно бодрая и энергичная Касси делает в своём блокноте таинственные пометки и многозначительно глядит на фотографию, где они с Ниной вдвоём, ещё подростки.

Градус напряжения растёт
Автор отзыва может как угодно играть словами, пытаясь избежать спойлеров, но уже синопсис и трейлер фильм сразу выдают суть картины – она про месть. Про месть женщин мужчинам. Причём это не ваша старая добрая комедия в духе «Клуба первых жён». «Девушка, подающая надежды» отличается очень мрачным юмором, построена как заправский триллер и иногда наводит просто животный страх. А ингредиенты блюда, которое принято подавать холодным, включают вещи, существовавшие всегда, но получившие названия только в последние десятилетия: виктимблейминг, газлайтинг, двойные стандарты, привилегии белых гетеросексуальных мужчин, rape culture (культура изнасилования, особенно ярко цветущая в американских вузах). Это абсолютно феминистический фильм, снятый в совершенном соответствии с движением #metoo, если бы #metoo был бы кинематографическим трендом типа «Догмы». Но, понимая, что для многих зрителей такая оценка станет, скорее, отпугивающим фактором, особо отметим: это чрезвычайно развлекательный фильм, от которого невозможно оторваться, полный юмора и держащий зрителя на краешке кресла.

Кадр из фильма; volgafilmkz
Истории о мести всегда имеют особую притягательность для зрителя, фрустрации которого находят выход в сопереживании героям
И если тридцать лет назад главным киногероем этого жанра был разгневанный белый мужчина в фильме «С меня хватит» (с Майклом Дугласом в главной роли), то теперь фокус смещается совсем в другую сторону – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» три года назад рассказывал о женщине, разгневанной на белых мужчин. Духовной наследницей этой картины является «Девушка, подающая надежды». С тем отличием, что здесь история написана и снята женщиной, замечательной режиссёркой, сценаристкой и актрисой Эмиральд Феннел (мы её видели в роли Камиллы Паркер-Боулз в сериале «Корона»), и спродюсирована женщиной (номинанткой на «Оскар» Марго Робби).

Это сказалось на том, как тонко расставлены акценты и прописаны нюансы
В частности, фильм с таким уровнем саспенса умудряется обойтись без рек крови в кадре, а главная героиня, даже вступив на тропу войны, обходится с противником совершенно иначе, чем поступил бы мужчина.

Кадр из фильма; volgafilmkz
Собственно, для кинематографистов «Девушка, подающая надежды» – отличный пример того, как надо снимать фильмы о женщинах на грани нервного срыва, не превращая их просто в аналоги привычных мужских персонажей с другим набором половых признаков. Проще всего, пожалуй, поручать эту работу самим женщинам.


«Девушка, подающая надежды» вышла в казахстанский прокат на одной неделе с релизом на YouTube документальной картины о бытовом насилии Каната Бейсекеева «Жена». Несмотря на то что темы обоих фильмов не идентичны, они всё же говорят о положении женщины в современном обществе, и очень интересно посмотреть и сравнить, какие темы поднимаются у нас и в западных демократиях. Если для Казахстана пока ещё не всем ясен простой факт, что жён своих смертным боем бить нельзя, то западные кинематографисты уже зачищают поляну от тех сорняков, которые нам тут могут показаться несущественными детальками – «Ну, подумаешь, трахнули пьяную тёлку, не побили, не убили же». Для того чтобы выработать нулевую терпимость к такому мышлению, и необходимо смотреть (и снимать) фильмы вроде «Девушки…».

Кадр из фильма; volgafilmkz
Особенно внимательно стоит присмотреться к финалу картины. И задуматься над тем, какой ценой достигается – до сих пор – торжество справедливости. Каждый раз, когда я слышу о корыстной заинтересованности тех, кто выступает с обвинениями в адрес своего абьюзера, мне хочется орать дурным голосом от гнева, но я просто напоминаю своим собеседникам о тех выгодах, которые получили создательницы движения #metoo.

Если интересно, посмотрите, как сложились судьбы тех, кто свалил Харви Вайнштейна и других голливудских монстров
Много ли они заработали на его крови? Прибавилось ли у них ролей? Ответы на эти вопросы можно легко нагуглить. И задуматься в следующий раз, прежде чем защищать негодяя, вставая на его сторону против жертвы.

Фотографии предоставлены volgafilmskz
M

Читать также: