ЛАЙФСТАЙЛ

«Прошлые жизни»: 

право выбрать себя, не забывая о прошлом

Уютная тонкая мелодрама, основанная на реальных событиях, или насквозь придуманная история, в которой ничего не происходит? Критики по-разному отнеслись к дебютной работе корейской сценаристки Селин Сон «Прошлые жизни». Это не помешало фильму стать претендентом на «Оскар» в 2024 году сразу по двум номинациям и сеансом психотерапии для авторки Manshuq Татьяны Делль.

Татьяна Делль

9 октября 2024

Корейским писателям не дают Нобелевку по литературе. Достаточно веская причина, чтобы переехать из Сеула в Америку? Для 12-летней На-Ён и её семьи – пожалуй. Одноклассник Хэ-Сон соперничает с главной героиней из-за оценок, провожает её домой из школы, каждый раз терпеливо переносит её слёзы. Однажды даже ходит с девочкой на свидание и… расстаётся с ней на 10-й минуте киноленты.

И вот героям уже 24. Они случайно находят друг друга в Сети и начинают активно общаться онлайн, стремясь наверстать 12 лет молчания. Хотя этого пробела будто и не существовало – Хэ-Сон и Нора (у На-Ён даже имя новое) снова находят общий язык. Они готовы болтать дни и ночи напролёт, несмотря на разницу во времени.

Казалось бы, вот и хеппи-энд: разлучённые судьбой детишки выросли, вновь нашлись, встретились и поженились. Но не тут-то было! Ни один из героев не собирается переезжать к своей родственной душе. Он сможет приехать в Нью-Йорк через полтора года, она в Сеул – через год. Не навсегда, а на разок, в гости. Когда бурное онлайн-общение изживает себя и не имеет продолжения, друзья детства принимают решение сделать небольшой перерыв, который в результате затягивается ещё на 12 лет.


За это время Нора успевает выйти замуж за американца Артура, Хэ-Сон тоже встречается с девушкой. Наконец он решается приехать в Нью-Йорк, чтобы увидеться с первой любовью. Они гуляют, смеются, катаются на пароме, делают селфи, вспоминают былое и обсуждают взрослую жизнь.


По законам фильмов подобного жанра в этот прекрасный момент муж отходит на второй план, а влюблённые и давно потерянные воссоединяются.


– Какая чудесная история: друзья детства, встретившиеся через 20 лет и осознавшие, что это судьба. Только в этой истории я – будто злой муж-американец, стоящий у них на пути. Я тот, кого обычно бросают, когда на горизонте появляется бывший. Куда мне до него? – говорит сам Артур.


А ведь правда: в таких мелодрамах муж или жена всегда какие-то проходные персонажи, которые возникают в жизни героев на время как незначительное препятствие. Не до конца прорисованный или слишком мерзкий и неприятный человек, с которым у главного героя нет ничего общего и отношения не складываются. Изменяющая жена Декстера в «Одном дне», исчезнувший мимолётный бойфренд Грег из «С любовью, Рози», от которого Рози случайно забеременела. Какие тут могут быть сожаления? Зритель сразу осознаёт жирно прочерченную линию: вот это настоящая любовь, которая обязательно победит, а всё остальное – мелочи жизни, которые можно вынести за скобки. Рано или поздно они встречаются и остаются вместе, потому что это единственное и неповторимое чувство, которое невозможно ни с чем спутать и по которому тоскуешь всю жизнь.

В «Прошлых жизнях» всё иначе. Муж Норы оказывается важным для неё человеком, несмотря на их, казалось бы, заурядную историю. Да, встретились в творческом лагере, съехались, чтобы сэкономить на аренде, поженились раньше времени, чтобы Норе дали грин-карту. Но при этом смогли построить доверительные отношения, уважают чувства друг друга, открыто говорят о приезде Хэ-Сона и делятся переживаниями. Нора не встречается с другом детства тайком, не врёт мужу, а он не фонтанирует ревностью, не препятствует их общению и даже сам знакомится с Хэ-Соном:


– У меня нет права злиться. Он пролетел 13 часов, и я не собираюсь запрещать вам видеться.


А Нора, в свою очередь, не собирается менять свою жизнь из-за внезапно появившегося парня из прошлого. Критики пишут, что она не умеет никого любить, но я вижу совсем другое. Это женщина, которая выбирает себя, свой путь и свою жизнь, создаёт её такой, как хочется именно ей. Она переезжает в Нью-Йорк и строит там карьеру, находит человека с общими интересами и схожими взглядами на жизнь, с которым легко и комфортно. Но при этом бережно хранит в сердце воспоминания о первых чувствах, которым не сбылось стать чем-то большим, чем просто сидение за одной партой и детские прогулки. Нору не терзают муки выбора – она УЖЕ выбрала. Себя. Свои цели и приоритеты. Когда муж говорит ей, что их отношения выглядят скучновато на фоне волшебной истории с Хэ-Соном, она парирует:


– Ты упускаешь ту часть, где я люблю тебя. Это моя жизнь. И я выбрала тебя. Именно здесь я оказалась и именно здесь я должна быть.


Если предыдущие картины всегда заставляли героев решать, и решение казалось очевидным, то «Прошлые жизни» не поднимают этот вопрос. Хэ-Сон когда-то уже решил ничего не менять и тихо страдать у себя дома в Корее, Нора – эмигрировать, стать писательницей и выйти замуж за реального человека, с которым можно заваривать кофе по утрам, сетовать на погоду и мечтать о куриных крылышках, лёжа в обнимку перед сном.


Для Норы Хэ-Сон – олицетворение её родины и привет из детства. Это не тот мужчина, с которым она хотела бы провести жизнь, а мальчик, который помнит её ребёнком. А это так приятно, когда в мире есть хоть один человек, с которым можно сесть на машину времени и вспомнить, какой ты была 20 лет назад! Это как дверца в детство, где всё было так просто и понятно.


– Рядом с ним я словно не кореянка, но будто возвращаюсь в Корею.

Артур признаётся жене, что во сне она говорит по-корейски, и это одновременно умиляет и немного пугает его – внутри неё есть место, куда он не может попасть. Думаю, в душе у каждого из нас есть этот уголок, в который трудно заглянуть другому человеку, если вы познакомились, будучи взрослыми. Для того чтобы он появился, даже необязательно уезжать в другой город или страну. Это то укромное местечко, где живут воспоминания детства и юности и в которое есть пропуск только для тех, кто тоже был рядом в беззаботные моменты.


Нора и Хэ-Сон беседуют о концепции инь-ян и своих воплощениях в прошлых и будущих жизнях: а что, если в предыдущей жизни они тоже были связаны? Были королевой и пажом или попутчиками в поезде? Вдруг получится снова встретиться в следующей, раз в этой жизни не сложилось? Мне не близка идея перевоплощений и кармических связей, но ведь и в одной жизни может быть несколько разных отрезков, которые уже никогда не складываются вместе. Например, когда случайно встречаешь в неожиданном месте одноклассника и не можешь его сразу узнать, хотя он и не особо изменился, может показаться, что увидела привидение. Учёба в школе и универе осталась так далеко позади, что её можно смело назвать прошлой жизнью. Хэ-Сон рассуждает и о той реальности, которая могла бы сложиться, но не сбылась:


– Я думал: что, если бы ты осталась и мы выросли бы вместе? Мы бы встречались? Расстались или поженились бы? Были бы у нас дети? Но я понял: тебе нужно было уехать. Потому что ты – это ты. Поэтому ты мне так нравилась. Для меня ты – та, кто уезжает. Для мужа – та, кто остаётся.


Несмотря на свои чувства, Хэ-Сон не пытался бороться за свою На-Ён ни в 12, когда был ребёнком, ни в 24, когда уже мог вмешаться в ход событий. Поэтому в 36 ему остаётся лишь одна встреча в кафе рядом с подругой и её супругом и рассуждения из разряда «а если бы». Стоит ли винить Нору за бесчувственность и расчётливость? Отнюдь. Женщина вправе выбирать не только сердцем, как проповедуют мелодрамы, но и головой, как диктует жизнь.


К слову, сюжет фильма во многом повторяет реальную историю его создательницы Селин Сон. И у меня не осталось ни капли сомнения в её подлинности: эта неспешная картина передаёт эмоции не только через глубокие и честные диалоги, но и через взгляды, прикосновения и мимику персонажей, несмотря на отсутствие постельных сцен, которые казались бы здесь излишними.

Для меня кино имело ещё и терапевтический эффект: хотя я никогда не уезжала из родного города, у меня тоже была привязанность юных лет – лучший друг, которого я даже называла братом. Как водится в 17, дружба и любовь путаются между собой, и мы предпринимали попытку перевести отношения в другую категорию, из которой ничего не вышло. В результате оба построили свои семьи с другими людьми и счастливы в браке – каждый по-своему. В какой-то момент было принято решение прекратить всякое общение.


Когда я смотрела «Один день» или «С любовью, Рози», я лишь убеждалась в своей неправильности. Должно было быть только одно истинное чувство, которое надо нести сквозь года! Или нет?!


У меня всё было не так, как в фильмах. «Прошлые жизни» разрешили мои мысли и эмоции, сделали их легальными. В моей душе есть место для глубокой привязанности, любви и доверию к своему супругу, с которым мы честно проходим рука об руку 16 семейных лет – с усталостью, болячками детей и бешеным графиком, ровно как и с совместными минутами отдыха, разговорами по душам и приятным дурачеством. Но есть в сердце и укромное местечко для тёплых воспоминаний о непринуждённом общении с человеком, который знает меня как девчонку из 11 «А». И ничего не знает о том, какой я стала во взрослой жизни. Без иллюзорных «если бы», но с большой благодарностью к тому, что осталось в прошлом. Одно не исключает другое.

Кадры из фильма «Прошлые жизни»
M

Читать также: