Личный опыт: сальса как психотерапия
7 октября 2020
Посещать уроки сальсы я начала в июне прошлого года. Преподаватели не только детально показывали технику и базовые движения, но и учили чувствовать ритм, музыку, темп, а самое главное – своё тело и тело партнёра. С каждого занятия я уходила воодушевлённая и заряженная энергией. В прошлом году в августе я уехала на пять месяцев в Эстонию учиться по академическому обмену и лишь после ослабления карантинных мер смогла вновь вернуться к урокам сальсы. После перерыва занятия танцами были тяжёлыми в эмоциональном и психологическом аспектах – тревожность и страх сковывали моё тело, не позволяли расслабиться и следовать за партнёром, прислушиваться к нему. Даже в соло-партии мне было тяжело раскрепоститься и вложить энергию в движения: казалось, все танцуют намного лучше и замечают все мои ошибки.
Мне понадобилось много времени, чтобы понять, в чём причина моего страха и неуверенности в себе. После того как я вернулась домой после учёбы в Эстонии, в моей жизни случились два важных события. Первое – из-за разногласий я перестала общаться со своей подругой детства, которая была мне почти сестрой. Казалось, что я приняла тот факт, что люди уходят и приходят в твою жизнь, и это не ты «недостаточно хороший друг или человек», а просто таков закон. Но я до сих пор вижу сны, в которых в наших конфликтных ситуациях каждый раз виноватой оказываюсь я – так пришло осознание, что отпустить эту ситуацию до конца не удалось. И второе событие – я столкнулась с харассментом по отношению к себе со стороны близкого человека. Позднее несколько раз у меня были панические атаки из-за этого, но поддержка друзей и мой активный образ жизни достаточно быстро «восстановили» мой позитивный настрой.
Я решила поговорить со своими преподавателями – Жансаёй Кудайберген и Капаром Жидебаевым, чтобы узнать, как начинался их путь знакомства с сальсой, сталкивались ли они с какими-либо ментальными блоками, как преодолели их и, наконец, как танец помог им стать личностями, которыми я безмерно восхищаюсь: волевыми, упорными, артистичными и осознающими свою ценность.
Жансая Кудайберген и Капар Жидебаев
Почему вы начали заниматься сальсой?
Жансая: Осознанно танцевать я начала около трёх лет назад. Но ещё раньше, в 2014-м, я увидела видео – как пары танцевали бачату, и мне очень понравилось. Это было что-то интересное – с невероятными эмоциями! Я раньше недолго занималась стрип-пластикой – мне казалось, вот это моя энергия – медленная и тягучая. Когда пришла в свою первую школу учиться сальсе, мне не смогли её доходчиво объяснить. Из-за этого я просто её игнорировала: у меня не получается – мне не нравится. А когда мы позднее встретились с Капаром, он заинтересовал меня рассказами о зарождении сальсы, её музыке, и я постепенно влюбилась.
Сталкивались ли вы с ментальными блоками во время занятий и как смогли их преодолеть?
Жансая: Я очень рефлексирующий человек, люблю всегда философствовать, копаться, анализировать, увлекаюсь психологией. Для меня танцы – это ещё одно поле для рефлексии. В танцах ты сразу можешь всё увидеть, очень быстро начинаешь понимать: «А, вот здесь я косячу, в жизни я такая же». Это было в парном взаимодействии, это очень сильно выражается в границах. Мне очень сложно замечать свои границы как в жизни, так и танцах. Я знала об этой проблеме, но когда увидела её наглядно в танце, стала лучше осознавать. Я как будто начала ощущать и осязать какие-то моменты, и от этого мне стало легче. Эти проблемы не уходят сразу на 100%, но они очень сильно нивелируются благодаря танцам, особенно сальсе. Сальса для меня – огромный поток энергии, которая очень сильная, активная, огненная, которая может раскрыть твою сущность. Я долгое время была стеснительной, у меня были комплексы, зажатости. Сказывалось «южное» воспитание – надо быть стеснительной, хорошей, правильной. А в сальсе – энергия! Немного развязная, драйвовая. При этом не вульгарная, просто раскрепощённая. Я преодолела этот барьер, когда делала одно и то же в танцах и училась себя показывать.
Есть базовые инсайты из танцев, которые вы могли бы применить к жизни?
Капар: Я тоже хотел про работу 50 на 50 сказать. Для меня это было открытием, потому что раньше я тоже пытался всё сделать за партнёршу. Второе открытие было, когда я понял, что я не просто могу быть наблюдателем «сделай свою часть», а я могу помочь партнёрше сделать её часть. Именно не сделать за неё, а подстраховать. Я проконтролирую, чтобы она сделала хорошо, не поранилась, не упала, не завалилась. И вот эта часть очень крутая – мужская забота без насилия. Я могу просто придержать без чрезмерной опеки.
Какие качества вы открыли в себе благодаря занятиям танцами?
Капар: У меня есть такое качество «А что лучше? Решите сами, потом мне скажите». В танцах мне пришлось начать вести, я не могу партнёрше сказать «Ты реши, потом сделай, и пусть так и будет». Тебе нужно быстро решать, даже если это будет не оптимально, но это будет так. Я понял, что женщины старше 30 и 35 лет – это тоже девочки. Во время тренировок и в процессе обучения понял, насколько вообще не отличается 20-летняя девушка от 40-летней женщины, кроме возраста. Даже не знаю, как понял, просто было на уровне ощущения. Людям нужно внимание. Всем нужны внимание и любовь. Как много среди нас есть людей с нехваткой любви.
И пусть сейчас я не могу дать чёткой универсальной инструкции по избавлению от страха, я точно знаю, что избегать его – не самый оптимальный вариант. А каждый урок сальсы – это вызов, это борьба, в которой я каждый раз всё ближе к победе. И как только подступает тревога, я медленно выдыхаю, улыбаюсь и продолжаю танцевать.