ЛАЙФСТАЙЛ
Симона Де Роса:
«Если вы хотите увлечься джазом, просто начните его слушать»
О том, почему джаз – это не старомодный жанр, чем он отличается от других музыкальных направлений и в чём его суть, итальянская джазовая певица Симона Де Роса рассказала авторке Manshuq Алиме Амиралиной.
Алима Амиралина
17 октября 2024
Язык джаза – импровизация. Он свободен, и нет ничего, что написано заранее. Даже когда я готовлюсь к выступлению, у меня есть лишь форма песни и несколько аккордов – и эти аккорды можно обойти и начать импровизировать.
Джазовое выступление – это командная работа певца и музыкантов и активный обмен энергией. Я, как певица, не существую без музыкантов, а они и выступление не существуют без меня. Музыка – диалог. Мы разговариваем на сцене при помощи музыки. Поэтому, если представить, что на сцене я говорю сама с собой, то слушателю станет скучно, правда? Вместо этого я хочу, чтобы каждый взаимодействовал со мной, создавал музыку, веселился.
Вот в этом и есть вся суть джаза
Я родом с юга Италии, из Неаполя. Сейчас живу в Берлине, но последние 12 лет езжу по всему миру. Моя жизнь во многом сформирована этими поездками и открытиями разных культур. В новой стране у меня есть возможность познакомиться с прекрасным – новой культурой, локальной музыкой, едой. Я – гражданка мира, которая постоянно учится.
Кстати, джаз и его свобода также повлияли на мою гибкость и в других аспектах жизни. Например, в изучении иностранных языков. Это может быть любой язык – китайский, вьетнамский, казахский, какой угодно. В джазовой музыке вы должны много слушать. Слушать и повторять, слушать и повторять – это способ учиться в джазе. Поэтому и в других сферах жизни я открыта для опыта и для новых знаний.
Куда бы я ни пошла, я всегда стараюсь преподавать: организовывать семинары или мастер-классы. Я думаю, что важно быть рядом с молодым поколением и учиться у них. По моему опыту, молодые ребята всегда могут чему-то научить.
У меня есть степень по джазовому исполнительству Куинз-колледжа городского университета Нью-Йорка (Queens College, City University of New York). Возможно, моя история может вдохновить учеников выйти из зоны комфорта и начать исследовать что-то новое и незнакомое. Преподавание – это ещё и способ взглянуть на моё собственное ремесло с другой точки зрения: когда можно снять с себя привычную роль и обязанности повседневной жизни.
Я до сих пор помню, как впервые увлеклась джазом. Мне шестнадцать, и я ничего не знаю о джазе, слушаю привычные для подростка жанры, например метал. И однажды отец приносит домой газету, к которой прилагается компакт-диск «Леди джаза». Я его включила и прослушала треки, исполненные Сарой Вон, Эллой Фицджеральд, и просто влюбилась в их элегантность и свинг. Движение их голосов возбудило моё любопытство – я начала изучать этот жанр и постепенно узнавала всё больше и больше. А после того, как получила степень в геологии, я решила следовать за своим истинным «я» и отправилась в Соединённые Штаты изучать джазовую музыку.
Если вы хотите увлечься джазом, но не знаете, как к нему подступиться, не стесняйтесь и просто слушайте. Ходите на джазовые концерты, причём пробуйте выбирать не только известных исполнителей – поддержите местных джазовых музыкантов и молодое поколение, новых людей на сцене.
Некоторые считают, что джаз – это что-то старомодное
Но это флюидный жанр, который постоянно меняется. Сегодня есть много разных стилей джаза – этно-джаз, джаз с элементами поп-музыки и даже рэп-джаз. Вы можете найти джазовую музыку, которая будет соответствовать вашим вкусам и предпочтениям.
На выступлениях я всю себя отдаю публике – будь это три человека в зале или триста. Я слишком уважаю своё ремесло и музыку, чтобы не отдаваться процессу полностью. Разумеется, это энергозатратно, но это единственный для меня способ выступать.
Джаз родился в полях. После в США появились маленькие клубы, нелегальные питейные заведения – поэтому джазовые музыканты научились играть в тесных обстоятельствах, в которых появляется чувство близости с публикой. Условия, когда я пою, а слушатель сидит ко мне очень близко, создают уникальную связь. Вся энергия как будто сосредотачивается в этой тесноте. А в music-холлах всё по-другому – более формально, но при этом ярко и мощно именно из-за большого пространства. От каждого выступления получаешь особое удовлетворение.
О Казахстане до моего приезда сюда я ничего не знала и поэтому была очень взволнована. Мне было интересно всё – культура, музыка, что происходит здесь на музыкальной сцене. Я уже успела познакомиться и открыть для себя кое-что из народной музыки, поиграла на домбре. Джазовая сцена здесь – что-то новое для меня, чувствуется энтузиазм и стремление к новому, свежему. Казахстанское молодое поколение очень открытое. И публика тоже очень хорошо приветствует новое.
Фотографии предоставлены героиней материала
M