ЛАЙФСТАЙЛ

Почему опера «Кыз Жибек» – символ новой эпохи Казахстана?

Музыковедка Жанель Сафиева рассказывает о первой казахстанской опере, с момента первой постановки которой прошло уже 90 лет.

Жанель Сафиева

7 октября 2024

«Кыз Жибек» – казахстанская опера, первая в своём роде. В академической музыке принято, если у какой-либо национальной композиторской школы появилась опера, то значит, в этой стране появилась академическая музыка. Опера – это как прообраз всей академической традиции. И я считаю, что это очень важно – не просто рассказывать о тех элементах нашей культуры, которые стали артефактом, но и развеивать мифы и подсвечивать причинно-следственные связи.


«Кыз Жибек» – это репертуарная опера. Её ставят во всех оперных театрах – КазНТОБ им. Абая, Astana Opera, Шымкентский городской театр оперы и балета. Все версии разные. Например, в алматинском театре постановка более аутентичная с точки зрения исполнения – присутствуют разговорные части, но при этом драматургически и визуально режиссёр Михаил Пандживадзе пытается отойти от ощущаемого в опере советского нарратива в романтическую оперу. В Астане же с точки зрения исполнительства прибегают к версии с большим музыкально-вокальным содержанием, а симфонический оркестр дополняется звучанием казахских инструментов. Всё это очень интересно. Но в этом материале я хочу порассуждать на тему – зачем в СССР придумали оперу «Кыз Жибек»?

В первые годы существования Советского Союза создание национальной оперы стало важной задачей для всех республик, включая Казахстан. Опера была мощным инструментом в формировании общественного сознания и идеологии, что делало её центральным элементом в развитии национальных музыкальных культур. Следуя этой политике, в 1933 году в Алма-Ату приезжает российский композитор Евгений Брусиловский, который на тот момент был молодым выпускником Ленинградской консерватории.

В дальнейшем именно Брусиловский сыграет ключевую роль в становлении казахстанской композиторской школы

Его опера «Кыз Жибек» – первая казахстанская опера. В этом году исполнилось 90 лет с момента её первой постановки.


В 1930 годы Советский Союз переживал один из самых напряжённых периодов своей истории. Страна активно строила социалистическое общество, что сопровождалось жёсткими политическими мерами, репрессиями и строгой цензурой. Культура стала одним из ключевых инструментов государственной политики, в этот период контролируемой центральными органами власти, включая комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. 


В это время опера заняла особое место в культурной жизни СССР. Она не только служила развлекательным жанром, но и стала важным средством идеологического воздействия. Через оперу советская власть стремилась донести до народа идеи социализма, одновременно декларируя сохранение и развитие национальных культур. До этого музыкальная культура Казахстана была основана на богатой традиции народных песен, кюев и устно-профессионального искусства, таких как творчество акынов и жырау. Появление оперы как новой формы музыкального выражения представляло собой синтез традиционных музыкальных форм с новыми, академическими жанрами.


В это время в Казахстан приезжает Евгений Брусиловский – перспективный молодой композитор. Его карьера в Ленинграде только начиналась, и значительных успехов он ещё не достиг. Приезжает он по приглашению Ахмета Жубанова – ключевой фигуры в казахстанской музыкальной культуре, который на тот момент возглавлял учебную и методическую работу первого музыкального учебного заведения – музыкально-драматического техникума.
Жубанов видел в Брусиловском музыканта, способного объединить европейские академические традиции с богатым наследием казахской музыки
Переезд в Алма-Ату оказался для Брусиловского настоящим вызовом, но он быстро адаптировался к новой среде. Перед ним стояла непростая задача – создать оперу, которая одновременно отражала бы казахскую культуру и соответствовала требованиям номенклатуры. Ключ к успеху находился в традиционной музыке. Вместе с тем Брусиловский привнёс в казахскую оперу элементы европейской музыкальной традиции, такие как оркестровые партии и оперные формы, что стало новым для казахской музыки. Композитор уделял особое внимание гармонизации казахских мелодий, избегая резких переходов, чтобы сохранить аутентичность. Это позволило создать произведение, доступное для широкой аудитории.


Этот подход не был новым. К нему прибегали русские композиторы XIX века, известные как «Могучая кучка». Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков и Кюи стремились создать национальную русскую музыку, интегрируя народные мелодии и темы в академические жанры. Брусиловский шёл по тому же пути, стремясь объединить казахские традиции с европейскими музыкальными формами.

Почему опера «Кыз Жибек» – символ новой эпохи Казахстана?
Почему опера «Кыз Жибек» – символ новой эпохи Казахстана?

Либретто для «Кыз Жибек» написал Габит Мусрепов – выдающийся казахстанский писатель и драматург, тонко чувствовавший народное искусство и его дух. Сюжет оперы основан на казахском эпосе XIV-XVI веков, который рассказывает о трагической любви Жибек и Толегена. Их искренняя любовь столкнулась с непреодолимыми препятствиями – строгие традиции и обычаи. Толеген, решивший бороться за свою любовь, погибает от руки соперника Бекежана, а Жибек, не выдержав утраты, заканчивает свою жизнь, бросаясь в реку.


Известно несколько версий эпоса, но Мусрепов намеренно выбирает тот вариант, который подчёркивал осуждение нравов старого феодального общества. Иными словами, в опере показано, как такие традиции могут разрушить жизнь молодых людей. Такой подход соответствовал идеологическим требованиям времени, делая оперу не только национальной по форме, но и социалистической по содержанию.

Активное участие в создании оперы приняли и исполнители главных партий в опере – Куляш Байсеитова, Курманбек Джандарбеков и Канабек Байсеитов. Они не только участвовали в постановке спектакля, но и помогали Брусиловскому освоить казахскую музыку. Самое главное, они способствовали подбору музыкального материала, который лёг в основу оперы. Это известные казахские песни «Гакку», «Толкыма», «Раушан», «Жиырма бес», «Мади» и многие другие.

«Кыз Жибек» стала не просто первой казахской оперой, но и положила начало целой эпохе в музыке Казахстана. Евгений Брусиловский, создав «Кыз Жибек», заложил фундамент казахской оперы, которая объединила в себе богатые народные традиции и новые, академические формы.

Эта опера стала одним из поворотных моментов в истории казахской музыки
Благодаря её успеху начали активно развиваться другие музыкальные жанры, такие как симфоническая музыка и балет. Опера стала своего рода примером того, как сочетать традиции и новаторство. Спустя 90 лет с момента первой постановки «Кыз Жибек» по-прежнему остаётся важнейшим произведением в репертуаре оперных театров, подтверждая свою неизменную значимость.
Фотографии предоставлены автором статьи

Коллаж: Жания Фазылова

M

Читать также: