«Этот безумный прекрасный мир»: взгляд на события в мире в выставке художницы Гули Громовой
18 сентября 2023
Для справки:
«Первая серия «Цветные тени» появилась в ответ на моё желание воплотить альтернативную реальность – в противовес ограничениям карантина, когда всё было запрещено, со всех сторон нас пугали, что все мы умрём. Я решила создать в своих полотнах иной мир, где бы мы смеялись, где обитали бы люди из творческой среды. Хотелось уйти из общего гнетущего состояния депрессии, и я стала использовать открытые, яркие цвета, которые больше присущи поп-арту».
«Если всё самое страшное, чем нас пугают в интернете журналисты, политологи и так далее, вдруг произойдёт, если негативные прогнозы сбудутся, тогда как будет выглядеть картина мира? Так возникла серия «Заглядывая в бездну. Летопись нового времени». Центральное полотно, с которого всё началось, подразумевает отношения мужчины и женщины. Как развивается человечество в цифровом мире? Что приобретают и что теряют мужчины и женщины?»
Гуля Громова-Джумагари:
«Концентрация внимания человека на «красивой красоте», «успешном успехе» очень многим людям несёт только негатив. Кто-то даже страдает депрессией, сравнивая себя со знаменитостями – не в свою пользу. Впечатления черпают из значительной части интернета, соцсетей, в особенности из инстаграма с его фильтрами, наводящими глянец на реальность».
Полотно «Отбор» выбивается на общем фоне выставки особым драматизмом, даже зловещей ноткой. Картина написана, по признанию Гули, ещё до пандемии, когда обстановка только начинала нагнетаться:
Гуля Громова-Джумагари:
«Мы разговаривали с мужем, чувствуя, как ускоряется время, как повышаются требования, предъявляемые человеку. Люди вовлекались в бесконечные тренинги, цель которых – «выше, дальше, быстрее». Мы размышляли, чем же это закончится? У меня появилось тяжёлое предчувствие, и возник этот холст – «Отбор». Символика такова: девочка – незрелая, капризная личность, выбирает: кто хорош, кто нет, кому оставаться жить, кому нет. У ног ребёнка – поломанные куклы. Это те, кого она признала несовершенными, отбраковала. Злую девочку окружают люди, которые ей потворствуют, или те, кто слепо верят».
Гуля Громова-Джумагари:
«Этот цвет символизирует позицию: «Не хотим смотреть на плохое, хотим – на хорошее». Герои множатся в троекратных копиях (наши жизни в разных пространствах – соцсетях, реальности, вымышленном мире). Эти феерические образы – моя реакция на тяжёлые обстоятельства, которые все мы пережили, противопоставление мрачности искусства наших дней. А ведь из мрачного искусства начинает прорастать соответствующая реальность, люди начинают в это верить. Ведь даже в искусстве – в портретах, картинах – люди не улыбаются, они серьёзны, печальны. И я подумала, почему бы не создавать реальность противоположную этому мраку, этой чрезмерной серьёзности – позитивную, яркую реальность».
Что же внушало надежду Гуле Громовой в самый тяжёлый период, когда и создавалась новая серия работ?
«Вера была особенно важна, когда происходили драматичные события – пандемия коронавируса, карантин, иные потрясения мирового масштаба. У меня случались моменты, когда внутри появлялась некая пустота и отсутствие веры. Мы переживали этот период внутри семьи. Но многим приходилось тяжело остаться наедине с подобным испытанием, тяжело воспринимать себя в этом мире одиноким, не получать поддержки. Личностное одиночество всё более усиливалось. Если человека лишить веры, он начинает сам по себе разрушаться, исчезает ощущение всеобщей целостности и поддержки.
В христианской, буддистской религиях люди, занимаясь духовными практиками, достигают наивысшей точки – когда человек чувствует себя частью чего-то огромного, большого. Частью природы, частью животного мира и человеческого общества. Мне кажется, это и есть ощущение Бога, Создателя.