ЛАЙФСТАЙЛ

«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова

Валерий Аяпов – казахстанский фотограф, который дарит нам фотографии, наполненные любовью к природе Казахстана. Как говорит Валерий сам о себе: «Я портретист на работе, а природа – это для души». Его удивительные работы можно будет увидеть на выставке «Любовь в большом городе», которая состоится 19 сентября. А пока мы попросили Валерия рассказать свою историю любви – к фотографии, природе, людям и родине. 
Наталья Зайнулина

3 сентября 2021

О себе

Мой отец был фотографом, поэтому я вырос в особой атмосфере. Других детей окружали игрушки, а меня – профессиональное оборудование. До сих пор помню запах кожаного кофра для фотоаппаратуры, стекло и сталь оптики, запах фотоплёнки. Когда впервые отправился в путешествие с мамой, мы взяли с собой камеру – я фотографировал всё, что видел. Отснял две плёнки, папа их проявил. Это были «открытки» с достопримечательностями и природой. Людей я не фотографировал – было страшно экспериментировать. Неизвестно – получится или нет, а плёнка стоила тогда немалых денег. И только в пятом классе я самостоятельно заснял одноклассников в походе.


В старших классах захотел зарабатывать на одежду и развлечения. Папа позвал с собой в парк, был Наурыз. Мне сначала было некомфортно – вдруг кто увидит? Но к моему цветастому зонтику начали подходить люди и с радостью фотографироваться. Именно в тот момент ушло стеснение, а когда я получил первые деньги, то пропал и стыд. Я понял, что каждая профессия может быть практичной, полезной. С этого начался мой интерес к фотографии.

«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
Потом пришло время поступления. Мама предложила два варианта: первый – институт искусств, куда меня возьмут без экзаменов, и второй – инженерное образование. Она сказала, что на инженерном я смогу получить системное мышление, которое мне поможет в жизни. Так и случилось. По специальности я инженер-программист, за что очень благодарен родителям.

Папа дал возможность увидеть искусство, научил коммуницировать с людьми. Я смог увидеть в человеке человека
Это позволило мне работать не механически, формально выполняя свою функцию, а подходить с душой к каждому – этого хочется всем, у людей дефицит внимания и заботы. Поэтому раскрыть человека, установить раппорт – особый навык, требующий десятилетий практики.


Мне невероятно повезло с тем, что у папы было оборудование. Я попробовал все виды камер. Мне не нужно было закладывать душу, чтобы приобрести фотоаппарат в рассрочку на 24 месяца.

Первое своё признание я получил, будучи студентом. В институте прошла выставка моих работ, которая очень меня вдохновила. Мне помог знакомый фотограф папы. Помню, как декан пришёл к нам на пару по физике и спросил: «Где Валерий Аяпов?» Я в этот момент подумал о том, что меня отчисляют! Сразу же пригнулся пониже к парте. Оказалось, что мне присвоили двойную стипендию за вклад в культуру университета.

Я всё время возвращался к природе. Съёмки свадеб, корпоративов – это здорово, но хочется большего охвата, не только для отдельных людей.

С тринадцати лет я снимал природу и вот вернулся к истокам
Благодаря этому я изменил свой подход, сменил авторскую позицию – для фотографа и человека, которому 40 лет, это революция. 

О силе фотографии

Некоторые фотографии нас цепляют, а другие остаются незамеченными. Невозможно обмануть смотрящего фальшивыми чувствами. Не на всех фото видны теплота, атмосфера, любовь.


Моя задача, как специалиста, раскрыть человека, дать почувствовать себя в безопасности и комфорте. И это может сделать не каждый фотограф. Поэтому я часто советую клиентам пробовать разных фотографов. Каждый увидит что-то особенное. Мой подход – обучать людей, объяснять смысл того, что и зачем мы сейчас делаем на съёмке, помочь каждому определить личную позицию по отношению к зрителю. Тогда он чувствует себя более свободно. Я объясняю какие-то элементы позирования, «куда девать руки», «секреты искренней улыбки», помогаю мыслить в кадре. Таким образом, фокус внимания модели смещается от сковывающей клетки внутренних переживаний во внешний мир – на смысл, который закладывается в каждом кадре, а ты в это время фотографируешь. Здесь ты становишься на позицию ниже: поэтому чаще фотограф стоит на коленях, так и с животными – с ними вообще нужно ползком либо на машине.

«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
Люди, бывает, спрашивают, как я не устаю работать с людьми. Отвечаю, что я не напрягаюсь, потому что с людьми общаюсь на языке любви. Сначала мы становимся друзьями, затем работаем. Состояние человека создаёт послевкусие фотографии. Когда удаётся расшевелить, создать дружескую обстановку, человек начинает жить в кадре. Так получаются лучшие фото. Да, ты ставишь свет, формируешь тени, выставляешь экспозицию. Но важен сам человек и его внутреннее состояние. На самом деле 80% успешной фотографии зависит от настроения модели.

О любви к природе

Секрет в том, что я не отделяю подход к работе над портретом человека от методов фотографирования природы. И в самом деле – всё то же самое. Когда фотографируешь природу, передаётся твоё настроение – красивые фотографии созданы лишь по любви, иначе невозможно. В фотографии человека интересны переходные моменты, они задают определённую эмоциональную тональность, настроение, так же – в фотографии природы. Меня интересуют, прежде всего, моменты драмы и характерные контрасты: лучи солнца, пробивающиеся через дождевое облако, момент пробуждения и цветения подснежника среди остатков снега, тяжёлые капли дождя, рассекающие раскалённое марево степи. Передача понятия любви к природе на фотоснимке сводится в итоге к зрительскому критерию «верю» или «не верю». 

Любовь к природе начинается с восхищения
И это момент, когда я опускаю камеру, когда открывается очередное явление природы во всей своей мощи и гармонии. Потому что на фоне могущества и безграничного разнообразия природы становится очевидна суета и непрочность мира людей, изначальное несовершенство выстроенных ими конструкций.

«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
Мы хотим познакомиться с природой ближе, начинаем изучать конкретную тему. Чтобы understand, to stand under – понять, встать ниже, это вопрос позиции. Ведь если ты стоишь ниже, ты видишь больше, сливаешься с природой, становишься её частью. Шаги становятся мягче, дыхание ровнее, обостряются слух и обоняние. В этот момент взгляду начинает открываться суть экосистемы во всех её сложных нелинейных взаимосвязях. Там, где на первый взгляд пустыня, начинаешь видеть феерию жизни во всех её проявлениях.

Я настраиваюсь на позицию наблюдателя, местами фотоохотника и следопыта
В итоге я учусь у природы. У хищника учусь бесконечному терпению в выслеживании добычи, у травоядных – чуткости и наблюдательности. А съёмка с дрона позволяет понять точку зрения птиц на мир. Организованные в сложные системы насекомые напоминают мне о том, что я подобен муравью, который взаимозависим со всеми с момента рождения и до момента ухода и выполняет ряд своих функций в обществе.


Таким образом, прежде чем получить уникальные фото там, где другой прошёл мимо, нужно пройти процесс ухаживания, сдружиться с природой той местности, куда удалось добраться. И в результате природа раскрывается, даёт шанс на хороший снимок.

«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
Каждый удачный снимок – это приглашение зрителя в бесконечное путешествие

О Казахстане

Мне посчастливилось участвовать в становлении фотографии как искусства в Казахстане. Для казахстанской фотографии характерен очень широкий масштаб мышления. Фотографы смело берутся за значимые темы. Также обстоятельства вынуждают фотографов обращаться к широкому спектру жанров. В отличие от других стран, где очень высока узкая специализация, и там это неизбежно приводит к так называемому мелкотемью. Причём мои наблюдения в этом смысле касаются не только фотографии. Малое количество населения, помноженное на обширные территории, придаёт казахстанцам широту мышления и масштабные горизонты планирования. У наших людей нет зашоренности, рамочного мышления, зато есть страсть к познанию всего нового, к экспериментам – вне зависимости от возраста. Вероятно, по этой причине выходцы из Казахстана всегда оказываются личностями, оказывающими определённое влияние, где бы они ни оказались: от Лондона до Нью-Йорка, от Москвы до Дубая.

Во время съёмок в Казахстане мне нравится сам процесс. Вроде бы всё уже знаешь, но находишь каждый раз новое. Люблю фотографировать животных, но их сложно «поймать», они пугливые из-за браконьерства. Всегда хочется показать их в естественной среде. Меня Казахстан привлекает своей широтой и красотой природы, которая ещё не раскрыта. Однажды, гуляя по Бутаковке, я наткнулся на табличку с номером бригады и годом – 1962. Оказалось, что все деревья в тех местах высажены человеком. Сейчас они огромные, и кажется, будто природа сама создала такую красоту. Однако люди к этому тоже причастны. В «Алтын Эмеле» есть старая ива, которой очень много лет. Туристы приходят и не догадываются, что это столетия заботы. Мужчина копает канавку, чтобы вековая ива насыщалась водой. Всё это восхищает.


Не скрою, в юности у меня были мысли уехать в дальние страны, испытать удачу там, где «трава зеленее». Однако, отсняв заказы в нескольких странах, пожив за границей некоторое время в «туристическом режиме», я пришёл к выводу, что у меня нет объективных причин для переезда. Везде одно и то же: те же самые социальные проблемы у населения, бытовые вопросы, экологические и климатические проблемы – всё, как под копирку. Перспектива потратить десять лет жизни на ассимиляцию в каком-либо новом сообществе привела меня к взвешенному решению следовать естественному ходу жизни, как нить следует за иглой, находя себе и своим способностям применение там, где ты находишься.

Главная отличительная черта Казахстана, с моей точки зрения, – это свобода
Для меня, как для деятеля искусства, в Казахстане есть простор для созидания и ощущение реальной полезности. А в творческой жизни востребованность – определяющий элемент: лучше быть большой рыбой в маленьком пруду, на динамично развивающемся локальном рынке, чем провести всю жизнь в беличьем колесе на перенасыщенном европейском, американском или ближневосточном рынке. Кроме того, я не чувствую изоляции: мир сейчас гиперсвязан благодаря технологиям, и не так важно, где я физически нахожусь.


Объект моей деятельности – природа Казахстана – терра инкогнита для всего мира. Поэтому есть возможность сделать вклад в мировое сообщество с этой точки зрения. Казахстан – уникальная страна со всеми природными зонами: от высокогорных ледников и альпийских лугов Заилийского Алатау на юге до казахского мелкосопочника в центральной части и Кокшетауской возвышенности на севере, от побережья Каспийского моря на западе до лесов Алтая на востоке.

Моя авторская задача – создавать своими работами соответствующую развивающую среду для подрастающего поколения Казахстана. Нам нужен возвышенный взгляд на мир. Нет надобности принуждать детей, читать нотации. Достаточно общаться с ними на равных. И фотография в этом может помочь. В последние годы многие жанры фотографии приобрели для меня большую практическую перспективу и глубину. Хотите, чтобы хорошие качества характера, чувство красоты и гармонии раскрылись в ребёнке? Надо поливать и питать сознание образами, которые не отравлены.

Показывайте детям красоту – и раскроется чувство красоты в человеке
Природа – это тема вне времени, вне политики, вне языковых барьеров и межгосударственных границ. Природа была до нас и останется после нас. Природа всегда актуальна: вне зависимости от возраста и социального статуса люди обожают её и черпают в ней вдохновение, восстанавливают силы и душевное равновесие.


Моя задача – открыть, исследовать и показать зрителю всё многообразие животного и растительного мира Казахстана. Мои проекты прививают здоровую гордость молодёжи, демонстрируют позицию заботы о природе, животных, друг о друге. Конечная цель – оцифровать природу всех регионов Казахстана во всем её многообразии, погрузив зрителя в процесс открытия с помощью новых технологий. Это мой профессиональный вклад в развитие нашей страны.

О любви

Сейчас очень много подмен понятий, в том числе и слова «любовь». Любовью называют страсть, привязанность и многое другое. Для меня любовь – это то, что мы делаем, и то, что нами движет. Исходя из любви, ты начинаешь заботиться. И наоборот: если начать заботиться – со временем зарождается любовь. Однажды я путешествовал с фотографом, мы проезжали место, где, по его словам, чего-то не хватало. Он в тот же день посадил на том поле семена. Через несколько лет мы увидели молодое деревце. Он не оставил жестяную банку, пакет, как некоторые люди, а сделал доброе дело.

Проявление интереса к познанию мира – тоже любовь
«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
«Любовь в большом городе»: Казахстан в объективе Валерия Аяпова
Например, выезжаешь на природу и задаёшься вопросами: как звери тут живут, хорошо ли им, почему животные тебя боятся, почему здесь лежат гильзы. После ты приглядываешься и понимаешь, что они ржавые. Это было давно, а животные помнят. Хочу сказать, что в каждой стране я определяю людей по их отношению к животным. Когда ты идёшь по улице в пригороде Амстердама и видишь дикую утку, которая соорудила гнездо в метре от дороги, её никто не трогает – в душе появляется надежда на то, что и к тебе отнесутся так же. Мне хочется в Казахстане посадить семечко хорошего отношения к живым существам. Я хочу, чтобы мои дети застали тот момент, когда животные не будут бояться.

Фотографии: Валерий Аяпов
M

Читать также: