ЛАЙФСТАЙЛ

NasiaFromAsia:

«Джаз скучный.

Но скучно не будет»

Автор Manshuq Анель Амиркенова встретилась с очень интересной и талантливой казахстанской исполнительницей NasiaFromAsia (настоящее имя Назия Альжанова) и поговорила обо всём – о джазе, о знаках, о творческих планах и о том, когда нам ждать следующих перформансов.

Анель Амиркенова 

13 сентября 2018

— Этим летом у вас прошло два концерта, которые сопровождались перформансом. Расскажите, как пришла идея совместить два в одном и что вы этим хотели сказать?

— Да, этим летом мы начали выступать с программой Boring Collection. Лично для меня программа не новая. Некоторые песни уже давно в моём репертуаре, а к лету просто довели их до ума, собрали в одну коллекцию. Я всё время это откладывала, а на самом деле программа была готова полгода назад. Одна из причин – не было музыкантов, с которыми я могла бы работать. А этим летом мой давний друг ещё со времён студенчества и замечательный музыкант Руслан Журбин посчитал программу интересной и нашёл время поработать со мной. 
Я заметила, что людям интересно и важно слушать вещи, которые они не слышат в обычной жизни
Перформанс, если можно так сказать, родился из моей привычки – я пою на английском, и порой люди не понимают смысла. И для меня было важно настроить их, объяснить им. Даже сделать короткий перевод песен. И спустя какое-то время я заметила, что людям интересно и важно слушать вещи, которые они не слышат в обычной жизни. То, что заставляет задуматься о себе. То, что доставляет дискомфорт. И вот так мои короткие предисловия к песням превратились в самостоятельные тексты, которые теперь можно слушать отдельно.

— Перформанс называется Boring Collection. Но на афише мероприятия вы отметили, что «скучно не будет». 

— Я замечаю, что интеллектуальное считается скучным, отходит на второй план. Оно менее востребовано. Складываются определённые стереотипы об искусстве, джазе, классической музыке. Сложное вызывает у слушателя отторжение. Я это замечаю на себе. 


Во-первых, Boring Collection значит, что моё творчество – скучное. Джаз – скучный. Джазовая коллекция – скучная коллекция. Во-вторых, Boring Collection значит, что программа нацелена на взгляд внутрь себя. Подумать о себе, посмотреть на себя со стороны, посмотреть на то, как ты выстраиваешь взаимоотношения. Пересмотреть свои взгляды на отношения с противоположным полом, на отношения к романтике, к любви. Насколько это честно, насколько это необходимо. Я думаю, что всё время говорить про себя и думать про себя тоже скучно. Возможно, сегодня некоторые думают, что отношения, романтика, любовь – это такой скучный bullshit. Поэтому boring значит джазовый. Boring значит о любви. Boring – о тебе самом.


«Скучно не будет» сказано для завлечения. Потому что на самом деле человеку никогда не будет скучно говорить про себя. 

— Когда нам ждать следующего перформанса? Что ещё будет интересного?

— У меня появилась новая привычка – не делиться планами. Я заметила, что не всегда то, что ты планируешь, сходится с результатом. Поэтому о планах я промолчу. Знаю, что до весны мы ещё не раз выступим в Алматы с программой Boring Collection. Концерты будут регулярными – раз в месяц. Сейчас работаем над тем, чтобы вывезти этот спектакль в другие города Казахстана. В планах гастроли в Бишкек и Астану.

— В интервью The Astana Times вы сказали, что на ваш выбор джаза повлиял фестиваль Umbria Jazz. Если бы не это знаменательное событие, чем бы вы занимались по жизни?

— Это был переломный момент, когда нужно было принимать решение. Фестиваль Umbria Jazz стал местом, где я почувствовала себя в своей среде, мне было по-настоящему комфортно. На фестивале я встретила людей с весомым мнением. Но не это стало причиной. Когда я училась в КазУМОиМЯ им. Абылай хана, работала переводчиком, я уже тогда выступала в live-бандах, в клубах и барах. Уже тогда были предпосылки – я занималась двумя делами одновременно. А эта поездка дала мне знак, после которого я приняла окончательное решение. Думаю, что в любом случае я занялась бы музыкой. Просто пришла бы к этому чуть позже. 

— Кто вам помогает в развитии карьеры музыканта? Как вы познакомились с этими людьми?

— Если говорить о финансовой составляющей или о продюсере, как, видимо, это ожидается, то я работаю без поддержки. Таких музыкантов, как я, называют self-independent artist. Но в моей жизни постепенно появляются люди, которые содействуют моему творчеству – это видеомейкеры, звукорежиссёры, фотографы, дизайнеры и редакторы. После сотрудничества завязывается дружба, которая приносит плоды. Поддержкой я считаю даже репост о концерте, сделанный в соцсетях. 
Думаю, что в любом случае я занялась бы музыкой. Просто пришла бы к этому чуть позже
Больших шагов пока никто не помог сделать. А каждый день, по мелочи, каждый слушатель поддерживает меня. Что здорово – это талантливые неравнодушные люди.


Основную поддержку я получаю дома, от родных. В частности, от мамы – она лучший друг, который поддержит или, наоборот, удержит от неправильного решения. Мама – мой главный музыкальный редактор и критик. Друзья семьи, коллеги-музыканты могут дать совет, позвать на выступление, в общем, не забывают.


А если говорить про организационную часть – весь удар я всегда принимаю на себя полностью.

— В прошлом году вы участвовали в фестивале Jazzystan, продюсер которого диджей Рустам Оспанов. Как вы познакомились с Рустамом? И отдельно – каково было петь на одной сцене с Joss Stone?

— Мы с Рустамом Оспановым познакомились накануне осеннего Jazzystan'a. Я знала, что это фестиваль, в котором я хочу принять участие. Это фестиваль, постоянным слушателем которого я была в студенчестве. За год работы в Алматы я успела заявить о себе и заслужить репутацию. Рустам знал меня заочно. Мы познакомились, и с тех пор дружим. 
Мы с Joss Stone обменялись серьгами
По поводу Joss Stone – это невероятная удача. Она – артист первого уровня. Талантливая девушка и хороший человек. Для меня было честью выступать с ней на одной сцене и полезно провести один день в студии. Если бы мы выступили на разогреве и поужинали, уже было бы здорово. Но получилось больше – мы спели вдвоём! Это удовольствие для музыканта и ценность для человека.


Я верю и считаю, что события случаются не просто так. К примеру, мы с Joss Stone обменялись серьгами. Я видела Joss в моих серёжках на одном выступлении. Жду какой-нибудь важный концерт, чтобы надеть её серьги. Это отношения на духовном уровне. Они вдохновляют и придают веру в себя.

— Какое будущее у джаза в Казахстане?

— О джазе в Казахстане сложно говорить, положение джаза в мире не понятно. Меняются формы. Джаз видоизменяется до невероятных, неузнаваемых, новых форматов. Стираются границы. Теряются традиции джаза. 


Так как Казахстан отдалён от мирового музыкального рынка – сложно предположить, что будет. Нужно воспитывать плеяду новых музыкантов. Лучшая школа, по моему мнению, – джазовая школа. Поэтому либо будет всё плохо, либо начнётся локальный расцвет джаза. Сложно сказать.


Если говорить лично про моё творчество, то я не планирую завязывать с джазом. Я – растущий организм. В джазе есть много чего, что нужно пересмотреть, перепеть, выучить. У нас с ним дружба на века. Хочу петь джаз до старости, перепевать песни, которые я уже спела, – с высоты своих лет и опыта. 

— Где можно встретить NasiaFromAsia помимо концертов и выступлений?

— Если это не сольный концерт или массовое народное гуляние, то меня будет сложно встретить. Я стала щепетильно относиться к формату, в котором выступаю. Речь идёт о ресторанах, пабах и свадьбах – там больше меня не встретить. Только за редким исключением. 


Меня можно встретить в детской школе джаза Тагира Зарипова. С этого учебного года я официально работаю преподавателем по вокалу. Работаю с детьми, провожу в школе основную часть недели. Также нахожусь в студии, где мы репетируем, в спортзале. Спорт стал новым увлечением, которое требует сил и времени. 

— Какие планы на будущее?

— Планов много, все они связаны с музыкой. Продолжаю петь, не хочу останавливаться. Хочу пробовать себя в других качествах, поучиться – начать писать музыку, пробовать другие программы к концертам, новые форматы. Хочу поработать с интересными музыкантами. 


Планов и желаний много. Дорога одна. Остаётся работать, не терять ритм и ждать результатов. 

Фотографии предоставлены героиней материала
M

Читать также: