ЛАЙФСТАЙЛ

Художник и продюсер Рустем Бегенов: «Мы любим играть, как дети, и не боимся быть смешными»

Несколько дней назад Центр универсальных искусств ORTA представил новый проект – Тотальную перформативную инсталляцию-лабораторию, и начал спектакулярные запуски Первого Реактора Видимых Явлений. Мы поговорили с одним из создателей этого творческого эксперимента – сооснователем ORTA, универсальным художником и продюсером Рустемом Бегеновым, чтобы узнать подробности.
Айдана Курмангалиева

26 января 2021

В первую очередь хочется отметить, что Первый Реактор Видимых Явлений – это не совсем постановка, а скорее проект-эксперимент по возбуждению детской непосредственности.

На фото: Рустем Бегенов. Фотограф: Сабина Куангалиева
Цель эксперимента – проверить, насколько это энергоэффективно – соединять такие элементы, как текст Джона Кейджа «Коммуникация» в исполнении актрисы Александры Морозовой, его музыку, музыку Баха и музыку Пярта в исполнении пианистки Нургуль Нусипжановой, визуальное воплощение и концепцию художника Александра Баканова, видео- и светопроявление Дарьи Джумели и визуальный и коммуникативный дизайн Сабины Куангалиевой. Мы хотим проверить, насколько всё это вместе со зрительским вниманием может создать среду, которая бы позволяла нам снова возвращаться в детское восприятие мира.


Наша тотальная перформативная инсталляция-лаборатория представляет собой реактор видимых явлений. Обшивка реактора – то есть всё пространство Aspan Gallery – сделана полностью из бумаги формата А4.

На это потребовалось около 1000 квадратных метров бумаги
Внутри реактора у нас действуют такие механизмы, как кресло проводника, ритуальный бык, а также платформа пианино и большие молекулы реактора. На протяжении этих дней мы произведём несколько запусков и отметим для себя результаты. Запуски будут происходить под музыкальные эксперименты электронного музыканта Acell.

Художник и продюсер Рустем Бегенов: «Мы любим играть, как дети, и не боимся быть смешными»
Художник и продюсер Рустем Бегенов: «Мы любим играть, как дети, и не боимся быть смешными»
Зрители, в свою очередь, будут создавать поле концентрации внимания и веры внутри. Вот, что из себя представляет наша тотальная перформативная инсталляция. Каждый день любой желающий может прийти и поучаствовать в наших экспериментальных видеосъёмках. На доработке и «докрутке» аппаратов и приборов, которые участвуют в самом реакторе.
В последние пять лет мы работаем в сфере, которую называем Meta Art&Science
Это деятельность, которая лежит глубже, чем граница разделения творчества на науку и искусство. За это время мы увидели, что сами по себе процессы нашего поиска имеют спектакулярный потенциал. То есть людям очень интересно приходить и присутствовать в этом. И самое главное в этих процессах – это участие, поэтому мы всячески призываем всех приходить со своими стремлениями и творческими порывами. Мы абсолютно открыты новым людям, новым идеям и новым потокам энергий.


Запуск Первого Реактора Видимых Явлений – это машина, которая позволяет нам видеть явления из Невидимого измерения. И данные запуски являются спектакулярными, так как они очень приятные и обладают большим притяжением.


Каждый день в 20:00 мы приглашаем в зал наших зрителей, которые являются свидетелями, а также концентраторами внимания и веры в чудо. К ним выходит проводник запуска Александра Морозова и занимает своё место в кресле проводника. Далее на платформе пианино появляется Нургуль Нусипжанова, а за кулисами занимает своё место прекрасный любительский хор «Апрель» под управлением Яна Рудковского, а также электронный музыкант Acell. Вместе они создают звуковую среду, необходимую для настройки реактора и слухового аппарата всех участников.

Запуск реактора проходит в несколько этапов. Первый этап – тонкая настройка, в процессе которой зрителей проводят через серию вопросов, сформулированных в тексте Джона Кейджа «Коммуникация».


Второй этап – это прощание. Очень символичный, подразумевающий расставание с чем-то очень важным в нашей жизни. Это могут быть близкие люди, которые ушли недавно или очень давно. Также это могут быть какие-то мечты и планы или несвершившиеся вещи, которые мы вынуждены отпускать.


Третий этап – это серьёзный разговор о современной музыке. Разговор о том, что такое живое и неживое, а также о том, что такое взаимопроникновение и непротивление.


Четвёртый – это этап предоставления информации, где художник Александр Баканов дает определённую справку о композиторах.


Пятый этап – разрушение гармонии. Очень интенсивный, такой, где человеку нужно пройти через разрушение гармонии восприятия привычных схем мироощущения.


Шестой этап – это и есть запуск реактора. Это очень ответственный момент, к которому мы идём весь вечер. На этом этапе происходит столкновение двух атомов в надежде на выработку энергии детского восприятия.


Седьмой этап – это проверка видения: на этом этапе мы можем увидеть вещи из Невидимого измерения.

Мысли о создании проекта зародились случайно в семнадцатом году, когда мы с Александрой Морозовой записывали отрывок из текста Джона Кейджа для моей авторской передачи «Новые Гении Первого Ранга» на радио Classic. И тогда же мы подумали, что было бы хорошо сделать из этого полноценную работу. Спустя время текст «Коммуникация» снова приобрёл актуальность, «зажглась лампочка», и мы поняли, что пришло время делать. В конце двадцатого года мы предложили данный проект Меруерт Калиевой, и она согласилась сделать его в Aspan Gallery. Таким образом, мы отправились в это путешествие и создали наш полноценный реактор.

На фото: Александра Морозова
Зрителям постановки мы бы хотели передать наше стремление играть. У взрослых почему-то пропадает ментальный орган, отвечающий за это действие, и непонятно, что с ними происходит. Потому что, когда мы вырастаем, мы уже не умеем играть, нам кажется это чем-то неважным и нестоящим, чтобы тратить на это жизнь или время. Например, на первом нашем запуске был один человек, который абсолютно искренне спросил: «Зачем это смотреть, если можно в это время зарабатывать деньги?» Мне кажется, он выразил очень грустный вопрос, который мучает всех постоянно каждый день.

Но мы считаем, что игра – это самое интересное и важное, чем может заниматься взрослое сознание
Материальное производство проекта заняло около двух недель времени. В работе сыграли огромную роль Нурлан Сарсенов и компания nsx.one, которые разработали технический дизайн монтажа, а также отдельных световых элементов. Кроме того, в создании проекта важное участие принял Алексей Барычев и его команда, которые сделали такие приборы и устройства, как кресло проводника, платформа пианино и платформа саркофага. Бюджет проекта составил около пяти тысяч долларов. В проект были вложены огромные усилия всей команды ORTA и многих других людей. Также хочется отметить двух замечательных людей – Ерика и Сабину Жайсанбаевых, которые выполнили очень много ручной работы.

На фото: Александра Морозова
Я смотрю на инсталляцию, которую мы произвели, и осознаю, что ничего подобного до этого я лично не видел
Думаю, все, кто присутствовал на наших запусках, скажут то же самое про то, как всё это выглядит вместе и насколько сочетаются композиции с детской игрой. Мы любим играть, как дети, и не боимся быть смешными. В мире нашего личного творчества этот проект занимает очень важное место, так как на протяжении последних полутора лет мы разрабатываем большой проект, связанный с постройкой Портала в Невидимое измерение, и надеемся, что в скором времени сможем его представить. В новый проект как раз войдут промежуточные исследования, полученные в результате запуска Первого Реактора Видимых Явлений.


То, чем мы занимаемся, – это не искусство, а сфера, которую мы называем Meta Art&Science. Вообще, мы против того, чтобы ставить какие-то вещи на полочки и как-то их называть, но, к сожалению, это необходимо. В нашем мире приходится хоть как-то ориентировать людей на то, что их ожидает, поэтому использование названий, конечно, неизбежно.

Могу сказать, что искусство в нашей стране развивается слабо. И здесь ещё раз хочется отметить, что для того, чтобы развивалось искусство, важно, чтобы люди развивали в себе дерзость требовать максимум от мира и жизни. Это означает требовать от жизни возможности играть. Я не берусь кого-то призывать к этому. Я верю в то, что каждый человек сам знает свою судьбу и сам её определяет.

Я думаю, что невозможно разбудить любовь к искусству – так же, как нельзя разбудить любовь к другому человеку
Просто ещё раз хотелось бы сказать, что нам самим очень нравится требовать от жизни какой-то полноты и заниматься делами, которые превосходили бы нашу жизнь. Как бы это сложно ни звучало, это именно то, чем мы любим заниматься. Когда я встречаю людей, которые точно так же смотрят на жизнь и творчество, то мне становится радостно, поэтому хотелось бы, чтобы таких людей вокруг было больше.

Фотографии: Дарья Джумеля
M

Читать также: