ЛАЙФСТАЙЛ

«Можете подержать дверь?» и другие истории закулисья «ARTиШОКа»

Ко Дню театра автор Manshuq Алёна Тимофеева собрала истории о забавных ситуациях, которые происходили в любимом алматинском театре «ARTиШОК», а также рассказала о постановках, которые можно увидеть сегодня и завтра. Торопитесь!
Алёна Тимофеева

27 марта 2023

27 марта по всему миру отмечается День театра. Несмотря на конкуренцию с социальными сетями и кинематографом, театрам удаётся оставаться на плаву, а особенно успешным – и быть в курсе повестки. Алматинский «ARTиШОК», безусловно, относится к обеим категориям. В преддверии праздника я заглянула на большую сцену, где готовятся две премьеры:

27 марта пройдёт «Демонтаж» – рассуждение режиссёра и актрисы Галины Пьяновой о театре, сдобренное современной хореографией и различными сюрпризами. 
А на следующий день остальная команда театра ждёт всех на «Дорогой «ARTиШОК» – праздничный концерт из саундтреков к разным спектаклям. Среди исполнителей будут Галымжан Молданазар и Ирэна Аравина.
Но то, что зритель видит на сцене, – одно, а закулисная жизнь – совсем другое. Я попросила ребят приоткрыть занавес и рассказать о забавных ситуациях и о том, как бывает, когда что-то идёт не так.

Спектакль «Мушкетёры. Перделер»

Анастасия Тарасова

директор и актриса театра:
«У меня есть опыт работы на телевидении: когда ты читаешь новости в прямом эфире – по экстриму это сравнимо с прыжком с парашютом. И ты никогда не можешь предугадать, что пойдёт не так – то же самое и в театре. Вся наша жизнь создана из таких моментов. Есть абсолютный актёрский закон: никогда не останавливаться на сцене и не показывать зрителю, что что-то вышло из-под контроля. Потом мы, конечно, собираемся в гримёрке, обсуждаем, смеёмся (если обошлось без травм), но стараемся всё поправить.

В этом и заключается мастерство
Моим первым в «ARTиШОКе» был спектакль «Лёгкие люди». Я играла главную героиню, которая оказывается в любовном треугольнике. Действие происходило в квартире, мы устраивали её прямо в фойе на малой сцене. В начале спектакля была сцена, где герои отправляются в спальню, с них снимают одежду, которая летит в разные стороны. И когда сцена заканчивается, ты знаешь, что твои вещи где-то, но лежат, и у тебя есть пара минут, чтобы одеться и выйти к следующей сцене. И вот я иду, иду и не нахожу своих джинсов. А действие-то не останавливается, диалог продолжается, и я понимаю, что мне нужно вернуться как будто из магазина, но не без штанов ведь! Благо у меня хватило мозгов помчаться в гримёрку, схватить первые попавшиеся брюки (как оказалось, мужские и на несколько размеров больше) и побежать дальше играть. После спектакля стали выяснять, и оказалось, что во время другой манипуляции в спальне ковровую дорожку скатывали в рулончик – мои джинсы закатались в этот рулон и их попросту унесли. Звучит смешно, но для меня это был один из самых стрессовых моментов».

Спектакль «Мушкетёры. Перделер»

Марк Куклин

студент актёрско-режиссёрского курса:
«В спектакле «Преступление и наказание» есть сцена, когда Раскольников (которого я и играю) бьёт кулаком по двери старухи-процентщицы. А декорация у нас – деревянный павильон, и все проёмы – двери и окна – между собой закреплены. А один раз от моего удара стена съехала и дверь перестала закрываться. Это не ломает спектакль, но здорово его усложняет: из-за двери видно, как за сценой ходят артисты, переодеваются, готовят реквизит. И вот я стою с обратной стороны, держу дверь, пытаюсь сообразить, что делать. Вдруг вижу, что за кулисами ходит наш фотограф Ярослав. Зову его, говорю: «Можете подержать дверь?» Он согласился и спросил: «А сколько надо держать?» Он явно не ожидал услышать, что весь спектакль, два часа. Но он героически взял на себя эту ношу. Я на сцене всё время дергаюсь, смотрю на эту дверь, а потом выбегаю за сцену и вижу идеалистическую картину: вместе с одним Ярославом стоит другой Ярослав, заведующий постановочной частью, и они по очереди держат дверь. Пока один стоит, второй пытается подрезать кусок уплотнителя и выровнять её. Вот так два Ярослава спасли наш спектакль и честь Достоевского».

Спектакль «Будни театральных котиков»

Евгений Игнатов

актёр театра и мастерской «ARTиШОК»:
«Был спектакль «Зверский детектив», такой квест по театру для детей. Я был Барсукотом, а Куантай Абдимади играл Барсука. Был в спектакле момент, когда мы ложились и нас как бы укатывали под сцену, будто мы падаем в яму. Мы исчезали и имитировали звук падения – что-то вроде «плюх». Дети обычно начинали ахать и охать. А однажды мы, видимо, переборщили со звуком – получился настоящий «ба-бах!». И вот в зале выключают свет, повисает гробовая тишина и через пару секунд раздаётся детский голос: «Чё, пацаны, вам помочь, может?» Доигрывали с Куантаем сквозь смех.


Бывают и менее приятные, но запоминающиеся моменты. В спектакле «Чморики» Салим Балгазин тушит мне о грудь сигарету. Но однажды он почему-то не до конца смахнул пепел. Там же меня по сюжету били палками по животу, но их предварительно подрезали, поэтому во время удара палка ломалась. Один раз подрезали не до конца… На сцене бывает очень весело, в общем».

Спектакль «Лихорадка субботнего вечера»
Бывает и так, что подводит техника: то свет перед спектаклем во всём районе потушат, то удлинитель, на котором держится половина сюжетных ходов, вдруг перестанет работать. А бывает, что и само здание подкинет сюрпризов. Для «ARTиШОКа» казусы со зданием – обычное дело. Рассказывают «артишоковцы»:


«Наша малая сцена находится в подвале жилого дома, и мы уже сбились со счёта, сколько раз у нас прорывало трубы. Слава богу, не во время спектаклей, но это непередаваемое чувство: ты утром открываешь дверь в театр и слышишь шум водопада. И думаешь: «Господи, неужели опять?!» Там же у нас были соседи, которые очень любили варить мясо. И вот у нас спектакль, а в фойе невозможно зайти: из-за сложностей с вентиляцией весь запах шёл к нам. А потом у этих же соседей появились маленькие дети.


На большой сцене история повторилась: мы находимся в пространстве ресторана «Жулдыз», где периодически проходят масштабные торжества. И музыка порой проникает слишком сильно, особенно если спектакль тихий или вовсе без слов. Кто-нибудь из команды несётся в ресторан, просит сделать потише, а на нас смотрят, как на ненормальных. Мы понимаем, как смешно выглядим: «Пожалуйста, остановите той, у нас там спектакль!» Люди не понимают, почему мы не даём им жить обычной жизнью во имя какой-то постановки.

Спектакль «Лихорадка субботнего вечера»
А один раз было какое-то мероприятие уровня акимата, и на колонки и оркестр не поскупились. Представьте: у нас спектакль, а весь зал ходит ходуном от национальных песен. Единственное, что спасло: мы играли «Мушкетёры. Перделер», и вся эта музыка в целом вписывалась в концепт казахского барокко».


Одним словом, актёры не только перевоплощаются в героев, но подчас сами ими становятся. Работа в театре только кажется лёгкой, на самом же деле – это огромный труд и готовность импровизировать в самый неподходящий момент. И чтобы убедиться в этом вновь, приходите в День театра в «ARTиШОК». Билеты ещё ЕСТЬ.

Фотографии предоставлены театром ARTиШОК
M

Читать также: