ЛАЙФСТАЙЛ

Tigrohaud crew: от нелегального рисования на стенах – к муралам, которые знакомы каждому

Основатели творческой команды Tigrohaud crew – казахстанские стрит-арт-художники Ержан Танаев и Али Закир – рассказали Manshuq о своих первых шагах в уличном искусстве, различиях между граффити и муралами, а также о тонкостях своей работы.
Камила Мажеренова

30 марта 2021

Мы начали заниматься стрит-артом в далёком 2007 году. Мы были студентами, которые учатся живописи, рисуют на холстах и знают анатомию, но нас всегда тянуло к чему-то большему. В подростковом возрасте сильно увлеклись модным тогда хип-хоп-движением, которое стало отправной точкой в нашей страсти к граффити. Нам хотелось быть частью этого движения, проявить себя и одновременно попробовать что-то новое.

Так, чистое любопытство и желание попонтоваться привели нас туда, где мы находимся сейчас
Граффити – это уже не просто хобби, а наш основной заработок. Все фасады домов, над которыми мы кропотливо работаем, кормят нас. По большей части нас знают как граффити-артистов, хотя живописью мы занимаемся до сих пор.


Создание команды было общей инициативой. В самом начале пути нас было четверо, но в процессе двое ушли. Мы хотели назваться оригинально и необычно, при этом связать название с нашими корнями. В то время нам очень нравилось имя одной группы – номады. Так мы нашли название тигрохауды, добавив crew в конце, что означает «команда». Команда древних саков – звучит вполне неплохо. Наш дебют произошёл в 2007 году, когда мы впервые приняли участие в фестивале граффити «Snickers Урбания».

Граффити vs мурал

Прежде всего стоит определиться, чем отличаются граффити и мурал. Граффити – это нарисованные буквы или персонажи, зашифрованные надписи. Муралы же являются монументальной живописью и по размерам превосходят уличные картины. Всё, что нарисовано на большой стене, может считаться муралом. Даже самое простое и бессмысленное изображение – главное, чтобы это выглядело красиво.

Мы всегда стремились делать что-то масштабное. Чем больше нас увлекали граффити, тем больше хотелось рисовать муралы. На наш взгляд, одно без другого не живёт, их почти невозможно разделить. Они словно наши старший и младший сыновья, которых мы любим и ценим.

Самые любимые наши работы были нарисованы для фестивалей
Там дают полную свободу для самовыражения и реализации идей. Помимо этого, были интересные заказы, за которые мы брались с большим энтузиазмом. К примеру, одну из последних работ мы рисовали в Алматы. Это был мурал без фона, на котором мальчик рисует солнце. Мы давно хотели осуществить этот эскиз, но после ряда запросов получили разрешение только в прошлом году. Нам очень нравится эта работа, несмотря на то, что она коммерческая. Когда рисуешь мурал, получаешь настоящее удовольствие. И всегда хочется чего-то ещё более крутого и интересного, где можно выложиться на максимум и создать шедевр.

Первый заказ

После нескольких инцидентов с нелегальным рисованием мы стали тщательнее подбирать стены. Постепенно граффити стали признавать искусством, людям стало нравиться то, что мы делаем на улицах.


У нас был случай: мы рисовали во дворе, к нам подошёл мужчина и спросил, за свои ли деньги мы рисуем. Мы ответили, что да. Он попросил нас не обижаться и вручил нам 2000 тенге, чтобы поддержать наше дело. Нам было безумно приятно, потому что мы были студентами, а краски стоили довольно дорого.


Наш первый официальный заказ был выполнен баллончиками. Зимой 2007 года после участия в алматинском фестивале пошёл слух, что мы рисуем граффити. Одна девушка из колледжа попросила нас нарисовать портрет её парня. Мы пошли зимой рисовать на стене жилого дома в районе ГРЭСа. Стена была высокая с фундаментом, а стремянки у нас не было. Нам приходилось вставать друг на друга и таким образом рисовать. Плюс было холодно, и баллончик буквально примерзал к рукам. Поэтому мы рисовали 3-4 минуты, а потом несколько минут согревались. В таком темпе у нас получился портрет парня с надписью. Это был наш первый заказ, и девушка отдала за него свою стипендию. Получать больше коммерческих заказов мы стали позже.

Страхи и сомнения

Были моменты, когда хотелось опустить руки из-за нехватки денег. Иногда мы были в отчаянии: ты вроде окончил четыре года колледжа и пять лет академии, но после учёбы тебя никто не ждёт с распростёртыми объятиями. А творчество требовало денег.

И вот сверстники уже работают, имеют семью, а мы – простые художники и никому не нужны
В такие моменты задумываешься, что быть офисным работником здорово, потому что есть стабильная зарплата. У нас она не постоянная: бывает полгода нет, а бывает, что валит. С постепенным развитием культуры муралов наше положение стало улучшаться. Когда есть средства и ресурсы – есть настроение заниматься творчеством, когда голодный и холодный – не до этого.

Процесс работы

Самая сложная часть в процессе создания мурала – это эскиз. На подготовительном этапе мы договариваемся с клиентом, обговариваем все нюансы и ждём одобрения со стороны заказчика и акимата. Все дела в обязательном порядке решаются через акимат.

А самое простое, как ни странно, – нарисовать сам мурал
В основном мы берём фасады пятиэтажных домов и рисуем их 3-4 дня, высокоэтажные дома – около 5 дней. Это уже не кажется чем-то сложным, руку мы набили, а всё остальное – дело техники. Первое нанесение рисунков на стену происходит ночью: проектором мы отображаем эскиз на стене и обводим его контур. На следующий день с утра до вечера мы полностью окрашиваем мурал. Помимо этого, в редких случаях есть процесс подготовки стены в зависимости от её состояния.

Краска держится минимум 3-4 года, потом начинает выцветать. Работу, безусловно, жалко. Однако мы знаем, что через полгода будем думать совсем по-другому. У нас может поменяться стиль рисования, улучшится техника.

Уж лучше мы нарисуем что-нибудь новое и более крутое, чем будем реставрировать старую работу
В процессе мы часто сталкиваемся с неблагоприятными погодными условиями. Мы рисовали в дождь, снег и во время сильного ветра. Последнее, кстати, самое страшное. Недавно в Алматы представили две из наших последних работ, одна из которых нарисована в декабре в минус четырнадцать градусов. Жители дома нам всячески помогали, согревали, приносили чай с печеньками. А когда рисовали летом в Астане – столкнулись с жуткими комарами.

Фестивали

До начала пандемии мы активно принимали участие в фестивалях как по граффити, так и муралам. В столице ранее проходило несколько мероприятий по уличному искусству. Также получилось съездить в Россию, где в городе Смоленске прошёл самый яркий и запоминающийся фестиваль по граффити Meeting of Styles. Мы встретили зарубежных художников, познакомились, обменялись опытом.

Нас хвалили артисты из Германии, восхищались уровнем стрит-арта в Казахстане
Это было невероятное событие, и мы до сих пор поддерживаем связь с некоторыми ребятами из Бразилии, Панамы и Германии.


Сейчас хочется поехать куда-нибудь в Европу на более крупные фестивали. Мы уже довольно закалённые и опыта достаточно. Друзья и знакомые поддерживают, советуют ехать за рубеж и выражать своё творчество там, представляя Казахстан.

Также мы посещали мероприятия по живописи. Удалось побывать на Кипре и устроить персональную выставку в новом музее современного искусства. В Казахстане же участвуем в разных выставках и конкурсах. Если отдельно говорить про заказы за пределами нашей страны – мы рисовали в Норвегии в прошлом году, а ещё ездили в Индию, где экспериментировали с граффити в кругу местных ребят.


На самом деле у нас много отечественных художников, которые занимаются стрит-артом. И при этом они все очень разные и у них нестандартное мышление. В Казахстане нужно устраивать больше фестивалей и конкурсов, заниматься организацией, финансированием, глубже развивать эту сферу и вкладываться в молодые таланты. Только при поддержке государства и народа у нашей страны появятся хорошие перспективы в искусстве в целом

Советы для начинающих художников

В начале пути это будет не коммерция, а всё для себя. У нас часто возникали классные идеи, которые, к сожалению, оставались на уровне слов. Если появилась идея – нужно воплощать её немедленно. Необходимо во что бы то ни стало найти средства, материалы, ресурсы и делать, не думая.

Быть просто художником и быть стрит-арт-художником – совершенно разные вещи
У каждого направления есть свои особенности и отличия. Но везде нужен стойкий и целеустремлённый характер.


Если говорить про зрителей – не всем нравится чувствовать чужие глаза на затылке. Уличному артисту приходится мириться с этим каждый день, а иногда даже полюбить это. Когда мы рисуем муралы, бывает, что люди равнодушно проходят мимо, но часто вокруг нас собирается толпа. Люди создают шум, задают много вопросов, в то время как мы рисуем и пытаемся сфокусироваться на работе. Так что важно быть ментально и психологически сильным, иметь терпение и хорошую выдержку.

В стрит-арте нет никаких правил, ты волен делать всё, что душе угодно
А вот с муралами есть свои нюансы. Монументальная живопись больше для народа и города, это искусство, которое мы несём в массы. Здесь нужно думать, что рисуешь. В нашем деле нужно всегда развиваться, стоять на своём и верить, что у тебя точно выйдет. Ведь когда мы вкладываем свои силы, время и знания – мы точно получаем что-то в результате. 

Фотографии предоставлены героями материала
M

Читать также: