ЛАЙФСТАЙЛ
Елена и Виктор Воробьёвы: «Фантомная быль» – это отношения с призраками прошлого»
3 ноября в Aspan Gallery и «Доме на Барибаева 36» открылась выставка казахстанского арт-дуэта Елены и Виктора Воробьёвых. «Фантомная быль» – первая персональная экспозиция дуэта за семь лет. Автор Manshuq Мари Романова поговорила с художниками о современном искусстве и символизме «Фантомной были».
Мари Романова
16 ноября 2022
О современном искусстве
Елена:
В 90-е годы я окончила факультет монументальной живописи, а Витя монументальной скульптуры. Это было время поисков себя, а с другой стороны – время распада страны. Хлынуло много информации, границы открылись, и закончилась советская эпоха. Современное искусство пришло именно тогда, в период обретения свободы. Мы поняли, что работа в традиционных техниках не будет отражать ощущение перемен, нужен был другой язык, другие формы. Язык, который связан с реальностью, – это язык фотографии, видео. И тогда мы с Витей отошли от классических поисков и начали делать общие работы. Они рождались у нас спонтанно.
Виктор:
Тогда, кстати, и появилось слово «проекты».
Елена:
Да, тогда и определения тому, что мы делаем, не было. А всё искусство помещалось раньше в слова «живопись» и «картина». В 90-е к нам пришло понимание, что искусство больше, чем просто картины. Вот чем отличается современный художник от классического? Он мыслит шире рамок картины. Его видение выходит в другие области. Современное искусство – многоязычное.
Виктор:
В 1994 году поехали в Москву, там увидели, чем отличается московская художественная «тусовка» от местной алматинской. Насмотрелись тогда на провокативные работы, радикальное искусство. Время породило тогда эти тенденции. А в Казахстане все находились в более медленном развитии.
Елена:
В 90-е общество в Алматы ещё не привыкло к новым формам. Для них всё проявление «нового», нетрадиционного искусства было радикальным, и всё непривычное называли радикальным. Сейчас же никто уже не удивляется тому, что в экспозиции, например, может быть видео или сложные медиа инсталляции.
О совместной работе
Елена:
Мы с Витей знакомы с 16 лет, учились вместе в Академии искусств имени Жургенова, только на разных факультетах. А работать совместно начали в 90-х, с приходом независимости Казахстана. В работе у нас бывает и разделение обязанностей. Например, вся тяжёлая работа ложится на плечи Вити, а видео или фотосъёмки – наше общее занятие. А бывает, что он смотрит на меня и говорит: «Тут нужна твоя рука», и тогда я вношу свой «хаос».
Виктор:
Мы требовательны к своим работам, и бывает так, что даже в процессе показа мы понимаем, что нужно доработать проект. Но и ругаемся по мелочам иногда.
Елена:
В работе мы отталкиваемся от реальности – то, что видим в жизни, находит отражение в наших проектах. Например, «Казахстан. Голубой период» родился, когда цвет советского красного флага сменился на казахстанский голубой, и мы увидели, как он «окрасил» всю нашу повседневность.
Виктор:
Мы давно занимаемся «социальным ландшафтом». Вот, к примеру, иногда ездим на Lazy Art на Иссык-Куле. Там нас подпитывает окружающая среда. Среди величественных пейзажей находятся артефакты советского времени. В Казахстане уже нет этих советских символов, а в Кыргызстане они до сих пор существуют, воздействуя на граждан. Так родились «Эстелик», «Смайлик», «Алфавит».
Одни из последних групповых выставок Воробьёвых:
· Phantom Stories: Leitmotifs of Post-Soviet Asia в Lunds Konsthall в Лунде;
· 57-я Венецианская биеннале;
· 8-я Азиатско-Тихоокеанская триеннале;
· BALAGAN!!! в Берлине;
· 1-я Киевская биеннале.
О работе в других странах
Елена:
Когда нас стали приглашать за границу – мы увидели, насколько у них отлажен процесс работы с художниками. Отношение к искусству там серьёзное, работа систематизирована, но госчиновники в общем не вмешиваются в культурные процессы, не цензурируют. У нас сейчас тоже идёт движение к институциональности, и искусство перестаёт быть только способом декорирования дома или развлечения. Но роль художника всё равно не является какой-то определяющей в нашем обществе. В государственных структурах могут что-то не оплатить или запретить. Сталкивались с такими историями. Но в частной сфере у нас всё работает более или менее. Есть ценители искусства, много понимающих людей.
Виктор:
Художественный мир глобализировался, стал взаимозависимым. Тут неважно, в какой стране мы находимся люди считывают наши работы.
Елена:
Да, современное искусство тем и универсально, что люди из разных стран понимают, будто говорят на одном языке.
«Фантомная быль» – экспозиция, разделённая на две части. Одна представлена в Aspan Gallery, а другая в «Доме 36». В «Доме 36» представлены «Эстелик», «Фантомная быль», «Смайлик» и многие другие. В пространстве Aspan Gallery представлены инсталляция «День-Ночь», «Необходимые добавления», «Рассветы и Закаты». Выставка находится в «разных плоскостях» и обращается к разным этапам жизни художников. А тема прошлого и нашего к нему отношения красной нитью проходит сквозь всю выставку.
О «Фантомной были»
Виктор:
«Фантомная быль» – это не ретроспектива художников, которые дожили до определённого возраста и теперь пытаются аж в две галереи воткнуть свои работы. Нет, «Фантомная быль» собиралась много лет, есть работы совершенно новые, а есть те, которые никогда не показывались в Казахстане. Все представленные объекты отражают суть выставки. Они как бы крутятся вокруг одной оси. Одна работа показывает один аспект жизни, другая иной, но все они нанизаны друг на друга.
Елена:
Даже если проекты совсем новые, в них будет «хвост» из прошлого. Так получается и с «Фантомной былью». Выставка имеет одну тему – обращение внутрь себя. И, конечно же, борьба со своими внутренними тараканами, фантомами прошлого.
Эти образы нужно научиться вылавливать из прошлого, видеть их и не бояться
Виктор:
И обязательно маркировать этих призраков прошлого, выявлять, устанавливать отношения.
Елена:
Да. Ведь только увидев их и обозначив, можно перестать сидеть в прошлом. Сейчас существует такая тенденция, идущая из России, о восстановлении СССР. Но это же иллюзия! Вот и возникает конфликт: прошлое манит, а современная реальность сопротивляется.
Виктор:
Вот, к примеру, в Aspan Gallery есть большая серия работ, которая называется «Необходимые добавления. Домашний архив». Там масса фотографий, и многие из них связаны с нами и нашими близкими. Смотришь на них и возникает ощущение, что жизнь тогда была беззаботной. Но мы-то знаем, что это не так. Государство тогда говорило: «Вы, ребята, не лезьте в политику, и всё у вас будет прекрасно». Да никто, в принципе, не лез. Был мир официальный, и был мир приватный. А теперь мы сами понимаем, к чему это привело. Даже за 30 лет независимости Казахстана советская риторика имеет место. А вот в России был культ победы, который перерос в культ войны. Наша выставка, надеюсь, подводит к этому пониманию.
Елена:
Проект «Необходимые добавления. Домашний архив» получился на основе фотографий из домашнего альбома. Сейчас фотография, как объект, девальвирована, ведь каждый может взять и щёлкнуть что-то, выложить в инстаграм. А раньше было как? Люди ходили фотографироваться в ателье, специально красиво одевались, фотографии печатали. Тогда стиль жизни был такой. Мы решили из альбомных снимков сделать художественный проект. Получилось так, что невзрачные фотографии превратились в орнаменты, а мы зафиксировали в нём пласт времени, часть личной истории. Мы показываем фрагменты жизни в разные периоды.
На выставке есть видео «Киллер». Это ироничный перформанс, который начался в 2001 году в Самаре, а потом продолжился уже в 2009 в Венеции. Вот 20 лет назад Виктор бегал по старому деревенскому дому и убивал мух, а потом продолжил своё дело в Венеции.
Виктор:
Там мухи венецианские были, жужжание другое у них.
Елена:
Тут речь, конечно же, не о мухах. А о внутренних, невидимых врагах человека. В «Доме 36» выставка построена на другой идее, отличной от того, что мы сделали в Aspan Gallery. Много символизма в этих работах. Собственно, сюда и вошёл проект «Фантомная быль», давший название всей выставке. Это история о личной трагедии, потере. У нас был дом, где мы жили и работали. В какой-то момент нам сказали, что его снесут, чтобы построить дорогу. А мы долго там жили, «приросли» к дому. Так родилась идея запечатлеть последние моменты в этом доме. Мы взяли старый телевизор и переносили его в разные комнаты, фотографируя отражение поверхности погасшего экрана. И хоть сейчас на месте этого дома проложена дорога, и его не существует, в фотографиях мы видим как бы фантомы, которые продолжают жить в этом доме на экране телевизора.
Виктор:
Очень сложно переносить разрушение дома. Это было драматично для нас. Но сейчас мы в новостях видим, что происходит в Украине. Там дома рушатся по щелчку. Совсем другие, страшные ощущения от происходящего.
Елена:
2022 год – тяжёлый для всех. Многие люди искусства, как кажется, в тупике и не знают, что делать. Но если что-то делаешь, то сам процесс даёт жизненные силы. Почему мы кинулись в этот рисовальный проект? Потому что, когда мы в это погрузились, работа отвлекала от того, что происходит. Иначе просто с ума можно сойти. Выставка «Фантомная быль» – очень личный проект. Само название передаёт степень его значимости. Прошлое всегда рядом, но его уже нет. Получается некая психологическая работа над прошлым, попытка его осознания...
Фотографии: Александра Ким
M