ЛАЙФСТАЙЛ

Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!» 

О том, что значит быть театральным продюсером, как обрести себя в танце и почему нужно обязательно посетить спектакль «Лейла», автор Manshuq Алёна Тимофеева побеседовала с создательницей театра Jolda, продюсером и актрисой театра Жанной Туленды.
Алёна Тимофеева

16 мая 2022

4 и 5 июня на сцене ТЮЗа им. Мусрепова состоится удивительная премьера. Спектакль «Лейла» пластического театра Jolda – история всех женщин в современном мире и каждой отдельно взятой женщины в истории. Никаких слов, только магия хореографии и языка тела. И хотя постановщик спектакля – кубинский режиссёр Франк Вальдес, сложно представить такой проект без участия женщины. В Jolda это Жанна Туленды – одна из создательниц, продюсер и актриса театра. 

Жанна, расскажи, пожалуйста, о своей жизни до театра. Чем ты занималась и что тебя в него привело?


Мне кажется, что театр во мне был всегда и из меня не уходил. После окончания школы я хотела поступать либо на журфак, либо в театральный, но решила, что первое будет рациональнее. Я окончила факультет журналистики и работала на разных телеканалах Казахстана. На протяжении 15 лет занималась авторскими проектами, режиссурой, продюсированием. Это всегда была творческая работа: даже занимаясь журналистикой, я делала социальную рекламу, ролики, проекты. И по этим работам видно, насколько часто там встречается танец, театр ощущений.

На фото: Жанна Туленды
Как пришла идея создания Jolda?


Идея родилась в тот момент, когда из-за определённых жизненных обстоятельств мне было грустно. И свою грусть я перевела в танец. Я мыла дома посуду и в какой-то момент начала танцевать, проявляя всё своё внутреннее состояние в этот танец. И тогда я подумала: а почему мне не создать танцтеатр? Очень дерзкая на тот момент мысль! Я отправила её в пространство и тут же испугалась – ой, как это? Но внутри начало что-то жить. Я начала изучать, что такое танцтеатр. Во время пандемии прошла курсы современного танца Екатерины Стегний. Узнала, что пластический театр и танцтеатр – это огромный океан. И чтобы нырнуть в него, нужно научиться плавать. На это мне потребовался год. Я нашла единомышленников, с которыми мы запустили первые потоки. Поэтому то, что есть сейчас, – это, по сути, мечта маленькой девочки.

Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!»
Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!»
Что значит быть театральным продюсером?


Мне сложно ответить на этот вопрос. В моей голове процесс работы выстроен шаг за шагом. Я занимаюсь расширением энергии внутри себя, и если удаётся кого-то этим зацепить, получаю колоссальное удовольствие. Я занимаюсь тем, что мне интересно, и хочу, чтобы об этом узнали люди. Возможно, их это будет вдохновлять так же, как вдохновляет меня. А то, что это называется театральным продюсированием, я узнала уже в процессе. Я не могу сказать, что пришла в эту профессию осознанно. Не рисую себе воздушных замков. Я живу здесь и сейчас и наслаждаюсь тем, что мне нравится.


Какие функции есть в твоей работе?


Моя основная функция – собирательная. Я не единственный человек, который всё делает, это большая командная работа и синергия. Понимаю, что без людей рядом в нашем деле я ничто. Я и не хочу быть одна, мне интересно, что мы создаём всё вместе: каждый занимается своей работой и потом это всё соединяется в удивительную картину. Так что моя работа – помочь собрать воедино все пазлы.

Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!»
Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!»
Что нового ты открыла в себе благодаря театру?


Первое – это первозданные мечты родом из детства. Они имели огромную силу тогда и не потеряли актуальности сейчас. Я удивляюсь миру внутри себя, как внутри той девочки, и это невероятно классное ощущение. Открыть в себе что-то новое, но в то же время забытое старое. То, что не исчезало, но заглушилось в окружающем шуме и быту. И когда благодаря театру ты скидываешь шелуху, снова слышишь этот внутренний голос. И он говорит тебе, что нет ничего невозможного, все границы в голове. Жизнь удивительна именно тем, что ты не знаешь, что ждёт тебя за углом. Я открываю это в себе каждый день и вдохновляюсь. Хотя не всегда театр открывает только красивое и приятное. Я нахожу в себе много граней: могу быть нежной и ласковой, а могу колючей и болючей. Но благодаря театру я обретаю смелость посмотреть самой себе в глаза и принять это.


Как ты чувствуешь себя, когда танцуешь?


Чувствую, что мне нужно больше танцевать! Что я ещё не всё сказала и хочу сказать очень многое. Иногда в танце удаётся уловить момент, будто вся Вселенная останавливается и я разговариваю с ней. Я чувствую полёт. Не могу до конца ответить, потому что уверена: самое сильное чувство ещё впереди.

В прошлом году Jolda представили свой пилотный проект – пластический спектакль «Пилигрим», который получил прекрасные отклики зрителей. В этом году вы уже более уверенно стоите на ногах. Расскажи о вашей команде.


Команда Jolda – открытое пространство. Люди приходят ровно на столько, на сколько нужно, при этом делают огромную работу, помогают в продвижении. Мне нравится говорить, что тот, кто однажды попал в Jolda, остаётся с нами навсегда. Это может быть не прямое присутствие, а духовная связь. И мне кажется, если всё так и будет идти от сердца, мы рискуем стать самой большой театральной командой в мире! Навскидку могу сказать, что примерно 100-150 человек сейчас находятся с нами в этой утробной связи.


Сейчас наша труппа – 10 человек. Это танцоры, у которых есть опыт участия в различных проектах. Есть оргколлектив, в котором не так много людей, но они не менее важны. Это удивительный художник по костюмам Тамара Хаджи. Она шила шикарные костюмы для «Пилигрима» и сейчас делает что-то восхитительное для «Лейлы». Это Роман Лукьянчиков и Галина Кирьян, которые помогают нам со СМИ и продвижением. И, конечно, Франк Вальдес, наш режиссёр. Мы с Франком – единомышленники и друзья. Возможно, поэтому у нас всё получается. Мы познакомились два или три года назад, когда я предложила сфотографировать его. В итоге мы поняли, что у нас одинаковые потребности – говорить через тело, и это вылилось в перформанс «В степи». А потом и во всё, что есть сейчас.

Расскажи подробнее о спектакле «Лейла».


Это удивительный спектакль. Мне кажется, он начинается задолго до того, как зритель увидит происходящее на сцене. Спектакль создаётся с большим трепетом и любовью, с полным проживанием истории как со стороны артистов, так и со стороны постановщиков (замечу – обоих полов). Проделана огромная внутренняя работа, которую, мы надеемся, зритель сможет увидеть. Причём каждый увидит историю по-своему: для кого-то это будет история женщины, которая пытается что-то сказать, а её не слышат; для другого – история любви; для третьего – история сестринства и поддержки женщинами друг друга; и ещё множество вариаций. И все эти сюжеты можно объединить в один: историю человека и людей, которые рядом друг с другом. В этой постановке очень сильная женская энергия. Но что-то мне подсказывает, что это история и мужчины тоже.

Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!»
Жанна Туленды: «План один – танцевать и любить!»
Какие у Jolda планы на будущее?


Впереди у нас документально-пластический спектакль «Голос внутри» актёра Немецкого театра Бекарыса Боранбаева. Сейчас он сотрудничает с нами в качестве режиссёра. Летом мы хотим сделать несколько танцевальных туров. Пока это проект в голове, но, надеюсь, он найдёт выход. Хотелось бы сделать не однодневное мероприятие, а полноценное погружение на десять дней, чтобы люди могли войти в состояние знакомства и синхронизации со своими телом и душой. А так, план один – танцевать, чувствовать и любить. Думаю, это прекрасное направление!

Фотографии: Мария Гордеева
M

Читать также: