КАРЬЕРА

BATYR LAB – 2024 – энергия природы и творчества: выйти за рамки и сделать прыжок в музыкальную карьеру  

КАРЬЕРА

BATYR LAB – 2024 – энергия природы и творчества: выйти за рамки и сделать прыжок в музыкальную карьеру

В конце сентября в Алматы прошёл шоукейс-фестиваль для финалистов четвёртого потока музыкальной резиденции Batyr Lab, организованной Фондом имени Батырхана Шукенова при поддержке Visa и Tic Tac. В этом году в проекте впервые участвовал международный ментор Иван Дорн, который решил поместить участников в необычные (природные) условия, вне городской суеты. Финалисты смогли собрать свой банк звуков в походе, получить рекомендации по развитию карьеры, знания о самых разных аспектах музыкального бизнеса и возможность выпустить релиз, а также выступить со своим творчеством на сцене в сопровождении группы. Для многих участников такой опыт стал дебютным и позволил сделать огромный прыжок вперёд в музыкальной карьере. Финалистки Асылзат Алмаханова и Саида Дюсенова не стали исключением – девушки поделились с авторкой Manshuq Татьяной Делль своими впечатлениями от участия в резиденции, шоукейсе и полученных результатах.

Татьяна Делль

16 октября 2024

Расскажите немного о себе и вашем направлении в музыке.

Асылзат:
Я композитор и пианист, занимаюсь музыкой с 9 лет. Обучалась в Детской музыкальной школе № 2 и Южно-Казахстанском музыкальном колледже в Шымкенте, затем училась на композитора в музыкальном колледже CSVPA и консерватории Trinity Laban Conservatoire в Англии, преподавала фортепиано, композицию и продакшен в школах Лондона, проводила индивидуальные уроки. Это был увлекательный опыт, который расширил мои знания и мастерство в музыке. Сейчас я продолжаю играть, сочинять и работать на фрилансе в качестве продюсера и songwriter’а.
Саида:
Я занимаюсь музыкой с ранних лет – мама отправила меня учиться в музыкальную школу, где я играла на пианино. После окончания университета я переехала в Алматы и начала работать диджеем. Это вдохновило меня на познание музыки, и я решила поступить на Sound Design на Кипре, где сейчас и продолжаю учиться. Я выбрала в качестве направления комбинацию электронных жанров с джазом. Люблю экспериментировать в своём творчестве, например, сочетать живые инструменты и электронное звучание. Меня вдохновляет нестандартная перкуссия.
Когда вы узнали о музыкальной резиденции Batyr Lab?
Когда вы узнали о музыкальной резиденции Batyr Lab?
Асылзат:
Я слышала о проекте Batyr Lab в то время, когда он только запускался. Я тогда активно вела соцсети и подписалась на страницу фонда. Следила за новостями и хотела подать заявку ещё в прошлом году. Но я только родила дочку, поэтому решила повременить.
Саида:
Я услышала о Batyr Lab в самый последний день приёма заявок! Случайно увидела репост в сторис у подруги, зашла в аккаунт фонда и подумала: «Вот это да! Как классно! Надо попробовать!» Когда я попала на Кипр, мне было очень одиноко, я просто училась и чувствовала, как вдохновение покидает меня. Поэтому такая возможность писать музыку вместе с заряженными творческими людьми показалась мне прекрасной!

Сложно было заполнить заявку?

Асылзат:
Нужно было ответить на вопросы о себе, своём стиле в музыке и проекте, который я хотела выпустить после участия в резиденции, составить плейлист из авторских песен.
Саида:
Я начала заполнять анкету в спешке, пытаясь успеть. Даже не помню, что нужно было написать, так как времени было в обрез. Точно был вопрос: «Почему мне важно участвовать в резиденции?», я ответила на него подробно. К счастью, уложилась в срок и отправила заявку в последние 20 минут. Очень переживала!
Была ли надежда, что пройдёте?
Была ли надежда, что пройдёте?
Асылзат:
Я решила просто попробовать и особо не мечтала об этом, потому что всецело была занята уходом за дочкой и работой. Думала: «Если попаду – будет приятно, а если нет – ничего страшного».
Саида:
У меня была надежда на судьбу: если мне суждено начать выпускать свою музыку, то я пройду, если нет – попробую ещё раз в следующем году.

Что вы ощутили, когда услышали «да»?

Асылзат:
Огромную радость! Начала думать, с кем оставлять дочь: мне было важно, чтобы её покормили, уложили, поиграли, а я смогла спокойно заниматься музыкой.
Саида:
Я была очень счастлива! Стала сразу менять билет, чтобы успеть прилететь на резиденцию.

Что вы хотели получить от участия в резиденции?

Асылзат:
У меня не было никаких ожиданий – просто хотела испытать этот опыт и увидеть всё своими глазами. Когда нам уже отправили расписание, я удивилась тому, насколько насыщенной будет программа: с 9 до 7 вечера каждый день воркшопы, кемпинг в горах далеко от города.
Саида:
Я ожидала, что все участники резиденции будут музыкальными продюсерами, но мы оказались очень разными: кто-то был классическим композитором, кто-то вокалистом. Я рассчитывала на большое количество продакшена и обучающих мастер-классов от Ивана.

Как вы восприняли идею выезда на природу?

Асылзат:
Это очень вдохновляющий getaway для артистов, которые устали от обыденности. К сожалению, полностью я попала только на второй день кемпинга из трёх по семейным обстоятельствам. Было очень красиво! Днём мы слушали короткую лекцию, а затем писали песни, применяя технику семплинга (часть звукозаписи из одной композиции используется в другой). Вечером был живописный закат, лучи солнца просачивались сквозь листья деревьев, и это создавало особую магию. Когда все работали, я тоже пыталась создать демозапись, но мне не нравилось то, что у меня получалось. Красота вокруг подарила мне тот самый глоток свежего воздуха, которого не хватало.
Саида:
На Кипре я много времени находилась на природе, но мне так не хватало окружения творческих людей. А тут всё сошлось: мы сидели вместе у костра и придумывали новые звуки из подручных материалов. У меня были игрушечные молоток, пила и кубики, кто-то взял гитары. Мы выполняли дыхательные практики, расслаблялись и слушали музыку друг друга и тех, кто нас вдохновляет, объясняя, что именно в ней нас цепляет.
Было немного страшно создавать демозапись за один день, но мы все были на равных.

Получилось ли вставить в свою музыку звуки живой природы?

Асылзат:
В первый день меня не было, но другие участники отправились в музыкальный поход и записывали природные звуки. Это могло быть всё что угодно: шуршание листьев, дуновение ветра, шум дождя, жужжание пчёл, журчание горного ручья. Я находилась дома и использовала предметы, которые меня окружали, например, тибетскую чашу. Ребята нашли бочку, сыграли на ней интересный ритм, выслали мне запись, и я тоже смогла его применить.
Саида:
Мы использовали природные звуки для создания наших демо. Я применила лай собак, звук мотора и стук палки о железную трубу. В третьем треке Äserı joq я использовала перкуссию, которую записала во время нашего похода.

Вы уже были знакомы с другими участниками до резиденции? Сколько человек прошли отбор?

Асылзат:
Всего в проекте участвовало 10 финалистов, и до этого я никого не знала. Я живу в Алматы всего два года, но этот период пришёлся на беременность, роды и уход за новорождённой дочерью, поэтому я мало с кем успела пообщаться. Сейчас начинаю знакомиться с артистами нашей страны.
Саида:
Я познакомилась с остальными ребятами только на резиденции, потому что тоже недавно живу в Алматы.

У вас уже были выпущенные альбомы перед участием в проекте?

Асылзат:
Нет, мне удалось выпустить свой дебютный альбом именно после участия в Batyr Lab.
Саида:
Нет, до этого у меня были только университетские проекты – по заданию нужно было написать музыку в определённом жанре.

Как вы считаете, насколько важно творческим людям общаться друг с другом?

Асылзат:
Да, нетворкинг – очень важный инструмент для музыкантов, который помогает найти работу и новые проекты. Такое общение помогает делиться друг с другом опытом и знаниями, применять новые техники, которые уже используют музыканты, работающие в других жанрах, – считаю, это очень классно. У нас получилось сделать оригинальную коллаборацию с другим участником – Султаном Кадыр. Он прочитал своё стихотворение на казахском языке на мою музыку, что отлично вписалось в концепцию композиции.
Саида:
Я поддерживаю связь со всеми, думаю о будущих коллаборациях. Очень рада, что резиденция подарила мне новых людей – это именно то, чего мне так не хватало.

Был ли какой-то яркий момент, который особенно запомнился за эту неделю?

Саида:
Самое яркое воспоминание – мы только приехали в первый день в домик, сели и начали слушать музыку друг друга. Я раньше стеснялась делиться своим творчеством, думала, что в нём нет ничего особенного. Моё восприятие собственной музыки изменилось, когда я услышала мнение других участников о своих треках: то, что я считала недостатками, они воспринимали как уникальность. Я смогла побороть свои внутренние барьеры и поняла, что нужно быть более открытой и делиться.
Асылзат:
За две недели до резиденции я потеряла мужа, поэтому пребывала в тяжёлом состоянии. Я рада, что всё-таки решилась принять участие, потому что до последнего сомневалась, стоит ли. Но всё было новым и интересным, и я старалась вложить в изучение все свои силы, которые были на тот момент.

Помогло ли участие в проекте прожить сложные эмоции, связанные с утратой?



Асылзат:


Очень помог шоукейс. Это было моё первое выступление перед большой публикой и первый релиз моего альбома на крупных музыкальных площадках. Меня сильно поддерживали все участники и организаторы резиденции, потому что знали, что иногда меня захлёстывали неконтролируемые эмоции и я могла расплакаться. Я благодарна Наргиз Шукеновой, которая предлагала мне самые разные варианты поддержки. Всё это помогло настроиться и выйти на сцену. После шоукейса я получила столько обратной связи от разных людей. На следующей день я поймала себя на мысли, что сижу и думаю, что мне хочется взяться за вот такой проект, начать снимать видео. Я сделала большой шаг вперёд в свою жизнь. До этого мне было сложно вообще чего-то хотеть.

Как проходил шоукейс?

Асылзат:
Каждый из нас выступил с тремя песнями в течение 15 минут. Для всех участников работала музыкальная группа. Огромный зал, очень много зрителей! Когда я вышла, только один раз посмотрела в сторону Наргиз и Ивана и старалась сфокусироваться на своей игре на фортепьяно. В течение дня нас постоянно снимали представители разных медиа. Для меня это тоже стало новым опытом – непривычно было давать интервью в видеоформате.
Это помогло мне выйти за рамки роли композитора и примерить на себя амплуа артиста, больше раскрыться.
Саида:
Это был мой первый выход на сцену, поэтому я сильно волновалась. У меня до этого никогда не было опыта выступления с музыкантами. Было просто невероятно слышать, как ребята из группы играли вживую те композиции, которые мы написали. А они, в свою очередь, были поражены тем, как нам удалось написать такую музыку на компьютере. Во время выступления я чувствовала спокойствие. Мне помогло взять себя в руки осознание, что я не одна на сцене – я знала, что меня окружают профессионалы: барабанщик Томас, клавишница Елена, саксофонист Джони и басист Арсений. Очень благодарна каждому из них.

Расскажите о своём проекте, который удалось реализовать в рамках резиденции.

Асылзат:
Мой проект называется 5 thousand miles away. У меня уже была записана первая часть альбома, над которой я работала в Англии, и я добавила в него ещё три композиции.


Первая часть посвящена жизни в Англии и тем состояниям, которые я преодолевала: депрессии, одиночеству, адаптации в новой среде. Этот путь помог мне стать тем человеком, которым я являюсь сегодня. Первый трек – только инструментальный, во втором есть наш совместный вокал с моей подругой – оперной певицей Ona Černiauskaitė, во второй и пятой песнях играет барабанщик из Алматы Tritomas, в пятом треке также есть коллаборация с зарубежным саксофонистом Adi Ben Yehuda.


Вторая часть альбома рассказывает о новом этапе моей жизни, когда я стала женой, матерью, а три месяца назад – вдовой. Пройти через все непростые этапы помогла вера в Бога и в себя, поддержка семьи, любовь к Родине. Песни очень разные – в первой части в большей степени весёлые, потому что я уже чувствовала себя частью британской жизни, а во второй – более грустные из-за ситуации, которую я проживаю сейчас. Я буду рада, если мои песни помогут слушателям погрузиться в свои эмоции, прожить и отпустить что-то сложное для себя.

Саида:
Мой альбом называется DYÑ. Это окончание второго лица в прошедшем времени в казахском языке. Название появилось ещё во времена диджеинга из моего сценического имени alystadyn, что переводится на русский как «ты отдалился». Я всегда думала о себе в прошлом как об отдельной личности, которая больше не является мной. В итоге альбом стал самоанализом через инструментальную музыку. В нём три трека: Alañdadyñ – о переживаниях, Űmytyldyñ – о стремлении, и Äseri joq – об отпускании прошлого. Я полностью написала их в резиденции, хотя думала об этом уже давно: «Вот окончу университет и запишу альбом». У меня появился шанс не откладывать на потом, а начать делать здесь и сейчас.

Что изображено на обложке вашего альбома?

Что изображено на обложке вашего альбома?
Что изображено на обложке вашего альбома?
Асылзат:

Это скетч моего покойного супруга, который он создал к первой части альбома. Я хотела, чтобы на обложке были линии, деревья. Он нарисовал четыре варианта, и мы с художницей Айгерим Тюменбай оставили его оригинальный, тонкий, воздушный скетч в жёлтом фрейме, который максимально подходит к композициям.


Саида:

Мой альбом о самоанализе, поэтому я решила: будет правильным, если на обложке будет моя фотография. Он также про импровизацию, что отражается и в обложке: мы просто прогуливались по Алматы с фотографом Чингизом, нашли хороший свет и сделали несколько снимков. И снова в последний момент, когда уже всё должно было быть готово.

Что изображено на обложке вашего альбома?

Асылзат:
Это скетч моего покойного супруга, который он создал к первой части альбома. Я хотела, чтобы на обложке были линии, деревья. Он нарисовал четыре варианта, и мы с художницей Айгерим Тюменбай оставили его оригинальный, тонкий, воздушный скетч в жёлтом фрейме, который максимально подходит к композициям.
Саида:
Мой альбом о самоанализе, поэтому я решила: будет правильным, если на обложке будет моя фотография. Он также про импровизацию, что отражается и в обложке: мы просто прогуливались по Алматы с фотографом Чингизом, нашли хороший свет и сделали несколько снимков. И снова в последний момент, когда уже всё должно было быть готово.

Где сейчас можно познакомиться с вашей музыкой?

Асылзат:
На всех крупных музыкальных площадках: iTunes, Apple Music, YouTube Music, Spotify, «Яндекс Музыка», Deezer.
Саида:
Альбом можно найти на iTunes, Apple Music и Spotify.

Как ваша семья отнеслась к участию в резиденции и вашим результатам?

Асылзат:
Я получала от семьи огромную поддержку: родители с детства выступают за то, чтобы я занималась тем, что люблю. Я очень благодарна судьбе, что родилась именно в этой семье.
Саида:
Моя мама поддержала меня и создала все условия, чтобы я писала музыку, – даже купила мне пианино! Она пришла на шоукейс с цветами, мне было очень приятно.

Что вы получили от участия в резиденции?

Асылзат:
Прежде всего, выход из зоны комфорта. Для меня привычно было писать ноты и выпускать песни, а в резиденции я получила новую возможность проявлять себя, говорить о своей музыке, делиться ею. Я стала больше экспериментировать – писать в другом формате. Композитор Акмарал Мерген предложила мне оставить свой стиль, но спеть не на английском, а на казахском языке. Я благодарна организаторам за то, что они собрали воедино всю важную информацию для музыкантов и затронули самые разные сферы: как создать обложку для своего альбома, как продвигать свои проекты, как работать юридически правильно.
Саида:
Я обрела уверенность, внутреннюю опору, чтобы продолжать двигаться вперёд самостоятельно, новых людей и новую любовь к музыке, получила новый опыт общения с другими музыкантами, представителями СМИ и выхода на сцену. Раньше я никогда не увлекалась джазом, но нам сразу задали вектор: попробуйте сделать то, что вы никогда раньше не могли, но очень хотели. Я хотела записать живых инструменталистов и смешать свой привычный жанр с неожиданным – тем, с которым никогда не работала. Кроме того, я раньше воспринимала музыку как творчество и никогда не думала о других аспектах: как подписывать договор, как найти своего дистрибьютора и защищать свои авторские права. Об этом я тоже узнала на лекциях в резиденции, за что благодарна организаторам и ведущим.

Есть ли у вас планы на будущее?

Асылзат:
У меня есть ещё один проект, над которым я работаю с 2022 года. Он называется Secret practices: каждая часть содержит четыре трека только инструментальной музыки. Я играю на пианино, саксофоне, гитаре, в некоторых песнях появляется хор из моего голоса: сопрано, альт, тенор, баритон. Планирую выпустить обе части Secret practices на музыкальных площадках.
Саида:
У меня много планов на будущее, но основное – продолжать развиваться в музыке, экспериментировать с новыми жанрами и технологиями. Я хочу создать уникальные проекты, которые будут сочетать электронное и живое звучание. Также планирую выпустить несколько новых треков и, возможно, поработать над коллаборациями с другими музыкантами. В ближайшее время планирую выпустить live-версии своих треков, поскольку это был совершенно новый взгляд – когда профессиональные музыканты дополняли исходный материал, привнося живую энергетику и новые оттенки в звучание.
Фотографии: Batyr Lab
M

Читать также: