КАРЬЕРА

Как начать рисовать мультфильмы: рассказывают аниматор и мультипликатор

Автор Manshuq Алуа Джумабаева заинтересовалась процессом создания мультфильмов, разыскала начинающих профессионалов – одного в Алматы и одну в Париже! – и расспросила их подробно обо всём.

  

Вы также можете прочесть эту статью на английском языке (in English).

Алуа Джумабаева

3 августа 2018

Дарина Лапковская, 24 года

иллюстратор, аниматор


Работать в области мультипликации – удивительное дело. И мне повезло, что я могу заниматься созданием мультфильмов. В детстве об этом мечтали все.


Я из Москвы, сейчас живу в Париже и работаю иллюстратором и аниматором удалённо в США, России и Гонконге. По образованию я – программист. Мои родители сомневались, что, будучи художницей, можно будет заработать, и попросили меня окончить университет и получить образование, которое мне точно поможет найти работу. На программиста я отучилась, но дальше ничего из этого не вышло, потому что я не хотела быть программистом. Художественного образования у меня нет: в специализированные кружки или художественную школу в детстве я не ходила, потому что у моей семьи не было финансовой возможности. Поэтому рисовать я училась сама интуитивно. Серьёзно занялась рисованием в конце 2012 года, пока училась в университете, и поняла – благодаря мнению окружающих и публикации в интернете моё творчество «годно» и, возможно, у меня есть путь художника. Самообучение было тяжело совмещать с тяжёлой учёбой в технологическом. Поэтому, когда я окончила вуз, я сидела год дома и рисовала портфолио каждый день, чтобы найти свою работу мечты. Мне пришлось пройти через критику, отказы, моменты самобичевания, прежде чем я нашла работу в Америке и в студии в Москве. Тогда появились уверенность и понимание, что всё не зря.

Как начать рисовать мультфильмы: рассказывают аниматор и мультипликатор
Как начать рисовать мультфильмы: рассказывают аниматор и мультипликатор
Я всегда мечтала об анимационном фильме, пусть даже коротком. Современные техники создания анимации, такие как 3D или компьютерная перекладка, мне не очень нравятся. Это, конечно, удобно, и мне приходилось работать с этим, но с опытом я поняла, что это как-то «нечестно» что ли. Я хотела думать, что хочу заниматься искусством и тяжёлым трудом, поэтому решила начать свой личный проект в технике 2D кадр за кадром. Да, именно так создавались, например, «Тарзан», «Мулан», «Красавица и Чудовище», а также фильмы Хаяо Миядзаки (японский режиссёр-аниматор) студии Ghibli, где вся анимация рисовалась на бумаге из-за соблюдения традиций. Всё это очень вдохновляет и помогает развиваться дальше и дальше, так как нужно огромное количество знаний, навыков и опыта в понимании анатомии, объёма, тайминга, спейсинга, актёрской игры. Это не 3D-модель повертеть и подвигать!
Я сидела год дома и рисовала портфолио каждый день, чтобы найти свою работу мечты
Ещё важный пункт – развитие вкуса. Нужно чётко понимать, что ты делаешь качественную вещь, ведь анимация, а тем более работа в одиночку, – это огромное количество работы и потраченных часов. Для примера, свой личный короткий анимационный тизер, который будет длиться одну минуту, я делаю уже год и, думаю, осталось ещё столько же. Людям, кто не из этой сферы, кажется, что всё это создаётся за недели три. По сути, мало кто понимает, что именно входит в создание мультфильмов в классической анимации. Я в одиночку буду делать сториборд, аниматик, расставление всего тайминга, создание концептов окружения и персонажей, все фоны для каждого кадра, анимацию (!) и композитинг. На один фон у меня уходит до 12–15 часов чистого времени, а на пятисекундную анимацию – 3-4 недели. Обычно в студиях на каждой позиции есть один или более людей, и даже они все вместе могут делать короткометражку много месяцев. А тут я – совсем новичок, но очень уверенный. Я замахнулась на тяжёлый стиль и рисовку, но знаю, что в итоге мой труд оценят и это будет огромным портфолио.
Alt атрибут
Alt атрибут
Мой молодой человек учится в Париже в Gobelins на мультипликатора и он подсказывает и учит меня. Именно от него я узнала, как ценится этот труд и сколько труда скрывается за короткими мультфильмами. Он – моя поддержка и опора в творческие кризисы, помогает мне не сдаваться.


Анимация, а тем более работа в одиночку, – это огромное количество работы и потраченных часов
Я живу в постоянных разъездах между Россией и Францией, работаю на нескольких позициях в разных странах, поэтому личного времени в принципе мало. А его остатки уходят на личный проект. Поэтому и тяжело, и так долго всё делается. Все мы люди, и каждый хочет с друзьями погулять, в кино сходить и уехать отдохнуть куда-то, но у меня всего этого – минимум. Потому что в своё время я расставила приоритеты и работаю сейчас на своё будущее. Главное, не опускать руки, когда кажется, что всё зря.

  

Совсем скоро я выставлю первый раз в интернет анимационный шот с фоном, анимацией, звуками из своего проекта «Белая лисица». До этого я год держала материалы закрытыми, но сейчас хочу начать делиться небольшим количеством наработок, так как интерес людей растёт, что приятно. Я буду стараться и дальше, и надеюсь, что мой пример вдохновит других на создание мультфильмов. Потому что не стоит бояться собственных начинаний, которые поначалу кажутся невозможными.


Работы Дарины:

Бекзат, 25 лет

мультипликатор


Я приехал в Алматы из Актау и поступил в колледж при Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова. Интерес к анимации у меня был всегда. Я и рисовал всегда, сколько себя помню. Поэтому, как только узнал, что в колледже есть факультет мультипликации, захотел учиться именно здесь. Мои близкие никогда не были против того, чем я занимаюсь, и всегда меня поддерживали. А в целом, сложности были только в момент принятия решения – на каком виде творчества заострить внимание. С детства я любил живопись, но позже решил заняться именно мультипликацией.


Наверное, интерес возник в детстве, когда все смотрят мультфильмы. Моими фаворитами всегда были Disney и Pixar (сейчас это одна компания). Из классической мультипликации ещё мне очень нравится, как нарисованы мультфильмы про Багза Банни и приключения Тома и Джерри.

Чтобы заниматься мультипликацией, нужно иметь большую базу знаний. Необходимо уметь не только рисовать на профессиональном уровне, нужно ещё знать, к примеру, разные характеры человека, как они отражаются на внешности персонажей. То есть нужна психология и много других составляющих. В своё время мне очень помогла книга «Набор выживания аниматора», написанная Ричардом Вильямсом. Я бы посоветовал эту книгу всем начинающим мультипликаторам.

Интерес возник в детстве, когда все смотрят мультфильмы
Если говорить о процессе создания мультфильма с самого начала, то в первую очередь на бумаге рисуется и придумывается персонаж. После можно отсканировать то, что получилось, на планшет для графического дизайна и там уже доработать персонаж, подготовить всё для дальнейшей обработки при помощи специальных программ. Я люблю именно процесс создания персонажей и вообще продумывания – как будут выглядеть герои. Этот процесс мне приносит больше всего удовольствия. Мне часто говорят, что мой стиль персонажей, которых я создаю, ближе к диснеевским или аниме.

Вообще, есть анимация 2D, которую сегодня практически не используют в полнометражке. Но часто 2D рисуют для мультсериалов, как на Cartoon Network. В 2D рисуется 24 кадра на 1 секунду мультфильма. То есть это уйма работы! С 3D свои нюансы, и это тоже долгий процесс, но есть вспомогательные программы.
В 2D рисуется 24 кадра на 1 секунду мультфильма. То есть это уйма работы!
У меня было несколько больших проектов. Некоторые, связанные со студией «Казахфильм», и одна работа для частного проекта. Я работал именно в анимации – то есть мне уже давались готовые концепты героев и расписанная история мультфильма. На этих проектах мы работали целой командой – трудились с утра до ночи.

  

Сфера мультипликации в Казахстане – это непаханое поле, что делает мою профессию довольно сложной, но в то же время интересной. Я не стремлюсь попасть в большую корпорацию вроде Disney (хотя можно поработать там только для опыта). Я хочу основать собственную студию в Казахстане и развивать мультипликацию именно у нас. Для того чтобы двигаться по этому пути, нужно много терпения и веры. Поэтому я бы посоветовал молодым людям, которые хотят развиваться в этой сфере, – точно знать, что вы этого хотите.


Работы Бекзата:

Фотографии, иллюстрации и видео предоставлены Дариной Лапковской и Бекзатом. 

Изображение на обложке работа Дарины Лапковской

M

Материалы по теме:

Читать также: