Исторические и культурные травмы: разговор с психологом
Совместно с Book Культура Lab
Нұргүл Молдабайқызы
• «Өзге бұлақ: балаға қараудың экзистенциялық негіздері», «Қазақтың жазылмаған психологиясы»,
• «Незавершённый Jut советских детей»,
• Perzent: Uniting Nomadic Roots in Present Child-Rearing (доступна на Amazon).
— Нұргүл, расскажите, пожалуйста, о том, что такое культурные и исторические травмы.
Культурная травма возникает, когда члены группы испытывают нарушения своих социальных и культурных норм и ценностей в результате событий или действий, которые глубоко нарушают общественные структуры или коллективные идентичности. Примеры могут включать геноцид, рабство или колониализм. А историческая травма, в свою очередь, относится к травмам, вызванным событиями, произошедшими в прошлом, но продолжающим воздействовать на последующие поколения через механизмы памяти, повествования и воспроизведения культурных практик. Это может включать продолжающееся воздействие прошлых несправедливостей на текущее социально-экономическое положение и культурные практики.
Изучение этих травм помогает понять, как события, произошедшие десятилетия или даже столетия назад, могут влиять на текущее психологическое состояние и поведение группы или сообщества. Это также подчёркивает важность культурно-чувствительных подходов в психотерапии и социальной работе для адресации и исцеления таких травм.
— Расскажите, как культурные и исторические травмы могут влиять на формирование казахской и казахстанской идентичности?
В культурной психологии понятие «внутреннее усвоенное угнетение» (internalised oppression) относится к процессу, в ходе которого индивиды принимают и нормализуют отрицательные стереотипы, предубеждения и идеологии, которые общество навязывает группам, к которым они принадлежат.
Примером могут служить динамики, наблюдаемые в социальных сетях, таких как Facebook и Instagram, которые становятся не только средством общения, но и пространством для культурных столкновений и столкновений идентичности. В цифровой среде часто происходит такой процесс: люди выражают взаимную неприязнь и усугубляют конфликты через генерализацию отдельных поступков на всю группу через ненависть к национальности. Если человек совершил проступок, то эта ответственность не персонализируется, а наоборот, обобщается, и вместо индивидуализированной ответственности мы получаем безадресные обвинения казахской культуры.
Другой всеобщей тенденцией нашей современной идентичности является «постоянная недостаточность» (sense of not enough): мы сейчас нацелены к постоянному развитию и обучению через различные поверхностные курсы, оставляя глубокие вопросы самопознания и самоидентификации незатронутыми. Наше счастье перестало быть личным и внутренним состоянием, а уважение не измеряется личными качествами, а достижениями, продолжая тенденцию советских орденов и задач пятилеток: «сделать 145 ягнят из 100 овец», вместо исконного казахского понимания воплощения себя и уважения. Ведь в казахском обществе уважаемого «шешен» или «би» слушались, они становились кем-то благодаря только лишь личным качествам и глубокому пониманию бытия.
Люди часто не приходят к глубокому пониманию самих себя, а склонны постоянно «настраивать» себя, адаптируясь под социальные ожидания. Например, современные курсы развития в нашем обществе направлены на то, чтобы дать готовые ответы. Как когда-то партия давала готовый рецепт счастья. Очень примечательно, что такие, как «қабырғаңмен кеңес» и другие казахские исконные конструкты, не только не реализуются, а забыты. В этом тоже есть продолжение советского образа жизни – когда индивидуальность должна была быть уничтожена, вместо неё необходимо было создать единого советского человека. Я в своей книге привожу, что подобные тенденции были начаты со строительством советского государства: в 1918 году 16 октября Государственная комиссия по просвещению принимает «Основные принципы единой трудовой школы», согласно которым особое внимание уделялось психологическому воспитанию молодёжи с акцентом на необходимость отказа от «индивидуалистических и эгоистических настроений», которые считались пережитками прошлого или тем, что является непростой тенденцией буржуазной школы, которая тем самым «плодит баранов» (приводится словосочетание из вышеупомянутого документа. — Прим. Н. М.). В результате в нашем обществе существует тенденция, когда человек должен взращивать себя таким образом, чтобы не за советами прийти, а находить ответы у себя, а то и привыкнуть к тому, что человек – не готовый ответ, а всегда вопрос и поиск ответа на этот вопрос.
— А как вы объясните рост интереса к традициям и обрядам в нашем обществе? Девушки и молодые люди начинают носить национальную одежду, головные уборы, украшения. Семьи проводят масштабные мероприятия: тои, қырқынан шығару, тұсау кесер, тiлашар и другие. Почему возродился интерес? Разве это не доказывает наличие и рост интереса к собственной культурной идентичности?
Как подчёркивают многие теории психологической травмы, перед началом работы над преодолением глубоких травм человек должен накопить достаточно ресурсов. Такой подход к психологической подготовке помогает личности столкнуться с трудными истинами, которые могут оказаться крайне болезненными. Сходным образом можно рассмотреть и коллективные психологические процессы, происходящие в обществе: для нашего общества стало важнее восстановить и признать культурные экспрессии, потерянные или уничтоженные в советский период.
Однако мы наблюдаем сейчас, что общество часто фокусируется на внешних атрибутах, таких как традиционные одеяния – например, сәукеле или қажекей. Эти элементы, безусловно, являются важной частью казахской культуры и представляют уровень глубокого и многогранного культурного наследия. Однако этот интерес нам показывает многое – наш интерес ограничивается лишь внешними атрибутами. И подобный интерес может не дотягивать до сущности или внутренних переживаний, которые они представляют.
С другой стороны, важно понимать, что такие масштабные мероприятия в прошлом имели важное социальное и экономическое значение. Например, отыз күн ойын и қырық күн той могли служить важными социальными и экономическими функциями для номадов, которые жили разрозненно. Эти мероприятия позволяли наладить социальные и деловые связи, обеспечивая возможность для встреч и общения, что было жизненно важно для поддержания социальной структуры и экономического благополучия. В свою очередь, современное «расточительство» в традиционных празднованиях, возможно, отражает стремление сохранить связь с прошлым, но не на сущностном уровне. Важно задавать себе вопросы о том, насколько эффективно и аутентично такие мероприятия передают глубину и суть традиционной казахской культуры и какие психологические и социальные потребности они на самом деле удовлетворяют в современном обществе.
В своих двух книгах я исследовала более 100 традиций и 25 национальных игр. Они все имели психотерапевтический потенциал. Они имеют глубокие экзистенциальные, психологические, социальные и антропологические, экономические функции. Но сегодня нет никакого интереса к сущностям этих культурных экспрессий, кроме как их формального соблюдения. Таких культурных элементов много. Таким образом, не только внешние, но и сущностно-внутренние переживания требуют глубокого исследования и рассмотрения.
— Как у вас появился интерес к теме культурной психологии?
Обладая обширными знаниями в области криминологии и психологии насилия, я осознаю, что насилие часто является проявлением бессилия, как это подчёркивали такие учёные, как Ролло Мэй и Ханна Арендт. Это бессилие можно рассматривать как форму внутреннего угнетения, когда индивиды или группы, чувствующие себя бессильными в одних аспектах своей жизни, могут проявлять агрессию и гнев в отношении более слабых, пытаясь таким образом восстановить своё чувство контроля и мощи. И здесь вопрос в том, почему в нашем обществе повсеместно люди ощущают себя бессильными и направляют свой гнев на тех, кто слабее? Всё это требует более глубокого понимания. Это насилие может быть направлено не только на другого, я имею в виду и аутоагрессию. Именно эти вопросы должны породить интерес к культурным особенностям как важной части индивида.
Живя и работая в этом обществе, я не могу не заниматься глубинными вопросами культурной психологии. Я не могу ограничиваться развитием, коучингом. Я сталкиваюсь с людьми, которые испытывают культурные травмы. Если мы не будем исследовать эти глубинные процессы, моя работа окажется столь же поверхностной, как одевание традиционных украшений и одежды без понимания их глубинного значения. Таким образом, я вижу задачей каждого психолога — не обслуживать видимую часть культурной идентичности и последствия в них, а проникнуть в суть этих культурных и психологических процессов, которые формируют жизнь людей в нашем обществе, для их преодоления.
Фотографии предоставлены экспертом