ЖИЗНЬ

Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях

Многим алматинцам знакомы работы художницы Ольги Кацюбы – ими украшены некоторые остановки нашего города. Её художнический почерк – истинно алматинский, и в каждом полотне – частичка её тепла: «Оранжевый день», «Дорога на Шымбулак», «Прикосновения весеннего солнца», «Цветущие деревья в «Горном Гиганте», «Алматинский дворик». К сожалению, в октябре прошлого года Ольги Кацюбы не стало – она ушла из жизни от тяжёлой болезни в далёкой Австралии. Автор Manshuq Галина Галкина поделилась своими воспоминаниями об этой художнице.
Галина Галкина

11 октября 2021

Справка:
Ольга Кацюба родилась в Алма-Ате 30 мая 1970 года. В 1994 году окончила АГУ имени Абая, факультет изобразительного и прикладного искусства. С 1994 по 1998 год работала преподавателем на кафедре рисунка и графики ФИПИ АГУ имени Абая.


С 1994 года Ольга Кацюба – участник 47 городских, республиканских и международных выставок. Автор проекта «Исчезающий город» (2002 год) и «Алма-Ата. Старый город» (2009 год). С 1995 по 2013 год провела 15 персональных выставок. Выпустила 4 авторских каталога.


Живописные и графические работы художницы вошли в 32 художественных альбома и каталога. Её картины находятся в частных собраниях в странах СНГ, США, Германии, Южной Корее, Канаде, Китае, Турции, Англии и Австралии. Ольга Кацюба ушла из жизни 9 октября 2020 года в Сиднее (Австралия).

На фото: Ольга Кацюба
В октябре 2015-го Оля пригласила меня на свою персональную выставку, незадолго до отъезда её семьи в Австралию. Это была пятнадцатая экспозиция художницы за 20 лет творчества. Тогда казалось, что автор подводит определённый итог. Она назвала выставку «Теперь». Экспозиция акварели состояла из 70 работ, выполненных с 1993 по 2015 год. Оля объясняла название выставки так: «Теперь» – это здесь, сейчас и всегда!» 

Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Слева: «Беседка на территории Никольского храма», 2002

Справа: «Дорога к храму», 2007

Иллюстрация 1: «Беседка на территории Никольского храма», 2002

Иллюстрация 2: «Дорога к храму», 2007

Она сохранила в полотнах Алма-Ату нашего детства и юности
Поэтому иногда она представлялась художником из прошлого, того недавнего вчера, что дорого нам сегодняшним. И оно действительно остаётся в нас навсегда.


Искусствоведы называли Олю Кацюбу хронографом современной жизни. С её помощью мы могли по-особенному взглянуть на жизнь вокруг себя. Она отвлекала нас от будничной суеты, будто заново открывала нам глаза. И мы внимательнее всматривались в архитектуру, природу, пейзажи, удивительные закоулки нашего города и вспоминали свои отношения с ним. Конечно, сегодняшний Алматы очень изменился, но творчество Оли сохранило нам «ту Алма-Ату» – наивную, милую, разноцветную, тёплую.

Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Слева: «Дом за стадионом «Динамо», 2008

Справа: «Солнечный зимний день», 2009

Иллюстрация 1: «Дом за стадионом «Динамо», 2008

Иллюстрация 2: «Солнечный зимний день», 2009

Оля говорила, что картины объединяют. Многие зрители сопровождали художницу годами. Она с ними знакомилась именно в работе над серией о старой Алма-Ате. Эта коллекция оказалась удивительной, потому что люди, в чьих сердцах картины вызвали отклик, находили друг друга и оставались друзьями. Экспозиции работ о старом городе привели к Оле друзей и знакомых, даже не алматинцев. Приезжие наблюдали, как на территории города живут мирно, дружно и тепло разные народы.

И всем хотелось в Алматы – город притягивал, как магнит
Я считаю, что Оля Кацюба, никого не агитируя, вернула живописи искренность, тронув сердца не только зрителей, но и художников-современников. Кто-то из них стал её последователем. Ермек Джангильдин, искусствовед, поделился: «В картинах Оли слышится спокойная, душевная, нежная музыка нашей природы, жизни. Художница визуализировала и останавливала неповторимые мгновения жизни города. Оля просто выходила в город, изображала на холсте то, что видела и чувствовала». 

Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Слева: «Свято-Никольский кафедральный собор», 2002

Справа: «Морозное солнце. (Ул. Кажы-Мукана, уг. ул. Мендикулова)», 2009

Иллюстрация 1: «Свято-Никольский кафедральный собор», 2002

Иллюстрация 2: «Морозное солнце. (Ул. Кажы-Мукана, уг. ул. Мендикулова)», 2009

Так получилось, что выставка «Теперь» стала заключительной у нас в Алматы. Семья Оли мечтала о переменах в жизни. Они с мужем хотели отправиться в длинное путешествие, может быть, даже где-то осесть в других странах, там пожить, поработать. Сергей Иванов, муж Оли, тоже подводил итоги: «Эта выставка – отсекающая. Дальше будет что-то другое... Мне очень нравится Алматы. Это большой микс всего: здесь разная погода, разные климатические зоны и четыре сезона, которые ярко представлены. Радует природа и окрестности Алматы. Город уютный и небольшой, домашний, несмотря на то, что он – один из самых крупных в Казахстане».  

Оля писала:

«Два месяца до отъезда были настолько наполнены событиями, переживаниями, сборами и какой-то бесконечной усталостью, что мне казалось – всё это никогда не кончится. Нас атаковали друзья и родственники, нужно было решать текущие дела, завершать рабочие обязательства. Появлялись старые знакомые, которые, узнав, что мы собираемся в Австралию, непременно хотели встретиться и узнать, как нам это удалось.


Кроме всего прочего, трудно было решить, что брать с собой? Хотелось взять всё: книги, картины, дорогие сердцу сувениры и мелочи, альбомы с фотографиями, тёплые вещи, туфли и многое другое. Нужно было обязательно взять кисти и краски – нас предупредили, что в Австралии всё безумно дорого. У нас было ограничение по весу багажа. Дочь хотела, конечно же, взять с собой все игрушки, огромного белого медведя и коробку керамики, которую она сделала сама. Нам всем троим пришлось долго ломать голову над тем, что действительно важно для каждого из нас, а без чего можно всё-таки обойтись. Я взяла с собой двенадцать килограммов своих художественных материалов: краски, кисти, лаки и разбавители, и решительно оставила наряды, украшения и сувениры.


Прошу прощения у всех, с кем мы не успели встретиться перед отъездом. Друзья, это не потому, что мы вас не любим или забыли, нет, просто у нас было катастрофически мало времени и сил. В аэропорту нас ждала кучка печальных друзей и родных, почти все плакали. Нас приехали проводить, несмотря на рабочее время и пробки на дорогах. Было как-то грустно, что мы расстроили своим отъездом столько близких людей, мы совсем этого не хотели. На самом деле для нас большой поддержкой было то, что все наши друзья и близкие, не сговариваясь, попросили нас обязательно дать им знать, если понадобится какая-нибудь помощь. Обнялись со всеми на прощание, быстро прошли паспортный контроль и, сев в самолёт, почувствовали некоторое облегчение. Летим. В Австралию. На край света».

Оля жила в новой стране, рисовала улочки других городов, яркие цветы иного континента, но мы её продолжали считать своей. Она грустила по оставленному городу, скучала по друзьям. Навсегда осталась частичкой нашего Алматы – здесь живёт её душа. Но и в Австралии её полюбили за сияющую улыбку, доброжелательность, открытость. Я как-то написала Сергею: «Вы оба не изменились на фото». Он ответил, что и времени совсем немного прошло с нашей последней встречи. А мне кажется, что прошла целая жизнь. Серёжа прокомментировал: «Как минимум одна закончилась, и одна началась. Последний раз, когда мы были в Алматы, в 2018-м, у старшей Алисы родилась дочка».

Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Художница, сохранившая Алма-Ату в акварелях
Слева: «Церковь Петра и Павла», 2002

Справа: «Никольский храм. Цветущее дерево», 2008

Иллюстрация 1: «Церковь Петра и Павла», 2002

Иллюстрация 2: «Никольский храм. Цветущее дерево», 2008

Прошёл год без неё. Особенно тяжело семье. Друзья тоже продолжают остро скучать. Сегодня пейзажи Ольги Кацюба можно видеть на улицах нашего города: ими оформлены автобусные остановки. В Сиднее у Оли в ноябре 2019 года состоялась выставка Fascinated Wanderer («Очарованный странник»), единственная в Австралии. И всё же далёкая Австралия не стала по-настоящему близкой для неё.
Фотографии предоставлены автором статьи
M

Читать также: