Музыкальная резиденция Batyr Lab: место, где учатся, дружат и создают музыку
21 сентября 2023
Акмарал Мерген
Batyr Lab – 2023:
Ранее я уже имела дело с преподаванием в музыке, но процесс менторства – это совершенно другой опыт. Самое важное отличие, которое в корне меняет всё, включая образовательную программу, – то, что участники – это не ученики, а скорее твои младшие коллеги (часто только по возрасту), потому что каждый из них давно уже профессионал в своей сфере. И при таком раскладе невозможно рассказать им что-то принципиально новое в музыке, они всё и так знают и в некоторых направлениях знают и умеют больше тебя самой. Поэтому нам понадобилось около полугода работы с командой, чтобы наш курс был действительно рабочим и интересным, чтобы все знания были мегаактуальными.
За такой прекрасный проект надо благодарить всех – от организаторов до участников проекта. Потому что кто-то поверил в себя и что способен внести вклад в развитие культуры Казахстана, в данном случае Наргиз Шукенова. Именно в её горящие глаза поверили сподвижники, спонсоры, спикеры. А по другую сторону – те самые ребята, которые поверили в себя, в свою мечту создавать музыку. Я бы сказала, что мы, организаторы и участники Batyr Lab, – маленькое сообщество мечтателей-оптимистов, которые верят, что своим трудом могут внести вклад в развитие культуры нашей страны.
Вы у меня спросили, какой совет я бы дала начинающим музыкантам, которые, возможно, сидят в своей комнате, играют на гитаре и думают про следующий поток Batyr Lab. Вы знаете, у нас в этом потоке как раз был мальчик из Караганды, играющий на гитаре. Он прошёл отбор, и его любовь к музыке была заметна через его работы, но в день объявления участников он сказал, что не сможет участвовать по странным причинам. Так вот, я бы хотела передать тому талантливому мальчику, что так делать нельзя. Нужно верить в себя, а остальное всё приложится. Поэтому мой совет, ребята: ничего не бойтесь, потому что глаза боятся, а руки делают!»
Domire
Я узнала о существовании резиденции от учителей консерватории и из афиш, которые висели у нас в кабинете. При первой подаче заявки в 2022 году меня не приняли, во второй раз меня неожиданно взяли в проект, хотя мне казалось, что участие в резиденции мне пока не по силам, так как я всё ещё учусь. Меня удивляет тот факт, что теперь я часть такого серьёзного проекта, и вместе с этим чувство ответственности возрастает десятикратно.
Образовательная программа была очень интенсивной – у нас были постоянные лекторы и приглашённые гости. Мне очень понравился воркшоп с Бауржаном Бисмильдиным, где он рассказал и показал историю обложек для альбомов. А потом нам дали материалы и попросили самим придумать обложки. Но самые полезные знания в музыкальной сфере я получила от Акмарал Мерген. С ней я смогла развиться в сфере электронной композиции, помимо академической.
Я надеюсь продолжить выпуск своей музыки в будущем. Ведь благодаря участию в резиденции я теперь знаю, что нужно делать для создания своего альбома и как делиться своей музыкой с людьми. Я неимоверно благодарна фонду за то, что выбрали меня в качестве участника. Особенную благодарность и любовь посылаю Наргиз Шукеновой и Акмарал Мерген».
Дарья Спивакова
Когда я была маленькой и у меня ещё не было своего музыкального инструмента, мы с мамой сделали картонные нарисованные клавиши, и я «играла» воспоминаниями когда-то услышанных звуков, рисовала свои «музыкальные партитуры» и как зачарованная смотрела чёрно-белые документальные фильмы про композиторов, которые крутили по телевизору. В детстве я училась играть на фортепиано, много импровизировала, постепенно начала работать с синтезаторами и полевыми записями. Спасибо родителям, которые достаточно рано подарили мне диктофон и вообще поддерживали все мои творческие порывы.
Резиденция состояла из двух блоков – интенсивной недели, наполненной разными классными воркшопами, лекциями, беседами за обедом, и месяцем самостоятельной работы над проектом при поддержки ментора. Нахождение в среде талантливых и прекрасных людей – это потрясающая возможность энергообмена, наполнения новыми смыслами и контактом с параллельными мирами. Всё, чем я занимаюсь, это достаточно узконаправленные течения, в музыке я создаю экспериментальные звуковые ландшафты и ambient, dark ambient, cinematic music. Мне было бесконечно интересно оказаться в других музыкальных мирах и посмотреть, как это прикосновение окажет влияние на мою работу. Это косвенное прорастание гораздо интереснее прямой передачи специальных навыков. Я в предвкушении жду, как именно и когда в моей жизни прорастут оставленные Batyr Lab семена.
Проект, над которым я работала в резиденции, называется «Путеводитель по снам перекати-поле», и он начался с моих прогулок по пригороду Алматы. Я приезжала погулять «за руку» с перекати-поле и записать их звучание и устраивала свидания с казахскими национальными инструментами. Инструменты я брала в аренду и изначально взаимодействовала с ними как со стихией, через ощущение моего восхищения ими, как если бы домбра была морской волной, а жетіген – поверхностью древнего камня. А позже я брала несколько уроков игры, чтобы перевести наши отношения на новый уровень. Это всё были медленные прогулки, когда красота проявляется в отсутствии и тишине. В итоге у меня получилось около тридцати часов сырых полевых записей звуков ландшафта и инструментов, которые я отслушивала ежедневно в течение месяца.
Я надеюсь, что после выпуска из Batyr Lab мой путь продолжится глубже и дальше в том, что я делаю. Ещё, например, я решительно настроена научиться играть на қобызе. Мечтаю писать музыку для кино и принимать участие в концертах и перформансах. Мне кажется, что каждый новый шаг открывает новые пространства вариантов. И предчувствую, что музыкальная резиденция Batyr Lab – это такое концентрированное разветвление».