6 фильмов на Берлинале, которые сняли женщины
Алина Мустафина
18 марта 2024
На Берлинском международном кинофестивале меня удивили тонкие фильмы о женщинах, которые сняли мужчины – это, например, «7 вуалей» Атома Эгояна и «Шамбала» Мина Бахадур Бама. Но в этой подборке я сконцентрируюсь на самых ярких увиденных мной фильмах на Берлинале, которые сделали женщины.
«Баня дьявола»
The Devil’s Bath
«Баня дьявола» австрийских режиссёрок Вероники Франц и Северины Фиалы – фильм-шок. Полфильма хочется кричать главной героине: «Да скажи ты уже ему!» А остальные полфильма понимаешь, что всё слишком далеко зашло и что-то должно случиться. Фильм основан на жутком факте, который открыла американская учёная Кэти Стюарт. Оказывается, в Германии XVII-XVIII веков женщины, страдавшие от депрессии (в народе это состояние называлось «баней дьявола»), специально совершали преступления, чтобы их казнили. Женщины боялись попасть в ад, вот и убивали, кого полегче (детей, например), шли к священнику, признавались в преступлении и умирали на гильотине. Фильм о том, к чему порой приводили непонимание в семье, авторитарная свекровь и уят в XVII веке. Жутко, но очень впечатляюще. Оператор-постановщик картины Мартин Гшлахт получил «Серебряного медведя» за выдающиеся достижения в области киноискусства.
«Мой любимый торт»
Keyke mahboobe man
Фильм режиссёрки Марьям Могаддам и режиссёра Бехташа Санаиха из Ирана очень простой и понятный по своей структуре с довольно предсказуемым концом. Но контекст, факт, что действие происходит в Иране, простодушие и теплота актёров делают фильм пронзительным и трогательным. 70-летняя медсестра Махин на пенсии спит до обеда, ей некуда спешить, муж умер 30 лет назад. Из дел – только посиделки с подружками, звонки за границу детям и внукам да пенсионерские обеды по купонам. На одном из таких обедов Махин слышит, что водитель такси её возраста за соседним столом много лет как одинок. Махин решает выследить его и приглашает к себе на ужин. Нонсенс по иранским меркам: они устраивают настоящий праздник непослушания, пьют самодельное вино, танцуют и вспоминают времена без хиджаба. На показ своего фильма режиссёры не приехали, отправив с актёрами послание, которое трогает не меньше, чем фильм:
«Сегодня фильм, на создание которого мы потратили три года нашей жизни, родится рядом с вами, к сожалению, без нашего присутствия. Теперь нам запрещено присоединяться к вам и смотреть на киноэкране фильм о любви, о жизни, а также о свободе, потерянном сокровище нашей страны. Мы пришли к выводу, что больше невозможно рассказывать историю иранской женщины, соблюдая строгие законы, такие как обязательное ношение хиджаба. Женщины, которым красные линии мешают изобразить свою истинную жизнь как полноценных людей. На этот раз мы решили пересечь все ограничительные красные линии и принять последствия нашего решения нарисовать реальную картину жизни иранских женщин – образы, которые были запрещены в иранском кино со времён Исламской революции».
«Перехваченное»
Intercepted
«Моя украденная планета»
Sayyareye dozdide shodeye man
«Иностранный язык»
Langue Étrangère
«Любовь истекает кровью»
Love Lies Bleeding
Обложка: Freepik