ЛАЙФСТАЙЛ

Личные истории: как и зачем девушки путешествуют на попутках?

Автор Manshuq Марина Пай поговорила с бывалыми путешественницами автостопом о преимуществах и проблемах, с которыми они сталкиваются во время поездок, и как заботятся о своей безопасности в пути.
Марина Пай

27 ноября 2023

История Марии:

«Я путешествую автостопом около пяти лет. Самая первая поездка была спонтанной. Мы с подругой были студентками и очень устали от работы и учёбы. Однажды решили:

– А поехали на море?

– А поехали!

И через две недели мы взяли отпуск и укатили к морю. Изначально был план идти пешком, но вскоре поняли, что переоценили силы, и начали останавливать машины. Так и завертелось. На следующий год мы уже сознательно поехали в путешествие автостопом. Чаще всего мы ездили вдвоём с той самой подругой. В один год я поехала одна, на следующий – с партнёром. Ещё несколько раз были небольшие путешествия компанией.

Как экстравертка скажу, что неодиночный опыт был более ярким и наполненным. Когда-то прочитала фразу: «Счастье существует лишь тогда, когда есть с кем его разделить», и я с ней согласна. Вдвоём как минимум менее страшно, более весело, даже неприятные ситуации вы переводите в смех. Вы заботитесь друг о друге и поддерживаете. Но в этом случае приходится договариваться, искать компромиссы, не перетягивать на себя и мириться с отсутствием личного пространства. К счастью, я путешествовала с «моими» людьми и проблем особых не было.

Во время одиночного путешествия я провела огромную работу с самой собой и значительно выросла. Я могла распоряжаться своим временем, как захочу, полагаться на себя, не думать о безопасности и комфорте кого-то ещё. Большую часть времени с удовольствием провела с собой наедине и в общении с незнакомыми людьми, в том числе с водителями. Страшно было только ночевать одной в тенте. Но, честно говоря, в определённые моменты я чувствовала усталость от самой себя, а иногда даже скуку.

Люди, подвозящие автостопщиков, – такие же, как и любые другие люди. Разные
Какое-то время мы вели списки-заметки. По ним ярко видно, что это люди разных возрастов, пола, национальностей, статуса, одинокие/компании/пары и так далее. К счастью, по большей части нам встречались хорошие и интересные люди. Большинство рассказывали свои истории, узнавали о нас, часто предлагали чай/кофе на заправках, спрашивали, всё ли хорошо. От денег мы всегда отказывались, но однажды мужчина незаметно подложил несколько тысяч в рюкзак подруги во время остановки. Мы заметили, когда уже давно вышли из машины, и продолжили путь.

Нужно сказать, что отношение водителей менялось в зависимости от того, с кем я путешествовала. Во время поездки с партнёром негативных комментариев или действий практически не было. Буквально раз или два только были слова в сторону партнёра о том, зачем он вовлекает в такое небезопасное путешествие девушку и «Пора бы уже свою машину иметь». Когда была одна, к моему удивлению, нежелательного внимания не было вообще. Иногда делали комплименты, предлагали обменяться контактами, но на этом всё. Много комплиментов делали женщины о том, какая я сильная и смелая. Когда путешествовали с подругой, нежелательная реакция была предсказуема, хотелось бы отметить, что практически всегда она поступала, когда в подъезжающей машине было двое или больше парней. Часто делали непристойные предложения, спрашивали, сколько мы стоим, согласны ли с ними «затусить», отпускали неприличные шутки. Мы не вступали в диалог, вежливо отказывали, иногда отшучивались. Мы с подругой столкнулись всего с двумя неприятными ситуациями:

1. В первый автостоп мужчина настоятельно предлагал заняться сексом, после отказа к действиям не перешёл. Попался абсолютно неадекватный и агрессивный водитель, что выяснилось только в машине – спасло нас то, что я обнаружила потерю телефона и мы быстро выскочили.

2. Был инцидент с дорожной инспекцией, когда нас приняли за секс-работниц. Проверили документы, вежливо поговорили, а затем даже подвезли до следующего пункта остановки.

А ещё нам постоянно сигналили проезжающие машины. В целом, я могу сказать, что в большей степени опыт общения с водителями был положительный. За время путешествия автостопом я убедилась, что добрых, адекватных и отзывчивых людей куда больше.

Самая опасная ситуация была связана не совсем с автостопом. По нашему маршруту мы с подругой должны были преодолеть огромный лесной массив. Нас подвезли до начала тропы, а в результате мы потерялись в лесу на сутки с небольшим. Вода закончилась, телефоны сели, карта была утеряна. Абсолютно никто не знал, где мы находимся. Произошло это, конечно, отчасти по неопытности. Навыками выживания пользовались активно, сохраняли спокойствие и в результате случайно выбрались. Это был тяжёлый опыт, воспоминания о котором до сих доставляют дискомфорт.

Если говорить о трудностях – некоторые участки дорог абсолютно пустынные. Мы сталкивались с ситуациями, когда за час проезжает 1-2 машины и нет других вариантов, кроме как идти пешком по несколько часов со своим огромным рюкзаком. Несколько раз такое происходило в непогоду – в дождь или сильную жару.

Почему я путешествую автостопом? Это даёт возможность преодолеть и проверить себя
Стать сильнее физически и морально, преодолеть страхи, стать более смелой, открытой, спокойной. Жить в моменте и не терзать себя мыслями «Что подумают другие». Очень быстро стало ясно, что большинству людей всё равно. Из не совсем здоровых моментов: у меня КПТСР, и я точно могу сказать, что автостоп – форма проявления рискованного поведения. Это риск жизнью и здоровьем, а яркие эмоции и выбросы адреналина можно получать более здоровыми способами. Как и с походами, потребности в таких путешествиях снижаются до базовых: безопасность, еда, вода, ночлег. И ты действительно довольно большое количество времени думаешь именно об этом. Это помогает отдохнуть головой, перестать загоняться по мелочам, а ещё больше ценить то, к чему мы так привыкли в обычной жизни (как минимум кровать, горячую еду и горячий душ).
Я ощутила, какой мир огромный и невероятный, познакомилась с людьми разных взглядов, характеров, научилась выходить из немыслимых ситуаций. Понимая все риски, я бы вряд ли отказалась от этого опыта. Иногда, когда в жизни наступают трудности, я вспоминаю о том, через что прошла и из каких ситуаций выпуталась, и понимаю, что я со всем справлюсь. В сравнении кажется, что всё не так уж страшно. Также автостоп дал мне в жизни прекрасного и самого близкого человека – мою подругу. На момент первого путешествия мы были едва знакомы, но в процессе вместе прошли сквозь смех и слёзы, съели пуд соли и что только не пережили. Именно этот совместный опыт сделал наши отношения невероятными. На мои отношения с партнёром автостоп тоже повлиял. Они стали более надёжными, доверительными, партнёр стал лучше понимать меня, а я познакомилась с его другими (к счастью, хорошими) чертами».

История Анны:

«Кататься автостопом я начала осенью 2015 года, тогда мне было 20 лет. Жизненные обстоятельства весьма располагали: денег у меня было мало, а свободного времени много. Совокупно за эти годы я проехала примерно двадцать тысяч километров, около половины из них – в одиночку. Много ездила с бойфрендом: мы были вместе несколько лет, каждый отпуск или длинные выходные старались посвящать путешествиям, и многие из них были автостопными. Несколько раз ездила с не очень хорошо знакомыми людьми и сначала опасалась, что будет тяжело из-за разницы в характере, привычном режиме дня или каких-то привычных бытовых вещах, но опыт показал, что это не так уж страшно.

Вообще такой способ перемещения учит легче принимать что угодно
В том, чтобы путешествовать одной, есть своя прелесть: это время, в которое, скорее всего, никак нельзя повлиять на проблемы, оставшиеся за спиной дома, но нужно постоянно решать много насущных вопросов: как лучше поехать, где «стопить» следующую машину, что есть, где спать. Это позволяет отдохнуть головой и по возвращении посмотреть на прежние дела новым взглядом. Подвозят совершенно разные люди. Попадались и довольно типичные дальнобойщики; и ровесники, которым просто интересно поболтать; и люди, помогающие всем встречным, потому что у них религиозная миссия; и просто кто-то, кому спонтанно захотелось помочь.

Самое трудное для меня – отпустить вожжи, смириться с тем, что, стоя на трассе, я почти ничего не контролирую. Я ничего не могу сделать с тем, что пошёл дождь или снег – только натянуть капюшон. Ничего невозможно сделать с тем, что внезапно перестали «стопиться» машины и приходится долго стоять на одном месте – можно только включить музыку, потанцевать или ещё как-то попытаться себя развлечь, но кардинальным образом я своей волей ситуацию не изменю никак. Но это полезный навык, с ним легче переживать другие жизненные трудности. Самым опасным я для себя считаю возможное появление где-то рядом животных: неважно, будет это стая бродячих собак или дикие животные в лесу. Это сразу даёт минус много процентов к общей безопасности ситуации.

За что люблю автостоп? Мне интересно смотреть на разных людей
Никогда в жизни я не пообщалась бы с представителями настолько разных социальных групп и не услышала бы столько комичных или драматичных историй (и не попала бы в такие истории сама), если бы не проводила сколько-то дней в году в дороге. Всё это обогащает меня, делает лучше, расширяет мой взгляд на мир.

Также я получаю опыт смирения и принятия того, что не всё в этой жизни возможно контролировать и не на всё можно повлиять – это полезно, чтобы испытывать меньше разочарования, обиды и фрустрации от жизни. А ощущение свободы от того, что тебя просто подхватывает другая стихия, когда ты делаешь шаг за порог, – это одно из лучших чувств, которое мне доводилось испытывать».

Где жить, путешествуя автостопом?

Рекомендации Марии:
Вариант 1. Палатки

Плюсы

+ В автостопе много что может пойти не так. Не факт, что вы доберётесь в нужное место в нужное время (и даже просто в какой-то населённый пункт). Наличие палатки и спальников чаще всего обеспечивает более или менее приличную ночёвку практически где угодно.

+ Погружаешься в атмосферу единения с природой. Самые красивые виды и места я наблюдала именно во время палаточных стоянок.

+ Не нужно бронировать, торопиться, не зависишь от времени и от людей. В этом плане тратишь меньше нервов, ощущается большая свобода.

+ Хорошая физическая и волевая прокачка. Идти и стоять с огромным рюкзаком – это прекрасная физическая нагрузка и возможность проверить свои силы.

Минусы

– Несмотря на то что я назвала плюсом возможность стоянки практически где угодно, иногда стоянка с палаткой становится проблемой. Если вы находитесь в черте города – это практически нереально. Вне «цивилизации» также бывает сложно найти место. Карты иногда врут, люди подсказать не могут, иногда приходится долго идти от ближайшей трассы до места стоянки, а с утра обратно. У нас были случаи, когда в результате мы просто проводили ночь в спальниках на набережных. В более холодные сезоны это станет ещё большим минусом.

– Стандартный минус походного образа жизни – бытовые необходимости. Постоянно приходится искать источники воды. Фильтровать воду, обеззараживать, таскать на себе бутылки и еду. Не всегда есть возможность помыться – ты вечно грязный, вещи тоже. Моешься также исключительно в водоёмах (бывает холодно), вещи после стирок в водоёме и дождей не всегда есть возможность высушить. Несколько раз мы мылись на заправках в туалетах. Не всегда есть возможность развести костёр и приготовить горячую еду или вскипятить воду. Про «зарядить телефон» я молчу.

– Безопасность. Змеи, звери, комары, бродячие собаки, неадекватные люди и прочее – вам будут абсолютно точно необходимы навыки походной жизни, выживания и аптечка.

– Вы таскаете на себе огромные рюкзаки со снаряжением, как и в любом походе. Постоянно. Посмотреть город и достопримечательности становится тяжелее, а в некоторых случаях вообще невозможно. На сам автостоп это тоже влияет. Часть водителей более спокойно и дружелюбно относятся к таким автостопщикам. Часть, напротив, не горят желанием подвозить грязных и пыльных автостопщиков. А иногда в их машине просто не хватает места ещё и для ваших рюкзаков.

Вариант 2. «Цивилизованная ночёвка» в помещении

Плюсы

+ Горячий душ, еда, электричество, кровать и прочие прелести цивилизации.

+ Если вы вовремя добрались до пункта назначения – ночлег вам обеспечен.

+ Возможность оставить вещи и осмотреть город налегке – соответственно, увидеть и попробовать больше вещей и мест. А ещё в этот момент быть чистыми и даже красиво одетыми.

+ Новые и старые знакомства. Возможность увидеться с приятелями детства, дальними родственниками и прочими людьми, с кем бы вы вряд ли встретились без подобных обстоятельств. Также возможность завести новые знакомства со схожими по духу и интересам людьми. С большой вероятностью вам окажут тёплый приём, подскажут, что посмотреть, и даже организуют времяпрепровождение. Я до сих пор поддерживаю контакты с некоторыми людьми, у которых мы останавливались. Знаю, что меня с радостью ждут в других городах, а я их – в своём.

Минусы

– Привязанность ко времени и месту. Сменить маршрут будет тяжеловато, а внезапно возникшие трудности в дороге приведут к тому, что не только вы останетесь без ночлега, но и подведёте других людей, которые подстроили под вас планы (если договаривались со знакомыми или через каучсёрфинг). Это может заставлять вас тревожиться на протяжении всего пути.

– Люди тоже могут вас подвести (если речь идёт не о хостеле/отеле). Вам придётся искать жильё в незнакомом городе, и хорошо, если при этом вас не успеют кинуть на деньги.

– Безопасность. На каучсёрфинге мы встречали очень странных и подозрительных людей, порой агрессивных. Останавливаться пожить у едва знакомых людей редко бывает абсолютно безопасно.

– Финансы. Это касается отелей, апартаментов и иногда хостелов. Это более безопасные варианты, чем палатки и знакомые, но в то же время более затратные.

В итоге, я бы сказала, что оптимальный вид жилья при путешествиях автостопом для меня – совмещение. Чередование палаточной жизни и более цивилизованных условий. Наличие палатки для свободы перемещения и периодические остановки в хостелах/у знакомых, чтобы спокойно поспать, поесть, помыться и провести время с людьми.

Рекомендации Анны:
 «Было по-разному: и в палатке ночевала, и в машине спала, и через кауч-сообщества* вписывалась, и случайные какие-то вписки попадались, и жильё разной степени бюджетности снимала. На мой взгляд, тут нет универсально удобного варианта: всё зависит от того, как и куда едешь, хочется ли заезжать в город, сколько вообще есть сил. Автостоп для меня интересен во многом как раз тем, что такие бытовые вещи складываются спонтанно. Как правило, я не планирую заранее, как буду ночевать, а решаю это каждый раз уже вечером, когда понимаю, как складываются обстоятельства».

* Couchsurfing (каучсёрфинг) – сообщество путешественников и им сочувствующих, общей целью которых является «обмен гостеприимством» по всему миру. Это значит, что люди по договорённости могут временно пожить у кого-либо из сообщества в другом городе или стране.

Как обезопасить себя в путешествии?

Рекомендации Марии:

Безопасность должна быть на первом месте. Мы не садились в машину (как бы холодно и голодно ни было) при малейших признаках дурных намерений, неадекватного тона и так далее. Старались фотографировать или записывать номера машин и в случае небезопасного ощущения во время поездки скидывали их родным и близким. У нас было железное правило: одна/один постоянно следит по картам за дорогой, вторая/второй отдыхает. Потом менялись. С водителями общались по очереди и по настроению.
Не стоит забывать и про своё поведение. Мы старались быть вежливыми, не спорить в диалогах, не ругаться, не оставлять за собой грязь, благодарить.
Довольно часто мы пользовались легендой о том, кто мы, куда едем и почему. Уточняли мимоходом, что нас ждут в пункте назначения. Делали фейковые, а иногда реальные созвоны с родителями, мужьями или друзьями, которые нас якобы ждут. Старались показать, что есть люди, которые знают, где мы находимся, и ждут нас к определённому времени.

Рекомендации Анны:
«С нежелательным вниманием я сталкивалась, конечно, но обычно все такие ситуации решались отповедью про то, что люди путешествуют автостопом не ради случайного секса и что на такое ни в коем случае нельзя соглашаться, чтобы не подвергать опасности других девушек, которые путешествуют так же. Это как подкармливать медведей: нельзя делать ни в коем случае, потому что потом это будет проблемой других людей тоже.

Способов обезопасить себя у меня нет. Но мне кажется, что исключительно удачный опыт – это всегда ошибка выжившего. Есть девчонки, которым везло меньше. Я для себя решила, что единственное, что меня может сберечь, – это моя открытость и доверие к миру, поэтому никогда не вожу с собой никаких средств самозащиты. Во-первых, ими в стрессовой ситуации можно неудачно воспользоваться и причинить вред себе же. Во-вторых, у меня есть совершенно иррациональная вера в то, что ехать с пустыми руками всегда будет лучше».

Советы девушкам, которые впервые решились на путешествие автостопом

Мария:
Подумайте, а надо ли оно вам и зачем. Внимательно изучите информацию, определите плюсы и минусы. Подойдите к вопросу сознательно.
Не едьте в первое путешествие одна. В идеале это должен быть друг/партнёр (человек мужского пола). К сожалению, мы живём в довольно небезопасном мире. Если совсем без вариантов – берите подругу. Знаю, что бывает тяжело найти спутника(цу), но старайтесь не ехать с первым встречным. Это должен быть человек, которому вы доверяете хотя бы чуть-чуть, проверенный временем.
Постройте маршрут. Посмотрите дорогу, места для ночёвки (если с палаткой), забронируйте отели, почитайте отзывы и рекомендации по маршруту. Купите бумажную карту (это правда важно). Установите трекер.
Сообщите близким свой маршрут, договоритесь, в какой период времени будете созваниваться. Скидывайте им номера машин, делитесь геолокацией.
Не берите много вещей, это не тот вид отдыха. Вам это таскать на себе. Но не забудьте про тёплые вещи даже летом. Обувь должна быть удобная.
Даже если большую часть времени вы планируете останавливаться у знакомых/в отелях, возьмите с собой хотя бы тент (существуют специальные для автостопа). А также нож, верёвку, спички и таблетки для обеззараживания воды (или фильтр), кружку. Я всегда беру небольшую шоколадку и бутылку воды 200 мл как неприкосновенный запас и перцовый баллончик.
Аптечка. Не стоит ей пренебрегать. Ознакомьтесь со списком аптечки, а также с основами первой медицинской помощи.
Будьте приветливы. Как правило, водители останавливаются, чтобы в обмен на поездку получить приятный разговор в дороге. Улыбайтесь и излучайте позитив. Тогда вас будут охотнее подвозить.
Ознакомьтесь, где, согласно ПДД, могут останавливаться машины. Мы обычно ловили после поворотов, рядом с остановками, за заправками. Если стоите довольно долго и никто не остановился – меняйте место. Не ставьте целью сразу доехать до конечного пункта. Разбивайте маршрут на части. Спрашивайте у водителей, куда они едут, и если пункт вам по дороге – смело поезжайте.
Вежливо относитесь к людям, которые вас подвозят. И не забывайте благодарить.
Возьмите с собой борсетку. Или любую другую маленькую сумку, которая будет надёжно зафиксирована на теле. Положите туда удостоверение (в непромокаемом конверте) и телефон. Так всё важное будет под рукой, даже если что-то пойдёт не так.
Ведите дневник. Это не важно, а просто прикольно. Мы вели видеодневники, где показывали разные места, рассказывали, что произошло, делились переживаниями. Спустя годы это невероятно интересно пересматривать.

Анна:
Я рекомендую не бояться. Ни неодобрения друзей-родственников, ни бродячих собак, ни «плохих людей», которыми вас наверняка будут стращать.
Открытость, доброжелательность, любознательность, бережность к себе и окружающим помогут путешествию стать классным, даже если местами оно будет казаться тяжёлым, а вам – вернуться домой со свежей головой и новым опытом. Мы не можем прожить несколько разных жизней сами, но мы можем на них хотя бы посмотреть – и автостоп даёт очень хорошую возможность для этого.