ЛАЙФСТАЙЛ

«Теперь я вижу тебя»: Казахстан глазами французской художницы

Авторка Manshuq Гульзада Ксан посетила выставку авторских фотографий Адель Желански и фестиваль творческих проектов виртуальной реальности.
Гульзада Ксан

11 января 2024

В астанинском национальном музее всего шесть этажей – три из них посвящены истории, на четвёртом этаже расположен зал живописи, а последние два отведены временным выставкам. Каждый раз, когда на этих этажах проходит новое, я становлюсь самым счастливым человеком, а если это персональные выставки художниц, я готова простить Астане холод и ветер. Кажется, я не одна такая, потому что на открытии французской художественной программы было очень много радостных людей и приехали они, несмотря на мороз.


В рамках художественной программы астанчанам и гостям города были представлены персональная выставка Адель Желански под названием «Теперь я вижу тебя» и трёхдневный фестиваль творческих проектов виртуальной реальности «Цифровая осень: присутствие». Выставка Адель состояла из 45 авторских фотографий, и все работы были выполнены во время передвижной творческой резиденции по Казахстану. От художницы мы узнали, что проект был организован в партнёрстве с «Французским Альянсом» в Казахстане, Esentai Gallery-Art Future и Aitas Foundation.

На фото: Адель Желански
Адель – междисциплинарная художница, приехала в Казахстан на полгода для участия в творческой и исследовательской резиденции. Она объездила несколько регионов Казахстана, чтобы собрать серию фоторабот, посвящённых нашей стране. Адель побывала на Алтае и в Мангыстау, посетила Караганду, Шымкент, Туркестан и провела некоторое время в Алматы и Астане.


«Знаете, я искала возможность поработать в художественной резиденции и случайно наткнулась на резиденцию при французском посольстве. Под участием в резиденции имели в виду поездку в Казахстан и работу здесь. Я тогда не была хорошо знакома с Центральной Азией и взялась за изучение Казахстана. Ваша страна показалась удивительной – столько прекрасных мест с красивой природой, столько городов, которые отличаются друг от друга, и столько всего привлекательного.

Мне понравился Казахстан, я отправила свой проект, и меня выбрали
До этого я уже работала над сочетанием природных, городских и социальных ландшафтов. В первой половине своей поездки я хотела поработать в Алматы и в Алматинской области, чтобы изучить этот регион, учиться на нём и смешивать разные фотографии. Чуть позже с этим опытом я отправилась в другие регионы и расширила пул своих экспериментов», – рассказала художница.


Фотографии Адель связывают между собой различные уголки страны, в которых она побывала, и исследуют суть природного, социального или исторического пейзажа. Адель в своих работах использует разные цветовые палитры, смешивает горизонты и накладывает друг на друга декор и персонажей. Если долго смотреть на её работы, можно увидеть реальность или найти неожиданные связи. Я была очень удивлена, увидев коллаж из фотографий Алтая и Мангыстау. Горы Восточного Казахстана и хребты Мангыстау мы привыкли видеть по отдельности, но вместе они смотрятся так прекрасно, и я этого не узнала бы никогда, не сходив на выставку Адель.

Авторка работы: Адель Желански
Во время своих поездок Адель заглядывала в местные художественные сообщества и виделась с художниками, студентами и местными франкофонами, которые помогали ей с рекомендациями, куда сходить и что посмотреть. Я спросила Адель о том, какой совет она дала бы молодым художницам, которых она встретила во время своего путешествия. Немного подумав, она сказала:


«Нужно просто продолжать делать то, что мы делаем, и никогда не терять надежды. Я знаю, что бывает тяжело, потому что иногда приходится бросать искусство или совмещать его с работой, которая приносит деньги, или переживать из-за того, что не можешь работать над своим искусством столько, сколько тебе хотелось бы. Поэтому я хочу посоветовать всем продолжить делать то, что вы любите. Я думаю, что нам, женщинам, есть что сказать и у нас всё получится».

Авторка работы: Адель Желански
Вторая часть программы была про показ работ иммерсивной виртуальной реальности, которая была создана ведущими французскими студиями или же с их участием. Такой фестиваль уже состоялся в Алматы, а в Астану он приехал благодаря партнёрству Французского института и Less media Group. На фестивале «Цифровая осень» можно было посмотреть 11 фильмов, среди которых были работы, завоевавшие главные награды Венецианского международного кинофестиваля, а также Фестиваля SXSW в США. Можно было посмотреть самые разные фильмы в зависимости от интересов, так как фильмы отличались по формату, длительности и уровню интерактивности. Я посмотрела фильм «Остров мёртвых», где показывается путешествие из обычной квартиры в финальный пункт назначения перевозчиком подземного мира. Я была знакома с одноимённой картиной, которую взяли за основу к фильму, и подумала, что было бы неплохо посмотреть оживлённую версию картины. Разобраться с гарнитурой мне помогла координаторка фестиваля, она и поделилась своими наблюдениями:


«Если говорить о работах, то мне очень понравилась работа «Заметки о слепоте» – о писателе, который постепенно теряет зрение. Ещё впечатляет работа «Голиаф» о психическом здоровье и влиянии компьютерных игр – история из жизни реального человека по имени Голиаф. И третья работа, которая мне понравилась, – это «Оживляя Нотр-Дам», где зритель может послушать учёных, исследователей и реставраторов про их участие в восстановлении Собора Парижской Богоматери после пожара 2019 года. Эти работы такие интересные и поглощающие – особенно, когда на вас надевают наушники и вы погружаетесь полностью и целиком в эту реальность, отключаясь от внешнего мира. Когда снаружи темно и тихо, то это вообще незабываемый опыт.

Люди остаются под большим впечатлением, потому что попадают в совершенно другую реальность и она часто не совпадает с той, что мы привыкли видеть вокруг себя
Очень сильно впечатляется, конечно, молодое поколение. Они очень быстро и легко ориентируются, потому что хорошо дружат с последними технологиями. Нужно отметить, что это не документальное кино, а искусственно созданная реальность, в зависимости от того, на что хватило фантазии кинематографистов и мультипликаторов».

Авторка работы: Адель Желански
Я провела несколько часов в здании музея за просмотром всех работ Адель и разговорами с другими посетителями о том, как они поняли фотографии. Я надеюсь, что астанчане успели насладиться выставкой и фестивалем. И ещё больше надеюсь, что у нас в городе таких мероприятий станет больше и всегда будет то, чем мы сможем утолить свой творческий голод.

Фотографии предоставлены героиней материала
M

Читать также: