ЛАЙФСТАЙЛ

Ольга Малышева: «Как я писала пьесу о себе, а получился спектакль про всех женщин мира»

Драматург и автор Manshuq Ольга Малышева сначала написала пьесу FREE HUGS, героиня которой похожа и на неё саму, и на каждую из нас, а потом написала этот материал, в котором рассказала очень много интересного о том, как история этой пьесы начиналась и развивалась. А мы предлагаем встретиться на спектакле FREE HUGS в пространстве «Трансформа» 18 и 19 декабря (билеты можно купить здесь).
Ольга Малышева

9 декабря 2020

Эта история началась больше года назад. И начиналась, надо сказать, довольно пошло: я посмотрела «Джокера» и попробовала представить себя Джокером.


Вышла из кинотеатра и двум близким друзьям написала в мессенджер: «Ты смог бы убить человека?» Интересно, что получила два утвердительных ответа. Впрочем, это никак на мои мысли не повлияло. Я стала думать, что должно было бы случиться с женщиной из моего привычного окружения, чтобы она стала Джокером. Женщиной, похожей на меня – по обычным меркам, довольно успешной, живущей в большом городе, имеющей приличное жильё, приятную работу, заработок, которого хватает не только на необходимое, но и на милые излишки, свободно мыслящую, способную расставлять приоритеты. Да, мнительную, да, тревожную, да, с неудачными попытками в отношениях. Но всё-таки – не маргиналку, скорее, напротив, привилегированную женщину.

И я придумала причину – этой причиной была потеря контроля. Поняла, что мне важно написать пьесу о такой женщине. Больше того, изобрела себе внутренний челлендж как для автора: а до какой степени личной откровенности я могу зайти в пьесе?

С этой героиней, которую я до сих пор называю «героиня, которая так похожа на меня», я прожила несколько месяцев
А потом случился ковид, и я точно поняла, почему она потеряет контроль. Потому что я сама его потеряла.


Так в первых числах апреля, через несколько дней после введения в стране чрезвычайного положения, я написала пьесу FREE HUGS. Это короткая пьеса-монолог, скорее, даже внутренний диалог, мысли женщины, оказавшейся в одиночестве в вынужденном карантине. Обо всём, что её волнует: о пандемии, о том, что творится в мире, о мужчинах, об отношении с родителями, о собственном теле, о потребительстве – все вот эти «проблемы белых людей». Проблемы, которые кажутся неважными на фоне глобального беспредела, нищеты и автократии, но для одной конкретной женщины они чрезвычайно серьёзны. И FREE HUGS в этом смысле – в первую очередь история об обесценивании.

С обесцениванием я столкнулась буквально через месяц после того, как пьесы была закончена. Текст вошёл в шорт-лист фестиваля Corona Drama, и по нему сняли видео артисты петербуржского театра «Цехъ». Актриса Елена Кауц, которая сыграла героиню «так похожую на меня», в самых моих личных, самых больных моментах была настолько иронична, что я поначалу даже обиделась.


Пьесу я писала на фоне сложной влюблённости, и вот о ней в тексте было настолько интимно, что я даже не перечитывала её с тех пор, как отправила на фестиваль. То есть встретилась с ней, по сути, впервые через чужую интерпретацию и испугалась: чёрт побери, это действительно слишком откровенно. Но, видимо, из-за этой честности пьеса и стала очень нравиться другим людям.


После фестиваля в Санкт-Петербурге она заявилась в Москве – через публикацию в вебзине. А потом попала в шорт-лист фестиваля казахстанской драматургии Drama.kz.


И где-то между вниманием в Москве и Алматы для FREE HUGS нашёлся режиссёр, который предложил пьесу поставить. Это не я выбирала режиссёра для пьесы, это режиссёр выбрал пьесу для себя. Потому что сама я наверняка предложила бы ставить этот текст феминистке или профеминисту. И режиссёра Сергея Тейфеля я бы не то что назвала последним в списке профеминистов, а вообще бы его туда не включила. Но когда мы задумали что-то сделать вместе и я предложила несколько своих текстов, он почему-то выбрал FREE HUGS.

Так у спектакля по пьесе FREE HUGS появился режиссёр. Очень правильный режиссёр – поняла я, когда услышала от Сергея его историю о партнёрских родах.

«Женщина – это как ядерный взрыв», – он мне сказал на первой встрече
Увидел в моей героине даже больше того, что я в неё хотела заложить. И мы начали искать актрису. Составили длинный список тех, с кем хотелось бы поговорить, начали назначать встречи.


Как раз в момент поиска случились читки шорт-листов фестиваля Драма.kz в «ARTиШОКе». И актриса «ARTиШОКа» Софья Гордеева, которая участвовала в другой читке, не моей пьесы, прочитала дома сама FREE HUGS. Написала мне, что текст в неё очень попал. Я предложила познакомиться с Сергеем. После встречи режиссёр сказал: «Я больше не хочу никого искать». Во FREE HUGS нас стало трое: режиссёр Сергей Тейфель, актриса Софья Гордеева и я.


Со дня, когда со сцены «Трансформы» мы объявили о том, что FREE HUGS станет спектаклем, до даты премьеры – ровно пятьдесят дней. Было бы символичнее, если бы получилось сорок: по этимологии слова «карантин». Но как уж получилось.


Сергей не ставил в Алматы спектакли с 2014 года – с того момента, как его работа под названием «РЭНТ: рождение панк-мессии» стала победителем фестиваля «Откровение». Зато всё это время он преподавал актёрское мастерство, причём чаще детям и подросткам. Так что его режиссёрская методика на репетициях – мягко выражаясь, выматывающая. Но то, что происходит в результате этих репетиций с Софьей и её персонажем, – чистая магия.


В каждой сцене героиня «так похожая на меня» – это новая женщина. Не та, что была ещё минуту назад, не я, не Софья. И я точно знаю, что каждая зрительница, которая придёт на спектакль, в какой-то из этих женщин узнает себя. Мы назвали эту историю «историей обо всех женщинах мира». Когда ты разговариваешь сама с собой, когда ведёшь внутренний диалог, там ведь, внутри, тоже их много, разных: строгая, дурашливая, чопорная, неряха, перфекционистка, заботливая, отчаянная, трогательная, усталая, занудная, танцующая, святая.

В этом спектакле не будет никакой имитации. Не будет сложных декораций и реквизита, мультимедиа и иммерсивности. Но в одной из финальных сцен в моей пьесе героиня говорит про себя: «Я как антииисус: я умею превращать вино в воду».

А в спектакле она выйдет из своего заточения и пойдёт по воде. Причём без фокусов
Где-то на третьей неделе репетиций мне приснился день премьеры. Я редко запоминаю сны, поэтому это такое – почти событие. А утром театральная коллега, которая о процессе работы над FREE HUGS знает только с моих слов, прислала сообщение: ей тоже приснилась премьера. В полдень того же дня в «Трансформе» рассказала об этом совпадении Софье, и оказалось, что и она видела первый показ во сне. Вот такой странный эгрегор: три разные женщины увидели в одну ночь одно и то же событие. Даже некоторые фрагменты совпали.


Премьера спектакля FREE HUGS запланирована на 18–19 декабря. Как мы опасливо оговариваемся: «Если нас опять не закроют». Впрочем, если спектакль о карантине не получится сыграть из-за ужесточения карантина, это будет уже чересчур мощный символизм, такого не хотелось бы уже. Этот проект и без того – длинная цепь случайностей.

Билеты на спектакль FREE HUGS можно купить ЗДЕСЬ
Фотографии предоставлены автором статьи
M

Читать также: