ЛАЙФСТАЙЛ

Личное мнение: «Почему творчество казахстанских певиц интересует меня больше, чем их личная жизнь»

Авторка Manshuq Гульзада Ксан всегда мечтала написать про своих любимых казахстанских исполнительниц, и вот, наконец, это свершилось! На это её вдохновили первые эпизоды подкаста Qazaq Roses от @batyrfoundation, который посвящён выдающимся женщинам XX века. В этом материале Гульзада рассказывает, почему стоит пристальнее присмотреться к казахстанским исполнительницам разных поколений.
Гульзада Ксан

3 ноября 2023

Я обожаю издание Rolling Stone и могу часами залипать на их сайте, читая разные статьи про музыку, интервью с артистами и подборки песен. Каждый раз, когда я читала про великих певиц Америки, Франции или Кореи, мне всегда хотелось написать о казахстанских исполнительницах, композиторках и домбристках, на чьих песнях, выступлениях и творчестве я выросла. Такое желание ещё возникало после просмотра передач на телеканале Gakku или прочтения материалов про казахстанскую музыку, потому что в какой-то момент мне показалось, что у казахстанской музыки мужское лицо. Но все мои предыдущие попытки заканчивались тем, что мне становилось страшно из-за того, что крутых певиц много и я могла кого-то забыть, что я не смогу красиво рассказать про их невероятно красивые песни, что я просто не справлюсь. На днях я послушала первые два эпизода подкаста Qazaq Roses от Фонда имени Батырхана Шукенова и студии подкастов BulBul про Куляш Байсеитову и Шару Жиенкулову и взялась за свой материал. В нём я расскажу про артисток, которых я слушала в детстве, когда мои ровесники сходили с ума по Бритни Спирс. Кстати, Qazaq Roses можете послушать на всех подкаст-платформах, но не забудьте, пожалуйста, дочитать мой материал.


В детстве мы с подругами всегда спорили о том, кто лучше – Роза Рымбаева, Мақпал Жүнісова или Нағима Есқалиева. Поскольку мы были маленькими, нас не волновало то, что эти прекрасные женщины поют в разных жанрах – нам всего-то нужно было доказать свою правоту. Сейчас я понимаю, что эти споры были ни к чему и что в моём плейлисте есть место для всех троих. И для многих-многих других женщин, которые создают музыку в нашей стране.

Я считаю, что Розу Рымбаеву нужно слушать весной. Лучше всего начать с «Шақырады көктем» в конце февраля, есть баурсаки и наурыз көже под «Наурыз-Думан» в 20-х числах марта, восхищаться всеми женскими подвигами под «Әлия» и, может быть, снова влюбиться под «Любовь настала».
Моя подруга называет лето годом внутри года и жизнью внутри жизни, и именно эти слова я вспоминаю, когда думаю про песни Мақпал Жүнісовой. У неё они грустные, радостные, заставляющие тебя танцевать, задуматься и заплакать, народные, лиричные, жизненные и просто самые лучшие. Лето хочется проводить так же беззаботно, как она проводит свои концерты, танцуя, получая цветы и обнимаясь со своими слушателями.
Осень у меня ассоциируется с песнями Мадины Ералиевой. Её я начала слушать однажды в это время года с песни «Күрең күз», где она прощается с осенью, грустью и тоской. Если вы сидите в TikTok, то вам должны быть знакомы ускоренные (speed up) версии песен и то, как эта практика сейчас популярна. Так вот, песни Мадины Ералиевой и её звонкий голос напоминают мне и моим друзьям эти самые speed up-версии. Пусть это будет плюс одной причиной, чтобы вы познакомились с этой певицей и послушали её песни.
Кавер Yenlik на песню «Мен деп ойла» и мои детские воспоминания отправили меня на просторы YouTube, чтобы я покопалась и нашла песни Айжан Нұрмағамбетовой. Вдобавок к её прекрасному вокалу мне удалось найти видео, где показали самую малую часть её сценических образов. Она была и Клеопатрой, и Жанной Д’Арк, и Домалақ ана в кимешек. У этой исполнительницы есть образы в перьях, в длинном атласном платье со шляпой, в шубе персикового цвета. Да и прически у неё самые разные – каре, косы, «мальвинка» и высокий хвост, который у нас ассоциируется с Арианой Гранде. Айжан Нурмагамбетова может вдохновлять не только музыкантов, но и дизайнеров со стилистами.
В продолжение разговора про певиц, которые запомнились своими нарядами, хочется отметить Майру Ільясову, которая всегда носит платья с капюшоном. А ещё с ней у меня ассоциируется, конечно же, проект «Сағындырған әндер-ай», где можно услышать старые песни, встретить певцов, которые давно не выпускают песни, и насладиться ностальгией на год вперёд.
На фото: Роза Рымбаева. Источник фотографии: stan.kz
Возможно, из-за того, что я жила в деревне и телевизор мы включали только ради концерта «Музарт», шумиха вокруг SuperStar KZ и X Factor прошла мимо меня, а о том, что мои любимые Макпал Исабекова, Луина и Динара Султан являются выходцами этих шоу, я узнала позже. То ли от того, что Макпал с Дильназ Ахмадиевой хорошо дружат и выступали в дуэте, то ли или из-за того, что суперстаровские девушки так же, как Дильназ, в начале своей карьеры выпускали песни на русском языке, мне очень хочется добавить золотую Дильназ в эту волну. Если внимательно следить за дискографией Дильназ, Макпал, Луины и Динары, можно заметить то, как менялись вкусы казахстанских слушателей, и то, как много экспериментировало это поколение музыканток.


Думаю, эру гёрлз-бэндов можно считать одной из форм экспериментов шоу-бизнеса. Слушатели часто сомневались в женских коллективах и почему-то были уверены в том, что девушки далеко не пойдут. Но сейчас именно эти люди в караоке поют песню «На Восток» группы Tequila, называют «Қарлығаш» группы Дауыс International своей любимой песней на казахском и слушают старые треки группы KeshYOU, потому что скучают по «золотому» составу в лице Жанар Дугаловой, Кәмшат Жолдыбаевой и Айданы Меденовой. В моей памяти, кроме этих трёх групп, остались также девочки с кобызами из «Асыл», группа Ayumi, у которых были крутые клипы, и «Джейран», которые поднимали тему домашнего насилия в одном из своих клипов. Прошло больше двадцати лет, но такое чувство, будто с начала 2000-х ничего не изменилось: только на днях был дебют новой группы от Juzz Entertainment, и под клипом нового гёрлз-бэнда T'OI люди снова писали, что девочки далеко не пойдут. Надеюсь, у девочек всё сложится самым чудесным образом и у них будут и успех, и топ-чарты, и рекомендации в TikTok.

На фото: KeshYOU. Источник фотографии: Казахстанская правда
Долгое время в нашем шоу-бизнесе работала формула «поэт + композитор + исполнитель = хиты», но сейчас всё меняется и настало время артисток, которые сами пишут, рассказывают свои истории в песнях, сочиняют мелодию, играют на инструментах и сами же исполняют песни. Всё, что сейчас происходит, так напоминает феномен «сал-серілік» из учебников казахской литературы и музыки, где мы говорили про разносторонних людей, которые были поэтами-импровизаторами, а также и композиторами, певцами-сочинителями. Такая мысль появилась после того, как я послушала песню «Қай заман» в исполнении Мархабы Саби, которая очень напоминает песни Ақан Сері или Жаяу Мұса. Я думала, что эра тех, кто сами пишут и поют, началась с Мархабы Саби, но оказалось, что у Жанар Дугаловой уже были авторские треки. Но какая разница, с кого это началось, ведь для нас главное то, что это случилось, и что у Жанар с Мархабой есть такие последовательницы, как Дана Зулпыхарова, Yenlik, Monro, Asiya, Dequine, Ziruza, Rusha, Ayau и много других звёздочек, которых мы ещё услышим.


А теперь давайте поговорим про «тойские» плейлисты. Вы замечали, что многие весёлые и танцевальные песни для тоев исполняются мужчинами? И что женщины обычно поют грустные песни с наставлениями, когда ведут невесту по белой дорожке? Это было одной из причин, почему я начала следить за творчеством Ерке Есмахан и радоваться тому, что она с лиричных песен перешла в поп и снимала клипы, которые набирали миллионы просмотров в YouTube. Такая популярность вела Ерке к высокому спросу среди народа, к выступлениям на тоях. Если Ерке смогла сделать это, то и у других исполнительниц получится, и мы переживём времена, когда на обложке плейлиста «Той әндері» стоят фотографии только мужских исполнителей в костюмах.

На фото: Ерке Есмахан. Источник фотографии: кадр из клипа Erke Esmahan - Sen Qyz
Кроме наблюдения по поводу Ерке и тойских песен, я наткнулась на ещё одну интересную вещь. Оказывается, многие известные казахстанские певицы в одиночку воспитывают своих детей и не состоят в браке. Наверняка вы уже слышали много раз про то, как Роза Рымбаева ездила на гастроли вместе со своим маленьким сыном Мади и оставляла его у охранников, пока шла на сцену выступать. И наверняка вы помните, как на отборочном туре проекта «Песни» Назима рассказывала про свою дочку и на экране крутились фотографии, где она в положении. Между Розой Рымбаевой и Назимой есть другие сильные женщины, которые не только выросли на глазах у народа, но и вырастили своих детей, живя на сцене:

Нағима Есқалиева, которая поёт, классно шутит и менторит молодых исполнителей со времён Superstar.kz;
Мақпал Жүнісова, пережившая смерть мужа и бан со стороны телеканалов;
Айгүл Иманбаева, которая снималась со львами в клипе песни «Таңғы елес»;
Ақбота Керімбекова, которая поёт об «Әппақ гүлдер»;
Ақбота-Нұр из KeshYou, которая вновь взялась за своё творчество после развода со странным актёром.
Не буду делать громкие заявления о том, что отсутствие мужа и наличие детей, которым певицы хотят подарить лучшую жизнь, положительно повлияли на их популярность и успех, потому что я мало знаю об этом. Однако я уверена, что такие события сделали наших артисток сильнее, а их голоса громче, чтобы они своим пением могли поддержать других женщин, которые переживают не самые лучшие дни.

Я всегда думала, что у казах(стан)ской музыки женское лицо
Я понимала, что эти исполнительницы через многое прошли для того, чтобы оказаться на сцене, и это «многое» начиналось ещё со времён школ, когда родители не одобряли их решение посвятить себя творчеству из-за разных стереотипов. Я читала, как девушки подписывали контракты о том, что они не будут состоять в отношениях и не будут выходить замуж. Я грустила, когда мои любимые исполнительницы бросали своё творчество и принимали решение посвятить себя семье. Я видела то, как представителей медиа интересовала не музыка, клипы или альбомы наших артисток, а личная жизнь, начиная с того, с кем они встречаются, и заканчивая тем, почему им тридцать, а они ещё не вышли замуж. Кажется, пора остановиться. Давайте реагировать на выступление Жанар Дугаловой, где она поёт и танцует, будучи в положении, точно так же, как мир реагировал на выступление Рианы на Super Bowl. Давайте просить Yenlik выпустить альбом, вместо того чтобы обсуждать, что она не выкладывает своего мужа в социальных сетях. Давайте любить, слушать и фанатеть по нашим артисткам вместе. И по тем, кто нас радует альбомом каждый год и фестивальными выступлениями каждое лето, и по тем, кого давно нет, но есть их песни, которые всегда с нами.

Коллаж: Manshuq
M

Читать также: