ЛАЙФСТАЙЛ

Где проходит солнечная линия: как найти взаимопонимание через спектакль

Коллаборация кино и театра – это всегда любопытно. И одновременно сложно: когда ты привык играть на камеру, зная, что впереди тонны монтажа, всё немного проще. А ведь на сцене второй дубль невозможен, да и как, если актёров всего двое и говорят они о своём разваливающемся браке? Тут не соврёшь – и именно об этом (во всех смыслах) и будет новый спектакль «Солнечная линия».

Алёна Тимофеева
7 июня 2024

Надо сказать, что тексты Ивана Вырыпаева алматинские театры очень любят. Вспоминаются «Иранская конференция», которую в разное время ставили несколько команд: «Бата» и сборная солянка под руководством Николая Бермана. Тут же «Мир красивых бабочек» от «ARTиШОКа» и их же многочисленные читки и студенческие эскизы. Поэтому грядущая «Солнечная линия» этот список гармонично дополняет. Об этом говорит и режиссёр Дмитрий Гомзяков: «Давно носился с этим материалом, и что-то никак. А тут всё сложилось».


Ещё и потому, что не пришлось искать актёров: они сами нашлись. Сначала задумку поддержала Айсулу Азимбаева, заодно став её продюсером, а потом предложила себе в партнёры ещё одну без малого звезду – Аскара Ильясова.

«Изначально мы хотели объединить кино и театр. Мне это показалось занимательным, и я подумала, что есть подходящий для этой роли киноактёр с театральным образованием – мой друг Аскар Ильясов. У нас уже было два кинодуэта: в «Бизнесменах» Акана Сатаева и «Хирурге» Ардака Амиркулова. И если такие мастера выбирали нас в качестве партнёров в кадре – почему бы мне не пригласить его в то же амплуа на сцену? Не буду говорить, что Аскар – талантливый актёр, это и так ясно. Но у него есть удивительная способность «быть» своим персонажем, при этом не перекрывая собой партнёра», – объясняет свой выбор Айсулу.


И сразу возникает вопрос: а не будет ли двум громким именам тесно на малой сцене театра Лермонтова? Режиссёр уверяет: мы хотим быть честными и не гнаться за полным залом. Хотим сделать спектакль, у которого будут свои законы. Айсулу добавляет, что ей очень важно было сделать именно этот спектакль на камерной сцене, чтобы зритель мог не разглядывать, а видеть лица актёров, их реакцию – как будто он наблюдатель происходящего между героями. Малое пространство поглощает ненужный шум, поэтому люди воспринимают всё тоньше.

А чуткость здесь – краеугольный камень
Двое людей на кухне, а в воздухе – разговор о том, куда зашёл их брак. Почему их жизнь давно перестала походить на то, что они себе представляли? Между ними пролегла солнечная линия, которая и дала название спектаклю.


«На вопрос «Что же есть солнечная линия?» Вырыпаев даёт свой ответ, и я с ним частично согласен, – комментирует Дмитрий Гомзяков. – Обусловленность собой и своими границами – это и есть солнечная линия. Мы все очень дорожим своим мнением, но зачастую забываем, что у каждого оно своё. И тогда «ты не за меня» превращается в «ты против меня». Это попытка разделить мир на чёрное и белое, левое и правое – и только. Солнечная линия – это то, что делит мир на две части. Но их-то гораздо больше».


«Лично для меня этот спектакль о новых гранях в понимании себя, – присоединяется к его словам Айсулу. – О том, как можно решать вопросы своих взаимоотношений, когда никто не может дать тебе совет, ведь опыт у каждого уникален. Наш спектакль не даёт ответов на глобальные вопросы – но так здорово, что мы ими задаёмся!»

«Солнечная линия» хоть и поднимает вечные темы, в большей степени опирается на мировосприятие миллениалов – поколения до 40, к которому относится вся креативная команда. Он о попытках найти взаимопонимание, на которые нас толкает любовь. Ведь не бывает такого, что мы один раз поняли нашего партнёра, родителя или ребёнка – и на этом всё. Это большая и постоянная работа.


«Мы, миллениалы, так сильно отличаемся от своих родителей, особенно в отношении создания семьи. Кто-то из нас выбрал карьерный рост, кто-то ищет себя. Но мы не понимаем – и я не понимаю – что дальше делать с нашими жизнями. И очень интересно наблюдать за собой в том времени, в котором живёшь. Смотреть, как оно разворачивается. Я вот свою жизнь в 35 представляла совсем по-другому. Поэтому вопросы, которые друг другу задают герои пьесы, мне очень понятны. Как и то, почему они оказались в какой-то точке невозврата», – поясняет Айсулу.

К тому же для актрисы это ещё и первый продюсерский опыт. Все спектакли, где она раньше играла, были связаны с большим количеством хореографии, музыки, шоу. Здесь же минималистичность и чувственность выходят на первый план. И это особенно ярко вписывает постановку в ужасающую казахстанскую повестку семейных отношений, которая с каждой новостью становится всё мрачнее.


«Тема того, что люди не слышат друг друга, присутствует в большинстве моих работ. Она актуальна всегда, и нынешняя повестка это только подтверждает. Я был бы очень рад, если однажды зритель посмотрит этот спектакль и скажет: «К счастью, это уже неактуально». Но, увы, пока это очень наболевшая тема», – резюмирует Дмитрий. И Айсулу к нему присоединяется:


«Я очень хочу, чтобы наш спектакль дал людям надежду. Чтобы зритель мог отвлечься от всей чернухи реальной жизни на что-то светлое. Чтобы он мог прийти в театр и увидеть, как всё может случиться при большой-большой любви».

Премьерные показы «Солнечной линии» пройдут 11 и 12 июня на малой сцене НРТД им. Лермонтова

Фотографии предоставлены участниками интервью

M

Читать также: