«Уязвима»: быть женщиной – значит, быть уязвимой, но не слабой
Татьяна Делль
29 мая 2024
Всё началось с сообщения Лии в чате художников Петропавловска: она предложила собрать воедино работы местных творцов на тему уязвимости. Лиа рассмотрела фото картин и поняла, что концепция будет особенной:
– Я заметила контраст: девушки на картинах Карины – более грустные, а у Алии – радостные и яркие. Подумала, что было бы интересно объединить их в одной выставке. Даже для афиши мы совместили работы этих художниц: маска в виде картины Алии скрывала за собой душевное состояние с картины Карины, – рассказывает Лиа Мкртчян. – Название выставки – «Уязвима»: как бы женщина ни проявлялась в профессии, материнстве и семейном статусе, она всё равно уязвима. Сегодня мы можем совмещать несколько работ или трудиться на тяжёлом производстве, быть женой и мамой – и всё это одновременно. Такого человека сложно назвать слабым! Но уязвимость всё равно остаётся в каждой из нас. У успешных женщин всегда спрашивают: «Как вы совмещаете работу и семейную жизнь?» Почему-то мужчинам не задают таких вопросов. Девушка априори должна делить себя на несколько направлений: быть красивой и ухоженной, успешной и заботливой. Этой выставкой мы хотим привить любовь к искусству и донести до посетителей мысль: как бы блестяще девушка ни выглядела внешне, в глубине души ей может быть больно.
Это не первая выставка, которую организует Лиа, но на этот раз мероприятие состоялось в кофейне Coffee People, где раньше никогда не представляли экспозиции. Когда креативный продюсер увидела обновлённый зал, она поняла, что это идеальная площадка для выставки с нейтральными светлыми стенами.
Большинство картин завораживают и напоминают популярные сегодня метафорические карты: каждый посетитель может остановиться, разглядеть образ, наделить его своим смыслом, заглянуть внутрь себя, вспомнить и прожить свои эмоции. В случае работ художницы Карины Маруан это печальное, подавленное состояние, ведь на её картинах девушки изображены в чёрно-белых тонах:
– У меня уже было несколько работ, связанных с этой тематикой, она мне близка. Все мои картины выполнены акрилом, к тому же я люблю добавлять необычные детали: например, кусочки пластикового зеркала, оформленные как слёзы. Также я часто делаю акцент на глазах, покрывая их лаком, чтобы они выглядели более реалистично. Своими работами я хотела показать обратную сторону яркости и воодушевлённости женщин: в определённые моменты мы все можем не только радоваться и улыбаться, но и плакать и грустить, – поясняет Карина Маруан.
Уязвимость для Карины – качество девушек, при котором, несмотря на открытость, красоту, любовь и нежность, есть возможность поддаться влиянию со стороны, которое может привести к неприятным последствиям. Однако уязвимость не означает слабость. Напротив, она может быть символом силы и стойкости. Картины с изображением девушек могут напоминать зрителям о том, что мы тоже можем быть уязвимыми, но это не значит, что мы должны сдаться или опустить руки. Нагота, хрупкость и беззащитность женщины сочетается в картинах с внутренней несгибаемостью и силой.
Сама Карина признаётся, что в её жизни не было серьёзных ситуаций, когда она чувствовала себя очень уязвимой, но мелкие проблемы случались, как и у каждой из нас, и ей помогали в эти моменты близкие: мама и друзья. Началом серии работ в серых тонах стала картина с девушкой с зеркальными слезами, которую Карина написала два года назад. Художницу ожидал новый жизненный этап, когда она окончила школу и переступила порог взрослой жизни. Карину часто одолевали различные переживания.
– Каждый человек может посмотреться в слёзы, как в зеркало, и понять, что он – причина слёз. Техника выполнения работы понравилась мне самой и многим зрителям, поэтому я продолжила писать в этом стиле. Тематика картин постепенно переросла из моих личных переживаний во что-то более глобальное и значимое для всей страны. Тема уязвимости сейчас актуальна в Казахстане и за его пределами в связи с новыми законами, вступившими в силу совсем недавно, трагедиями и происшествиями, которые заставили обратить на себя внимание не только казахстанцев, но и людей со всего мира. Я считаю, что об этом не нужно молчать, и с нашей стороны мы выражаем своё мнение и поддерживаем женщин с помощью творчества. Это очень важно, потому что мы сталкиваемся со схожими проблемами, можем обменяться опытом и дать друг другу совет: такую поддержку можно выразить словами или искусством.
Это название новой картины Алии Молдахмет, которую она написала в ночь перед выставкой. Через свою последнюю работу художница хотела утешить каждую девушку, заклеить её раны, укрыть её цветами и пожелать, чтобы она любила себя. Ведь лучше, чем она сама, никто не знает, как позаботиться, защитить и любить её. Впрочем, эта картина задумывалась как та самая метафорическая карта, и каждый может увидеть в ней что-то своё: например, нежную девушку-вдохновение, цветочную фею, лёгкость и воздушность, несмотря на раны, заклеенные пластырем.
– На моих картинах изображены женщины, которым я передала своё внутреннее состояние, и оно может перекликаться с эмоциями других девушек – зрителей. Например, когда мне было плохо, я начинала медитировать и представлять, как вокруг меня расцветают цветы, как они растут прямо из меня. Это помогало мне почувствовать себя лучше. Я долго вынашивала идею картины «Медитация», а когда написала, мне стало ещё легче, – делится Алия Молдахмет. – Работы «Лучница» и «Мықты қыз» отражают период, когда мне хотелось быть сильнее, и меня вдохновляли эти образы. На картине «Женское здоровье» изображена матка и лечебные цветы, которые обволакивают со всех сторон женские репродуктивные органы. Я сама пережила две операции и хотела бы пожелать всем девушкам, чтобы их внутренние органы были здоровы.
Веснушчатая рыжая девушка Энн подписана как родственная душа Алии. Это не подруга, а героиня сериала «Энн с двумя Н», которая когда-то напоминала художнице её саму и воплотилась в этой светлой картине как дружеская поддержка и понимание. Все работы Алии написаны акварелью, масляными и темперными красками, к тому же она использовала серебряную и золотую поталь, которая придаёт картинам оригинальный эффект.
– Женская уязвимость – физическая, эмоциональная и социальная – часто ограничивает наши возможности, от этого никуда не деться. В более юном возрасте я была максималисткой, открыто высказывалась и боролась за права. Сейчас я принимаю, что мир несправедлив, не спорю и иду своим путём, не позволяя никому посягнуть на свою свободу и силу. Да, мы уязвимы, но мы сильны! Выставка призывает осознать величие и ценность каждой из нас, напоминает об уникальной красоте и силе женщин.