Личные истории: как уйти из найма и начать зарабатывать на хобби
9 января 2024
У меня нет рабочего дня как такового, потому что варить свечи я могу в любое время суток и в любой день недели. Помимо этого, нужно создавать контент, придумывать, как и где можно выставить свои свечи и рекламироваться – искать маркеты, места для проведения мастер-классов и так далее.
Оборачиваясь назад, каждый раз благодарю себя за то, что рискнула. Было много сложностей, стресса и непростых решений, моментов, когда не хватало денег или приходилось очень много работать. Но теперь я ощущаю, что работаю не ради зарплаты, выживания или потому, что так сложилось. Твёрдо чувствую, что занимаюсь только теми делами, что люблю. Это придаёт мне уверенности и ощущение непрерывного саморазвития и самореализации.
Славяна:
Я сначала не знала, что могу учиться на дизайнера одежды. Сфера моды казалась мне волшебной и недоступной: мода где-то в Париже и Нью-Йорке, а я – нет. Потом уже, после первого вуза, оказалось, что можно выучиться на дизайнера, технолога или конструктора одежды в Казахстане и в ближнем зарубежье. После ещё нескольких лет и попытки выучиться на конструктора одежды я узнала, что начать бизнес в моде – вполне доступная история и диплом совсем не обязателен. Окончательно поняла, что хочу заниматься именно одеждой, ведь я чувствую себя самой счастливой, создавая её.
Сложностей в момент перехода было очень много. Я уволилась в никуда, потому что выгорела на работе менеджером и дальше работать просто не могла. Переход наложился на стресс и депрессию после переезда, так что сначала я брала заказы очень нерегулярно. Тут большой поддержкой была помощь родителей и работа мужа. То есть без регулярного заработка я не голодала, но тот факт, что я не могу себя обеспечить сама и не имею независимого дохода, давил на меня дополнительно. Так что я одновременно налаживала работу и справлялась с ментальными проблемами... Было трудно.
Из непосредственно рабочих процессов самым сложным оказался менеджмент: я теперь должна была сама управлять всеми процессами, не пропускать этапы работы (например, вначале я забывала или не успевала фотографировать одежду, из-за этого у меня не было контента для соцсетей, откуда приходит большинство заказов), следить за сроками, вести хотя бы минимальную бухгалтерию.
А самым стрессовым, к чему я оказалась не готова, стала работа с покупателями. В найме, работая менеджером, я была частью компании и не принимала эмоции клиентов на свой счёт. В работе на себя было очень сложно отделять свою личность от работы. Отказ от заказа или негативная обратная связь по поводу моих ошибок, которые иногда случались, били как будто напрямую по мне. Я до сих пор учусь не разрушаться от обратной связи, не думать, что я целиком неудачница и неумёха, а воспринимать это только как слабое место в работе, которое нужно скорректировать.
В первую очередь я занимаюсь одеждой потому, что это нужно мне самой, чтобы всё прекрасное, которое генерируется в голове, вышло наружу и стало материальным. А ещё я хочу, чтобы у разных людей была возможность классно, ярко и заметно одеться и чувствовать себя собой и быть звёздочкой, совершенно не парясь об одежде – о том, например, что в ней нельзя присесть или она где-то давит. Потому что одежда – для нас и про нас, а не мы для одежды.
Анна:
Далее в процессе своего обучения в медицинском институте делала дома массаж всем желающим из друзей и родни. В какой-то момент подруга мамы оставила мне денег после сеанса и сказала, что пора бы мне начать монетизировать это занятие. «Неплохая мысль!» – подумала я и начала брать символическую сумму за свои сеансы.
График у меня такой, который я сама себе выставлю, но работа всё равно не очень стабильная, потому что в один день может быть семь-восемь клиентов, а в другой день один-два.
Я считаю, что очень важно заниматься тем, что приносит удовольствие, и не надо бояться пробовать себя в том, в чём ты можешь быть очень хороша!»