КАРЬЕРА

She’s everything: режиссёрка Малика Мухамеджан об инициативе QYZQARAS и планах основать фестиваль женского кино

Авторка Manshuq Анастасия Щурова продолжает работать над темой представленности женщин в казахстанской киноиндустрии. В новом материале режиссёрка и сценаристка Малика Мухамеджан рассказывает о недавно созданной инициативе Qyzqaras и о том, как и почему эта инициатива поможет всем киноработницам Казахстана. 
Анастасия Щурова

5 декабря 2023

Я всегда замечала, что в Казахстане очень мало внимания уделяется тому, что делают женщины в киноиндустрии. При этом у нас есть много великолепных режиссёрок, которые обласканы кинофестивалями за границей, но здесь о них практически никто не знает: нет ни одного популярного фильма или сериала, снятого женщиной. Я часто вижу списки вроде «10 перспективных режиссёров Казахстана», и в них нет ни одной девушки, даже несмотря на тот факт, что у многих казахстанских режиссёрок намного больше регалий, чем у мужчин в этих списках. Тогда я подумала: кто нам поможет, если не мы сами? Так появилась идея создания QYZQARAS.

QYZQARAS – это ежемесячные показы казахстанских фильмов, созданных женщинами.
Название придумала моя подруга Назерке Толеутай, которая помогает мне с этой инициативой. Мы долго думали, как назвать, и в голову приходил только «Женский взгляд», и Назерке сказала: «Ну вот же оно – QYZQARAS». 


Мы будем показывать разное кино: и игровое, и документальное, и анимационное, и экспериментальное. Будем показывать фильмы не только состоявшихся режиссёрок, но и студенческие работы, и дебюты. Также я надеюсь, что мы будем показывать фильмы, в которых режиссёр – мужчина, но в команде минимум 50% женщин на главных позициях. Мы хотим рассказывать не только о режиссёрках, но и об операторках, продюсерках, сценаристках – обо всех женщинах, которые работают в кино. Хотим ломать стереотип о том, что женщины в киноиндустрии могут быть только художницами по костюмам и гриму.

Фотографиня: Назира Бердыбаева
На первом показе 12 ноября мы показывали работы режиссёрок, которых я знаю лично. Я подумала начать с них, потому что это классные девчонки, о которых почему-то мало кто знает. Для следующих показов мы будем искать работы с помощью open call – он уже объявлен, и каждая желающая может прислать свои работы. Отсматривать и отбирать работы буду я сама, и критерии будут минимальными. Если в работе будет законченная форма и качество на должном уровне, я буду показывать её, несмотря на то, что некоторые работы могут быть не в моём вкусе. У меня нет ни задачи, ни права выбирать, кто лучше, а кто хуже. Все достойны того, чтобы быть показанными, тем не менее совсем «ученические» работы включать в программу не хочу из уважения к зрителю. 

Следующий показ QYZQARAS будет 10 декабря в «Целинном»
И ещё я прочитаю небольшую лекцию о female gaze и феминистском кино. Показы будут проводиться раз в месяц – достаточно часто, чтобы люди могли посетить хотя бы одно такое мероприятие. Конечно, у всех есть свои дела, помимо того, чтобы ходить на кинопоказы и поддерживать женщин, но если это делать хотя бы раз в какое-то время, у нас будет постоянный поток зрителей.


Мы рады, что на первый показ пришло очень много людей и была поддержка в соцсетях и медиа, но мы очень хотим, чтобы всё это продолжалось. Это долгосрочная инициатива, и поддержка не может быть одноразовой, так как, к сожалению, мир сразу не меняется, особенно в отношении к женщинам.

Фотографиня: Назира Бердыбаева
В зависимости от хронометража за один показ мы будет показывать от трёх до пяти короткометражных фильмов. Короткометражные фильмы часто остаются в тени. Их показывают на фестивалях, но дальше их путь к зрителю ограничен. Ещё очень часто к короткому метру относятся так, как будто это недофильмы, хотя на самом деле это законченная форма. Есть и режиссёры, которые работают только в этой форме. Никто не скажет, что писатель, который пишет рассказы, – не писатель, потому что он не написал роман. Поэтому хотелось бы популяризировать этот жанр. В нём люди чаще экспериментируют, предлагают новые идеи, потому что не обременены большими бюджетами и продюсерами, которые диктуют свои правила.


После запуска QYZQARAS мы получили много откликов от девушек, в том числе киноработниц, которые писали, что это классная идея и им давно хотелось чего-то подобного. Я надеюсь, что в будущем мы все объединимся и станем одним большим комьюнити. Конечно, тех, кто не хочет, заставлять никто не будет. Но всех, кому хочется и кому это важно, мы ждём. Мы ожидаем, что представители мужской половины индустрии, для которых эта инициатива кажется важной, тоже к нам присоединятся и поддержат нас. У нас нет цели делать закрытое сообщество.


Найти локацию для показов было несложно, так как я сама состою в команде bULt. Я отвечаю за все кинопоказы, которые там проходят. Мне нравится, что мы проводим QYZQARAS именно в bULt, потому что это метафора того, в каком положении сейчас находится женское кино в Казахстане. Оно где-то вдали, показывается в подвальчике, его легко не заметить. Есть в этом какая-то символика.

Но если что-то находится на периферии, это не значит, что оно не достойно внимания или чем-то хуже
Также мне нравится, что bULt – это своего рода сито для зрителя. Вряд ли к нам придут гомофобы, ксенофобы или сексисты. У этого места есть определённая репутация, поэтому я надеюсь, что конфликтов на обсуждении не возникнет. Впрочем, мы не против, если придут и сексисты. Пожалуйста, мы готовы им ответить. 

Фотографиня: Ирина Дмитровская
По воскресеньям в bULt я также устраиваю показы фильмов мировых режиссёрок. Как-то раз я пригласила своего знакомого на эти показы, и он пренебрежительно сказал: «Малика, можешь объяснить, чем женское кино отличается от нормального кино?» И я даже не знала, как ответить на этот вопрос. Это как сказать: «А докажи, что женщина – человек». Когда я людям в целом и даже лютым киноманам говорю: «Назовите мне пять женщин-режиссёрок в мировом кинематографе», чаще всего они не могут ответить. Но это не потому, что женщин в режиссёрской профессии мало. 

Три любимых фильма Малики Мухамеджан, снятых женщинами: 
«Болото»
Лукресия Мартель
«Несколько женщин»
Келли Райхардт
«Астенический синдром»
Кира Муратова
В будущем мы планируем возить фильмы, показанные на QYZQARAS, по другим городам Казахстана, а также создать онлайн-платформу, где будут выложены все работы. В общем, сделать всё, что можно, для видимости женщин в киноиндустрии. Хочется, чтобы в тот момент, когда продюсеры ищут кого-то на позицию режиссёра для фильма или сериала, они знали, что есть ещё и женщины и к ним тоже можно обращаться. Особенно если это женские истории.


Мне больно видеть, как мои подруги, которые учились здесь на режиссёрок, в итоге работают ассистентками и вторыми режиссёрками (конечно, нет ничего плохого в том, чтобы работать на этих позициях), несмотря на то, что у них есть и диплом, и квалификация, и фильмы – им просто не дают возможности снимать, проявить себя. Но надо признать, в целом ситуация с поддержкой молодых талантов в Казахстане оставляет желать лучшего и сама индустрия находится в плачевном состоянии.


В идеале хотелось бы сделать кинофестиваль женского кино и расшириться до Центральной Азии. Это сложно организовать и это большие деньги, но мы будем работать в этом направлении. В мире много фестивалей чисто женского кино, такой фестиваль есть почти в каждой стране. Эти узконаправленные фестивали существуют, потому что на «главных» фестивалях репрезентация женщин всё ещё хромает. В последние годы стало лучше, но даже если мы возьмём Каннский кинофестиваль – за всю историю «Золотую пальмовую ветвь» выиграли всего три женщины. Последние две недавно: «Титан» в 2018 году и «Анатомия падения» в 2023 году. А первую выиграла Джейн Кэмпион в 1993 году за фильм «Пианино».

Я стала режиссёркой в каком-то смысле благодаря Джейн Кэмпион
В детстве я училась в физико-математической школе, поэтому я знаю, что значит – выживать в мужском мире. Потом училась на экономистку в КИМЭП и параллельно всегда думала о том, что я хочу снимать кино. В 2013 году председательницей жюри кинофестиваля «Евразия» в Алматы была Джейн Кэмпион. Я на неё тогда посмотрела после показа её фильма «Пианино» и подумала: «Она смогла. Я тоже не должна бояться». Большинство фильмов, которые мне попадались в детстве, были очень маскулинными и снятыми мужчинами, поэтому казалось, что режиссура – мужская профессия, в которую невозможно пробиться. Отчасти это правда. Но когда видишь перед собой живой пример – это вдохновляет. 

Фотографиня: Назира Бердыбаева
Так я решилась бросить учёбу в КИМЭП и поступать во ВГИК. Во ВГИК поступила со второго раза, проучилась полтора года и ушла из-за сложных отношений с мастером. После перепоступила ещё раз к Андрею Эшпаю и Владимиру Фенченко, которых я очень люблю, и отучилась у них. В их мастерской никакого предвзятого отношения к женщинам не было, всё-таки ВГИК выпустил множество великих режиссёрок – это Кира Муратова, Лариса Шепитько, Динара Асанова и другие.

Дебютировать в полном метре – очень сложно
Сложно сделать так, чтобы тебя заметили и захотели вложиться в твой проект. В прошлом году я сняла свой первый полнометражный фильм, и сейчас мы с командой ждём, когда наш фильм отберёт кинофестиваль. Это фильм о свободе, об одиночестве, и, конечно же, главная героиня – женщина. Этим фильмом я попыталась деконструировать шаблонные тропы жанра мелодрамы. Мелодрама часто воспринимается как низкий жанр, и многие думают, что мелодрама – это что-то сопливое, обязательно про любовь в финале. Я заметила, что у меня самой предвзятое отношение к мелодрамам, поэтому и решила поработать с этим жанром.


Всем девушкам, которые хотят заниматься кино, я бы посоветовала знать свою цель. Для многих цель – это слава, но славы не будет. А если и будет, то очень эфемерная. Денег тоже не будет. Богатыми режиссёрами становятся очень мало людей. Поэтому должна быть какая-то большая цель и упорство. Только упорство и трудолюбие помогают двигаться дальше. Киноиндустрия только кажется гламурной, но эта гламурная часть занимает 1/100 часть процесса, остальное время ты работаешь двенадцатичасовые смены, пишешь свой сценарий, который никому не нужен, и стучишься в закрытые двери. Иметь упорство идти до конца, верить в себя и не сдаваться только из-за того, что кто-то сказал тебе, что у тебя нет таланта, – это самое главное и самое сложное. Всё остальное на самом деле просто.

Фотографиня: Елизавета Попова
Я была на трёх кинофестивалях класса А – Каирском, Московском и Шанхайском, а также на множестве других престижных фестивалей. Первое время фестивали радуют, потому что тебя выбрали, и это круто. Но по итогу это всё кажется таким пустым. Конечно, как и любой режиссёр, я амбициозный и эгоцентричный человек, но тем не менее лишний раз подпитывать своё эго нельзя. Поэтому я перевела свой фокус на инициативу QYZQARAS. Моя основная деятельность – быть режиссёркой и сценаристкой. Но, помимо этого, хочется заниматься чем-то ещё полезным и важным. 

Кино – сильнодействующее искусство, но я давно распрощалась с иллюзией того, что кино может изменить мир
Кино может ставить вопросы, поднимать какие-то темы, может формировать мировоззрение людей, но полностью изменить мир – нет. Есть много великих антивоенных фильмов, но почему-то войны всё ещё происходят. В этом смысле я в силу искусства слепо не верю, и есть желание делать что-то ещё. Верю, что нежелание «старого» консервативного мира меняться не должно становиться преградой к попыткам что-то изменить.

Если вы хотите подать вашу работу для показа на QYZQARAS, вы можете отправить ссылку на фильм на почту qyzqaras@gmail.com.

She’s everything: режиссёрка Малика Мухамеджан об инициативе QYZQARAS и планах основать фестиваль женского кино
She’s everything: режиссёрка Малика Мухамеджан об инициативе QYZQARAS и планах основать фестиваль женского кино
Подробную информацию об open call можно найти на странице QYZQARAS в Instagram

M

Читать также: