ЖИЗНЬ

Balqashqa Qamqor: от локальной инициативы к глобальному воздействию

В новом материале участницы проекта Balqashqa Qamqor рассказали о своей работе, об особенностях Балхашского региона, деколониальном значении их проекта и личных историях, связанных с озером Балхаш. 

Аруна Садыбекова
4 июля 2024

Справка
Balqashqa Qamqor – низовая инициатива, адвокатирующая заботу об экосистеме Балхаша. Это уникальный и успешный проект, команда которого состоит только из женщин. На протяжении 4 лет они работали с местным сообществом и экспертками, организовали международный форум и большую выставку работ, посвящённые региону, для спасения Балхаша. Всё ради того, чтобы озеро Балхаш не превратилось в Балхаш құм. 
В 2020-м Айгерим Капар – кураторка современного искусства, основательница Artcom Platform и соинициаторка движения SOS Taldykol и Balqashqa Qamqor, провела исследование «Культурный ландшафт Балхаша и местное сообщество», после которого она узнала про исключительность архитектуры, экологическое значение и историю – так заложилось начало проекта, который вскоре привлёк внимание Министерства водных ресурсов РК, посольств, крупных корпораций и жителей Казахстана.


Участницы открытой инициативы Balqashqa Qamqor – это художницы, исследовательницы и культурные деятельницы. Они объединились для того, чтобы экосистема озера Балхаш не повторила судьбу Аральского моря. К сожалению, это вполне возможно, ведь для многих казахстанцев, которые не живут рядом с озером, Балхаш остаётся безликим и далёким местом, название которого они, скорее всего, слышали только на уроках географии или в новостях. 


Очень похожая история и у Айгерим Оспан – арт-менеджерки проекта. Она рассказала, как Балхаш был для неё лишь одним часом красоты в поезде между Алматы и Астаной, и только соприкоснувшись с ним в 2021 году, она начала задумываться, как может быть полезна этому месту. 

Как рассказывают участницы, несмотря на то, что бассейн располагается на территории сразу четырёх областей страны, проблемы Балхаша остаются изолированными и обсуждаются в локальных сообществах и в узких кругах экспертов. Это приводит к замедлению реализации мер по спасению озера – эта работа требует систематического решения с общими усилиями сообществ и институтов. Например, Айгерим Оспан делает сравнения между адвокацией за Талдыколь и Балхаш. По её словам, привлекать внимание к катастрофе озера Талдыколь через лекции и арт-инсталляции намного легче, ведь оно находится в столице страны, где можно надеяться на гарантированную заинтересованность СМИ, и жители Астаны имеют более привилегированное положение для того, чтобы посвящать своё время решению проблемы. А жители города Балхаша и близких к озеру регионов таких привилегий не имеют, поэтому большая значимость лежит во внимании и помощи жителей крупных городов. В частности, как говорит Айгерим Капар, именно жителям Алматы нужно больше остальных вовлекаться в спасение экосистемы.

Алматинская область является самым большим потребителем воды из бассейна
Команда Balqashqa Qamqor за четыре года работы проделала много работы, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме спасения экосистемы региона – были проведены исследования, сняты документальные фильмы, проведены художественные выставки и форум. Также участницы проекта организовывали Art Collider – междисциплинарную школу для совместных практик заботы об озере Балхаш и устойчивого будущего региона в сотрудничестве с Balqash Jastary. Art Collider – это лекции и курсы на платформе Steppe Space, а также инкубатор для молодёжи по поддержке творческих и социальных инициатив. В рамках программы также проводились воркшопы, исследовательские поездки и археологические прогулки. Таким образом, участники Art Collider могли не только углубить свои знания и воплотить идеи о том, как можно не только заботиться о регионе, но и наладить тесные связи внутри сообщества, ведь школа существует уже шесть лет. 

Например, одна из выпускниц прошлых потоков школы – Антонина ван Лиер – работает проектной менеджеркой в инициативе. Антонина рассказала, как через личные знакомства и совместные походы на ужин она начала погружаться в проблематику и контекст Балхаша. Как и для многих, Балхаш для Антонины стал со временем близким. «Я сама выросла на ферме посреди степи и понимаю ценность воды, и теперь болею за Балхаш и ассоциирую себя с ним», – говорит неравнодушная выпускница Art Collider. Ещё одна выпускница школы – Карлыгаш Ахметбек – работает в проекте визуальной директоркой и разделяет чувства коллежанок. Она тоже прочувствовала связь с озером, только поехав к нему. Также она рассказала, как они строили айдентику проекта таким образом, чтобы он отражал регион. Например, в визуальном плане всё основывалось на природе Балхаша, где ключевые цвета состоят не только из самого цвета озера, но и из ночного Балхаша, тамариска, который здесь растёт, и тёплых оттенков местности.    


Одна из особенностей инициативы ещё и в том, что участницы проделали большую работу по привлечению и сотрудничеству с локальным сообществом. Активное взаимодействие с жителями города, укрепление связей с местными исполнительными органами и культурными институтами, несомненно, сыграли роль в том, что проект растёт. Команда Balqashqa Qamqor смогла организовать масштабный международный форум. Айгерим Тлеубай – соинициаторка и кураторка проекта, которая выросла на южном берегу Балхаша, рассказала, как они изначально планировали организовать симпозиум, однако быстро поняли, что нужно актуализировать вызов и привлекать стейкхолдеров. Команда столкнулась с самыми сложными вызовами в работе инициативы, ведь организация такого большого мероприятия небольшим сообществом требует много усилий, особенно, если учитывать гендерный контекст. 

Первыми, кто поддержал и поверил в идею того, что низовые инициативы могут эффективно работать и поднимать важные темы, были Посольство и Консульство США
Они активно участвовали в проекте и оказывали поддержку. Также значительную поддержку форуму с организацией выставки оказали Гёте-Институт в Казахстане, Министерство культуры и образования Индонезии, Водное партнёрство Казахстана и различные художественные коллективы, работающие над вопросами воды и климата. Форум также поддержал акимат Карагандинской области. Продолжая привлекать такие международные организации, как Посольство и Консульство США, команда задумалась, как же привлечь внимание Министерства водных ресурсов и ирригации РК. По словам соинициаторки проекта Айгерим Капар, им удалось этого достичь благодаря ранее установленным связям с экспертами и проделанной работе по сотрудничеству. 


Помимо привлечения внимания представителей государственных органов, промышленных предприятий, сельского хозяйства, медиа и бизнеса, команде Balqashqa Qamqor предстояло ещё найти финансирование. Айгерим Оспан отметила, что это оказалось сложной задачей, так как многие не знали и не понимали, кто инициаторы форума и зачем они это делают. Особенно большие сложности были с тем, что команда состояла исключительно из женщин, что вызывало пренебрежительное отношение в виде фраз «Вы же девочки».

Участницам приходилось находить баланс (или, скорее, компромисс) в защите своих личных границ и сохранении коммуникаций, важных для инициативы

Айгерим также посетовала на значительный гендерный дисбаланс, ведь большинство лиц, принимающих решения в разных предприятиях и государственных органах, – это мужчины. Но несмотря на трудности, они смогли найти поддержку и финансирование корпорации «‎Казахмыс»‎. Таким образом, несмотря на все гендерные барьеры и сложности, им удалось реализовать идею форума и собрать представителей из разных сфер для борьбы с экологической деградацией и обсуждению новых моделей управления бассейна.


Художественная выставка «Переплетая Климат, Воды и Сообщества», которую организовали Balqashqa Qamqor, была встречена с энтузиазмом местными сообществами и политиками, что вызвало широкий отклик и спровоцировало активное участие всех в обсуждении вопросов экологии региона. На выставке были представлены работы художников Алмагуль Менлибаевой, Асхата Ахмедиярова, Диляры Каиповой, Омиркелды Абеуова, Хадима Али, Саида Атабекова, Qizlar collective, Jatiwangi Art Factory и от самой инициативы Balqashqa Qamqor. Рядом с каждой работой стояли волонтёры от Политехнического колледжа корпорации «Казахмыс» и, по словам кураторок выставки, оживлённо и с интересом рассказывали о каждой из них. Сейчас проект стремится к тому, чтобы выставка путешествовала по миру и выстраивала глобальную солидарность, ведь проблему сохранения Балхаша невозможно решить только силами Казахстана, так как это трансграничная проблема.

Результатом форума стали совместные планы действия по спасению экосистемы и, самое главное, диалог между общественностью и государством о коллективной заботе
Важно отметить, что сохранение озера Балхаш несёт в себе ещё и деколониальное значение. Айгерим Капар рассказала, что Балхаш представляет собой глобальный культурный водораздел, объединяющий кочевую, осёдлую и городскую культуры. К тому же у озера проводили археологические раскопки массовых захоронений жертв Ашаршылық в Казахстане в 1931-1933 годах, когда погибло более 50 000 казахов-кочевников. Поэтому это не только предотвращение экологической катастрофы, но и недопущение исчезновения исторической и культурной памяти всего народа.

Забота о Балхаше, который является 14-м по величине озером на Земле, воплощает в себе практики глобальной солидарности и единства. Эта инициатива показывает, как совместными усилиями можно не только сохранить конкретное озеро, но и внести вклад в защиту других экосистем по всему миру. Эта работа создаёт связи для обмена опытом, которые помогают эффективнее решать другие экологические проблемы. И это вдохновляющая история о женщинах, которые через искусство и исследования смогли создать низовую инициативу, которая смогла привлечь внимание к проблеме озера. Они повышают видимость Балхаша и через систематические решения стремятся к его спасению, включая настроенный диалог между общественностью и государством – что так редко происходит в Казахстане. Это значимый проект, который нужно поддержать, следить за ним и участвовать в его росте. Я думаю, что если бы у нас была возможность сделать то же самое с Аральским морем, то мы бы не задумывались дважды. 

Фотографии предоставлены участницами Balqashqa Qamqor

M

Читать также: