ЛАЙФСТАЙЛ
Личный опыт: как я играла в игру «Снести нельзя оставить» и что я поняла
Летом этого года прошла презентация визуальной новеллы «Снести нельзя оставить». Игра посвящена реальным кейсам инициативы «Архкод» по сохранению архитектурного наследия Алматы. Автор Manshuq Мари Романова решила пройти игру и поделиться своими впечатлениями с читателями Manshuq.
Мари Романова
28 сентября 2022
Для справки:
Впервые визуальные новеллы появились в Японии в начале 80-х годов. Это интерактивные игры в виде текстового рассказа. В процессе прохождения игрок погружается в сюжет с помощью анимированных изображений персонажей или фона, а также музыкального сопровождения. На данный момент существует огромное количество вариаций визуальных новелл, но одно остаётся неизменным – только игрок влияет на развитие сюжета.
Сюжет новеллы «Снести нельзя оставить» основывается на идее, что каждый алматинец может стать одним из тех, кто сохраняет архитектурное наследие города. Цель игры – привлечь внимание общественности к сохранению идентичности Алматы. В игре есть четыре основных персонажа: Архкот, Активистка, Девелопер и Аким города. Главные герои живут в вымышленном городе – Аталма. Но, несмотря на то, что город в игре придуман авторами, для фонов в новелле были использованы реальные здания и ландшафты Алматы. Создатели игры стремились показать, как активизм и сплочённая работа в прошлом помогли команде защитить реальные здания нашего города.
Мне показалось, что каждая из иллюстраций игры пропитана какой-то особенной нежностью и уютом. К примеру, на главном экране нас встречает бывшее здание Госплана, которое находится по адресу: улица Желтоксан, 115. Именно снос этого объекта стал решающим в создании инициативы «Архкод». Помимо этого, в игре мы видим знакомые детские площадки, монументальные советские постройки и зелёные скверы.
Очень отзывается в сердце панорама города, выполненная в виде карты, которую покрывает бьющееся сердце
Основная миссия каждого главного героя в игре – донести до общественности, что горожане должны участвовать в сохранении исторической архитектуры и культурного наследия нашего города. Так как у нас есть возможность выбрать одного из четырёх персонажей, мы можем ознакомиться с их историей, сильными и слабыми сторонами. Именно это и помогает нам, игрокам, понять основные принципы работы каждого из них.
Активистка
Изначально этот персонаж понимает, что власти города пытаются снести историческое здание – АСК. Тогда Активистка решает действовать. Новелла несёт в себе обучающий элемент, и, играя за Активистку, мы узнаём, кто такие стейкхолдеры, почему важно делать фактчекинг, участвовать в протестных акциях и регулярно делиться новостями в социальных сетях. С помощью полезных ссылок игрок узнаёт, куда можно обратиться и кому написать, чтобы получить консультации.
К примеру, главная героиня вместе со своей командой позвонила в «Архкод». Им подробно объясняют, как можно защитить историческое наследие города. Нам, игрокам, предлагают ознакомиться с телеграм-ботом «Архкода» и уже здесь узнать всю необходимую информацию. Мне очень понравилось то, как информацию доносили до нас, простых обывателей, ведь каждый из нас может стать Активистом.
Таким образом, каждый горожанин может получить подробные инструкции – что делать, если хочется сохранить исторический облик города и создать свою протестную акцию
Архкот
Второй главный герой новеллы – участник команды «Архкод». В отличие от Активистки, которая негодует по поводу сноса исторического памятника, Архкот замечает основные проблемы объекта. Например, на заборе отсутствует паспорт объекта, и именно это и привлекает Архкота. Игрокам предлагают либо погрустить о сносе здания, либо собрать команду. Мне было интересно посмотреть, к чему может привести бездействие участника «Архкода», и я выбрала этот вариант. Оказалось, что полностью бездействовать он не может и пишет пост в социальных сетях. Игрокам даётся возможность написать пост самостоятельно, и это безумно увлекательно и полностью погружает в игровой процесс.
Далее ты оказываешься в офисе и обсуждаешь с командой, что делать с объектом. Команда предоставляет кликабельные ссылки на государственный реестр памятников местного и республиканского значения. С помощью этих ссылок игроки должны сами узнать: является ли здание АСК историческим памятником? Также мы получаем «список Байбека» – список предварительного учёта объектов историко-культурного наследия. Мне показалась интересной информация о том, сколько этапов проходит здание, чтобы его признали историческим памятником. Я узнала много нового о том, как проходит процесс реставрации, что можно и нельзя делать, а также, как правильно должен проводиться мониторинг всего процесса реставрации. В конце игры понимаешь, что общими усилиями получается сохранить внешний облик здания и не дать его снести. За Архкота мне понравилось играть больше всего!
Девелопер
Девелопер – это предприниматель, который создаёт новые городские объекты. Задача Девелопера в игре – успокоить общественность, которая была недовольна действиями BAY Group. На «собрании» в BAY Group ты обсуждаешь главные вопросы. Например, является ли здание на Желтоксан, 115 памятником культуры. От твоего решения зависит, как будет выглядеть город в ближайшем будущем. В итоге получаешь доступ к трём проектам, которые ты можешь реставрировать. Я выбрала улучшить аэропорт, а конкретно – VIP-терминал. Однако, к удивлению Девелопера (и моему тоже), общественность была возмущена таким решением. Мне предложили либо снести здание и построить новое, либо сохранить его. Бот-билдер, который является частью команды BAY Group, объясняет, что такое реставрация и для чего она нужна. Также я узнала, как проходит реставрация на начальных этапах. После этого обязательный пункт – проведение слушания при городском совете и принятие решения о том, как должен выглядеть отреставрированный терминал.
В итоге я сохранила исторический облик здания, а общественность и активисты остались довольны
Аким
Последним персонажем, за которого я играла, был Аким. Было интересно узнать, как решения Акима влияют на внешний облик города. Акиму города предложено выбрать три дела, над которыми он будет работать. К примеру, я решила наладить работу отдела памятников. Таким образом, Аким надеется привлечь больше туристов в Аталму. Акиму был представлен список уже существующих памятников, а также я ознакомилась со списком зданий, которые могут стать памятниками архитектуры. Я даже могла добавить свои предложения! Однако Аким так и не дождался ответа от комиссии и ушёл со своего поста. Я была неудовлетворена результатом прохождения игры и решила ещё раз сыграть за Акима. Следующим делом стал проект реализации обновления остановок в городе. Я остановила демонтаж объектов и провела встречу с общественностью и активистами. В итоге советские остановки стали одной из главных достопримечательностей города.
Мне кажется, здорово, что эта новелла несёт не только развлекательную функцию, но также даёт возможность узнать о защите исторического наследия городов на всех уровнях. В процессе игры я встретилась с рядовыми вопросами, с которыми сталкивается каждый активист: где искать информацию, как сделать так, чтобы здание признали историческим памятником, и многими другими. В конце хочется отметить: даже несмотря на мелкие технические недостатки, игра захватывает, ведь приходится искать решения проблем методом проб и ошибок. Рекомендую!
Визуальный нарратив, иллюстрации и дизайн игры: Надира Жадыраева, Аружан Шотай
M