ЛАЙФСТАЙЛ

Художница по войлоку Дженис Арнольд: «Войлок переживает второе рождение во всём мире»

В Алматы прошёл международный фестиваль войлока «Kиiз. Felt. Keçe. Войлок». Его гостьей стала Дженис Арнольд из США, штат Вашингтон. Автор Manshuq Илона Соколова поговорила с одной из самых известных в мире художниц по войлоку о том, как она связала свою жизнь с этим материалом и почему часто бывает в Центральной Азии.
Илона Соколова

2 декабря 2022

Дженис Арнольд – успешная независимая художница, которая изучает войлок и много времени проводит в Центральной Азии. Её иммерсивная инсталляция «Пещера воспоминаний» стала центром выставки войлочных вещей в Государственном музее искусств им. Кастеева.

Дженис, расскажите, как вы узнали о войлоке и как начали работать с этим материалом?

Текстиль всегда был неотъемлемой частью нашего существования на протяжении тысячелетий. Я изучала многие текстильные традиции и работала с ними как художник и дизайнер. Как-то мне заказали проект, связанный с войлоком. Когда я впервые увидела изготовление этого материала, мне показалось это какой-то формой магии. Тончайшие пучки сырой шерсти в сочетании с тяжёлой работой позволили создать плотный материал с прочной текстурой и естественными краями. Я видела такое впервые. Так я стала исследовать войлок и путешествовать в страны Центральной Азии, ведь в прошлом выживание и развитие кочевых культур здесь зависело от этого чудесного материала.

Интересный факт
Первый войлок был найден на территории современной Анатолии, находка относится к 3 тыс. до н. э.

Когда начались ваши путешествия в страны Центральной Азии?

В 2001 году я посетила Международный симпозиум по войлоку в Бишкеке. Просто невероятно, что на протяжении тысячелетий люди делали войлок, а основные принципы не менялись. Из-за уникальной физической и химической структуры шерстяного сырья при воздействии на него трения, влаги и давления волокна переплетаются и матируются. Чем больше манипуляций с войлоком, тем больше он сжимается, становится плотнее и прочнее, пока волокна не сцепятся безвозвратно. Я научилась сотрудничать с этими естественными явлениями и использовать их в новых комбинациях с другими материалами. Работая с войлоком, я выражаю уважение к прошлому и предлагаю надежду на будущее. И эти традиции берут начало в Центральной Азии, поэтому я нередко посещаю этот регион и всегда вдохновляюсь. По мере того как современное общество всё больше смещается в сторону понимания окружающей среды и гармонии, мудрость кочевых культур тоже возрождается.

Интересный факт
Сегодня официально существует профессия – художник по войлоку.

Что можете сказать о возрождении войлока в США?

В США достаточно хорошо знакомы с валянием, и сейчас войлок становится всё популярнее в разных частях мира. Международная выставка, прошедшая в Казахстане, подтверждает это. Художники, мастера прикладного искусства и историки почти со всего мира собрались в Казахстане, привезли свои работы и знания. Моя инсталляция «Пещера воспоминаний» символизирует деликатность и прочность, прошлое и будущее. Также в моей работе есть силуэты алматинских гор, камни с терренкура, и это тоже отражает историю, связь с прошлым, приземление. Лучи проектора символизируют будущее.

Интересный факт
Разные народы приписывали войлоку исцеляющие свойства. В славянских деревнях в старину, если хотели выходить недоношенного младенца, держали его в валенке. Считается, что овечья шерсть обладает уникальными полезными свойствами. У шерсти высокая извитость волокон, которая не препятствует свободной циркуляции воздуха. Шерсть способна улучшать кровообращение, оказывает успокаивающее действие и выводит токсины.

Что повлияло на создание этой работы и на ваше творчество в целом?

Думаю, огромное влияние на меня оказало моё детство. Я самая младшая из четырёх детей, мой папа работал инженером-строителем. Каждые выходные мы устраивали семейные «экскурсии», чтобы измерить новые дороги для карт моего отца. Моя работа в детстве заключалась в том, чтобы держать конец геодезической ленты для медленной и тщательной фиксации геодезических данных. Думаю, именно тогда я научилась концентрации и терпению.


Вернувшись домой, я сидела с отцом за его чертёжным столом и наблюдала, как он переводит координаты на карты. Теперь я понимаю, что этот процесс был основой моего врождённого чувства масштаба и необычного взгляда на мир и материалы вокруг меня. Моя пожизненная связь с картами, географией, наукой, природой и путешествиями сформировала моё восприятие и воображение. В том числе в работе с войлоком. Сегодня войлок связан с промышленностью, ремесленничеством, искусством.

Войлоковаляние – одно из самых популярных традиционных искусств, и мне хочется совмещать эти традиции, настоящее и будущее
Действительно, если обращаться к истории, наши предки жили в юртах из войлока, надевали войлочную одежду, укрывали коней. Войлок был оберегом от злых духов, спасал от непогоды и всегда использовался в быту. Искусство войлоковаляния передавалось из поколения в поколение. Сейчас это ремесло возрождается в странах Центральной Азии и за её пределами. Люди ценят натуральность, экологичность и практичность войлока, а также полезные для здоровья свойства овечьей шерсти.  

Фотографии предоставлены героиней материала
M

Читать также: