Личное мнение: о чём я задумалась после просмотра «Субстанции»
Ужасы всегда были антимейнстримным жанром и до сих редко воспринимаются всерьёз такими культурными институтами, как, например, «Оскар». Публика, в свою очередь, не ожидает от фильма ужасов никакого месседжа – только полтора часа развлечения и возможность пощекотать нервы. Для сценаристов и режиссёров такая позиция даёт возможность экспериментировать на полную катушку – лимита отвратительного, которое допустимо на экране, нет.
А я верю, что ужасы – отличный формат для исследования насущных проблем и вопросов, которые нас беспокоят. Например, для исследования нашего страха старения. Особенно, на мой взгляд, фильмы ужасов могут дать терапевтический эффект женщинам, поскольку этот жанр всегда был привлекателен для альтернативных голосов.
Снят фильм замечательно: длинные коридоры, открытые пространства, яркие цвета, интересная работа оператора – всё сочетается. Кадры, сфокусированные на героинях, и кадры с их точки зрения используются для того, чтобы подчеркнуть и даже высмеять объективирующий мужской взгляд. Поначалу фокус на обнажённых телах двух главных героинь кажется излишним, но медленно и верно он трансформируется. Например, в один момент такие сцены становятся комичными, а в другой – вместе с музыкальным сопровождением создают эффект антиобъективизации: сразу после быстрых кадров с обнажёнными сексуальными телами следуют отвратительные сцены, обрывая потенциальную эротичность момента.
Ловушка красоты
Как показывает фильм, девочек с самого раннего возраста учат тому, что их ценность напрямую связана с их внешностью. Нас также учат искать подтверждения этой красоты не изнутри, а извне, в чужом мнении о нас. А когда красота уходит, мы остаёмся не только неудовлетворёнными и опустошёнными, но и готовыми идти на крайности, чтобы попробовать красоту вернуть. И всё это ради того, чтобы снова быть любимыми. Главная героиня «Субстанции» – пример того, какова цена веры в мифы патриархата и сказки, которые нашёптывают большие шишки Голливуда. Когда-то Элизабет Спаркл была безумно популярна – собственное шоу, звезда на Аллее славы, квартира с шикарным видом на Лос-Анджелес. Но время беспощадно – её выгоняют с собственного шоу. А внимание и признание публики – это всё, что Элизабет знает, поэтому решается на радикальные меры. Регулярное употребление субстанции обещает и гарантирует возвращение былой идеальной красоты, и в этом есть сходство с популярным сегодня «Оземпиком».
Страх старения
Мы боимся старости. Мы боимся и со временем обесчеловечиваем старых людей. Старый человек становится просто старым, мы не позволяем пожилым людям существовать в их полной истинной сложности. В тех же фильмах ужасов старики и старушки представлены как нечто ужасное и отвратительное. Первым приходит на ум фильм «XXX» – он мне понравился, но то, как представлена главная злодейка в образе старухи, выглядит как личная претензия режиссёра к старикам и старухам в особенности. После потери своей красоты и сексуальности всё, что остаётся, – пугать и убивать.
В этом контексте «Субстанция» в некотором роде подрывает троп старой злой Бабы-яги, завидующей новому поколению. Всё это правда. Мы видим в протагонистке фильма, Элизабет, эту злобу и обиду, зависть. Но жестокость, с которой её же молодое альтер эго обращается с ней, и наша способность видеть историю с точки зрения взрослой женщины позволяют нам более тонко и интересно взглянуть на эту проблему. Обычно в нарративе, когда старикам отдана роль злодеев, мы ставим себя на место молодого героя. Здесь же всё наоборот. Фильм напоминает нам, что эта старая женщина – вы. И вы ничего не можете сделать, чтобы предотвратить это. Более того, попытки бороться с естественным процессом могут только ухудшить ситуацию. Фильм создаёт радикальную картину того, чем могут закончиться все современные попытки остановить или повернуть вспять время и процесс старения. И даёт понимание того, что от себя не убежишь. А желание прибегнуть к омолаживающим процедурам или трансформироваться при помощи субстанции – это лишь симптом более серьёзного недуга. Отсутствия любви к самой себе.