ЛАЙФСТАЙЛ

6 фильмов на Берлинале, которые сняли женщины

Казахстанская кинорежиссёрка Алина Мустафина провела пару недель на 74-м Берлинском международном кинофестивале, собирая для Manshuq подборку лучших фильмов, снятых женщинами-режиссёрами.

Алина Мустафина

18 марта 2024

Некоторые киноведы говорят, что есть мужское кино, а есть женское. И это вовсе не про то, что одно брутальное, а второе чувственное. Скорее про то, что взгляд на мир и чувствование этого мира у женщин-режиссёров и у мужчин отличаются. Конечно, все люди разные и могут легко сочетать в искусстве и мужское и женское вне зависимости от пола. Но мне всегда интересно знать – кто сделал фильм? К примеру, фильм о правах женщин и домашнем насилии, фильм на любую тему от лица героини, фильм, в котором звучит женский голос. 


На Берлинском международном кинофестивале меня удивили тонкие фильмы о женщинах, которые сняли мужчины – это, например, «7 вуалей» Атома Эгояна и «Шамбала» Мина Бахадур Бама. Но в этой подборке я сконцентрируюсь на самых ярких увиденных мной фильмах на Берлинале, которые сделали женщины.

«Баня дьявола» 

The Devil’s Bath

«Баня дьявола» австрийских режиссёрок Вероники Франц и Северины Фиалы – фильм-шок. Полфильма хочется кричать главной героине: «Да скажи ты уже ему!» А остальные полфильма понимаешь, что всё слишком далеко зашло и что-то должно случиться. Фильм основан на жутком факте, который открыла американская учёная Кэти Стюарт. Оказывается, в Германии XVII-XVIII веков женщины, страдавшие от депрессии (в народе это состояние называлось «баней дьявола»), специально совершали преступления, чтобы их казнили. Женщины боялись попасть в ад, вот и убивали, кого полегче (детей, например), шли к священнику, признавались в преступлении и умирали на гильотине. Фильм о том, к чему порой приводили непонимание в семье, авторитарная свекровь и уят в XVII веке. Жутко, но очень впечатляюще. Оператор-постановщик картины Мартин Гшлахт получил «Серебряного медведя» за выдающиеся достижения в области киноискусства.

«Мой любимый торт»

Keyke mahboobe man

Фильм режиссёрки Марьям Могаддам и режиссёра Бехташа Санаиха из Ирана очень простой и понятный по своей структуре с довольно предсказуемым концом. Но контекст, факт, что действие происходит в Иране, простодушие и теплота актёров делают фильм пронзительным и трогательным. 70-летняя медсестра Махин на пенсии спит до обеда, ей некуда спешить, муж умер 30 лет назад. Из дел – только посиделки с подружками, звонки за границу детям и внукам да пенсионерские обеды по купонам. На одном из таких обедов Махин слышит, что водитель такси её возраста за соседним столом много лет как одинок. Махин решает выследить его и приглашает к себе на ужин. Нонсенс по иранским меркам: они устраивают настоящий праздник непослушания, пьют самодельное вино, танцуют и вспоминают времена без хиджаба. На показ своего фильма режиссёры не приехали, отправив с актёрами послание, которое трогает не меньше, чем фильм:


«Сегодня фильм, на создание которого мы потратили три года нашей жизни, родится рядом с вами, к сожалению, без нашего присутствия. Теперь нам запрещено присоединяться к вам и смотреть на киноэкране фильм о любви, о жизни, а также о свободе, потерянном сокровище нашей страны. Мы пришли к выводу, что больше невозможно рассказывать историю иранской женщины, соблюдая строгие законы, такие как обязательное ношение хиджаба. Женщины, которым красные линии мешают изобразить свою истинную жизнь как полноценных людей. На этот раз мы решили пересечь все ограничительные красные линии и принять последствия нашего решения нарисовать реальную картину жизни иранских женщин – образы, которые были запрещены в иранском кино со времён Исламской революции».

«Перехваченное»

Intercepted

Документальный фильм украинской режиссёрки Оксаны Карпович был представлен в программе «Форум», и сделан он на основе перехваченных телефонных разговоров российских солдат с матерями, своими девушками и жёнами. В кадре мы видим современную жизнь в разрушенных украинских городах, а фоном – диалоги простых людей, которые рассуждают о человеческих жизнях и достоинстве как о чём-то совершенно неважном. Жутко смотреть и слушать, а после фильма ещё долго не хочется говорить. Шок не только от слов тех, кто воюет, но и от ответов их матерей и жён, в которых практически нет сочувствия к человеческой жизни. 

«Моя украденная планета»

Sayyareye dozdide shodeye man

Ещё один иранский фильм – своего рода документальный видеодневник режиссёрки Фары Шарифи. Родившись во время Исламской революции в Иране в 1979 году, она фиксирует моменты из своей жизни. Параллельно скупает видеоархивы уехавших из Ирана людей и создаёт из них историческую хронику. На видео – иранские семьи на свадьбах и днях рождения, танцующие, весёлые. За кадром режиссёрка говорит о том, что только дома в Иране можно быть собой и создать там свой мир, свою планету. За пределами дома на улицах придётся притворяться и играть роль, которую навязывает государство. Фара рассказывает, что хиджаб в Иране – не просто предмет гардероба, это символ притеснения женщин, символ несвободы. В 2022 году Фара уезжает по программе на год в Германию, но после протестов вернуться назад уже не может. Отсюда и название фильма. Must see.

«Иностранный язык»

Langue Étrangère

Фильм о взрослении двух девочек-подростков из Германии и Франции режиссёрки Клер Бюрже. Продюсером фильма стала Мари-Анж Люсиани, чей фильм «Анатомия падения» в 2023 году был отмечен 11 номинациями на премию «Сезар» и пятью номинациями на «Оскар». Две совершенно разные девочки из соседних стран начинают поочередно жить вместе по программе обмена со школьниками, но оказывается, что, несмотря на разные характеры, каждая переживает непонимание и одиночество в родной семье. Одна из них активная и смелая, а другая – патологическая врунья, регулярно переживающая буллинг в школе. Постепенно девочки взрослеют, формируют свою точку зрения, отличную от родителей, пытаясь построить свой взрослый мир. Честная актёрская игра, энергичная съёмка, поддерживающая характер и возраст героев, – отличное кино, которое, к моему сожалению, призов на кинофестивале не получило, хотя было отмечено критиками.

«Любовь истекает кровью»

Love Lies Bleeding

Ну и какой Берлинале без историй любви квир-персон? Главную роль в картине британской режиссёрки Роуз Гласс сыграла Кристен Стюарт, которая, к слову, сама состоит в браке с женщиной и возглавляла жюри Берлинале в прошлом году. Красивая и амбициозная бодибилдерка Джеки в конце 80-х едет в Лас-Вегас, чтобы выиграть конкурс своей мечты. Она знакомится с менеджером фитнес-центра Лу и устраивается на работу к отцу Лу – криминальному авторитету. Девушки влюбляются, но внезапно одна из них совершает преступление ради второй, и любовь начинает истекать кровью в прямом смысле этого слова. В фильме также снимается Анна Барышникова – дочь Михаила Барышникова, которая играет бывшую Лу. Дикое кино со смешением жанров – у одной из героинь огромные мускулы, у обеих женщин неприкрытая агрессия и сумасшедшая химия. А в конце одна из них превращается чуть ли не в Халка. В общем, смотреть надо!

Обложка: Freepik

M

Читать также: