Смотреть в апреле: пластический спектакль Surfactant
12 апреля 2023
Режиссёр театра Jolda Антон Шмаков – о премьере спектакля Surfactant:
С января мы работаем над спектаклем Surfactant – это часовая постановка, первый мой проект такого размера. Для меня здесь всё новое, хотя раньше я видел со стороны, как создаются подобные проекты. Это процесс, когда ты не знаешь, что будет дальше, можешь только примерно представить. Но в ходе работы я понял, что всё, что я делаю, – о путешествии внутрь, о контакте с собой. Однако в этот раз к чисто анатомическим аспектам танцтеатра – представлении тела в его природной форме (или, скорее, бесформенности) – прибавилась и структура человеческой психики и отношений.
Большим слоем в спектакле идёт местная тематика, но скорее через мои впечатления о ней и ощущения ребят, которые танцуют. Некоторые из них знают народные казахские танцы, и это отчётливо скользит в их пластике. Так что это будет не стилизация, а именно наше отношение. Я исследовал казахские мифы, но не смог составить список конкретной литературы. Я не хочу эту энергию визуализировать на сцене через костюмы или музыку. Мы взяли образы не физические, а скорее процессуальные – про что тот или иной миф в человеческой душе?»
Продюсер и актриса театра Jolda Жанна Туленды – об уникальности спектакля Surfactant:
К сожалению, в нашей стране нет платформы, которая объединяла бы и упрощала процесс краудфандинга. Должна существовать институция, которая отслеживала бы прозрачность. И здесь речь не только об искусстве, но и о здравоохранении, образовании и других сферах. Очень хотелось бы, чтобы термин «краудфандинг» у нас прижился, потому что это удивительная возможность сотрудничества. Даже не так – это какая-то магия! Ты думаешь: «Не хватает денег на краску». И тут тебе приходят 30 тысяч на карту с подписью «Пусть будет спектакль»! Это очень греет.
Может, это звучит пафосно, но я тоже хочу, чтобы что-то менялось. Признаюсь, я продала машину, чтобы покрыть некоторые затраты на постановку. Мной движет вера, что это важно и нужно не только нам, но и зрителям, миру. И она здорово укрепляется, когда через час после запуска краудфандинга у нас ушло два пригласительных. На данный момент мы собрали 155 тысяч. Понятно, что нужно больше, но это очень ценные деньги. Не будь их, я бы подумала насчёт машины».
Жанна объясняет:
«Сейчас мы ведём переговоры с разными алматинскими площадками. Несмотря на то, что Jolda – интернациональный проект, он наш, отечественный. И нам хочется расширять его здесь. Не хочу, чтобы повторилась история звёзд, которых сначала не принимают на родине, а после успеха за границей говорят: «Ой, так это же они! Да, мы их любим!» Хочется, чтобы проект приняли и полюбили в Казахстане, а уже потом везти его за рубеж и углублять понимание нашей страны там. Мы обсуждали наш проект с представителями европейских стран, и они в один голос говорили: «Нам очень интересно увидеть вашу внутреннюю этнику. Не то, что вы копируете с нас, а именно ваше локальное».
Философия Jolda – не бояться новых людей, энергий, задумок. Может, поэтому с нами случилась уникальная история: нас поддержали Министерство культуры и Корейский театр, предоставивший сцену. Такая редкость, чтобы государство помогало независимому театру, но эта ситуация показывает, что есть заинтересованность в новых коллективах.
Мы давно говорим, что Казахстан должен занять место в списке лучших стран. Но делать большой упор на развитие разных отраслей и не уделять внимания искусству – это палка о двух концах. Поэтому Jolda – это не социальная работа из серии «я художник, я что-то там творю», а общий вклад в развитие культуры в стране.
Увы, текст не передаёт горящих глаз, с которыми ребята рассказывают о своей работе. Несмотря на накопившуюся усталость, они смотрят вперёд с надеждой.
«И Jolda, и Surfactant очень повлияли на мою веру в себя, на создание новых опор, – отмечает Антон. – Да, в работе есть много трудностей, связанных с человеческим фактором. Это риск, когда ты кладёшь всё, что у тебя есть, и в итоге либо выигрываешь, либо нет. Но результат зависит от твоих собственных действий. Риск в том, что я хочу совместить творческую реализацию и обычные человеческие потребности. Потому как последние несколько месяцев я полностью в этом проекте и, буду честен, пока проедаю имеющиеся финансовые запасы. Надеюсь, что всё получится».
Но когда спрашиваешь ребят, дарит ли им это счастье, они улыбаются и отвечают: «Безусловно». И оно гораздо больше, чем риск.