Казахский феминизм: разбираем образ женщины в истории
18 мая 2023
Казахская женщина – мудрая правительница.
Женские права в казахской степи.
«Во всех произведениях XX века образ женщины воплощён как образ жертвенности, смирения, покорности, безропотного повиновения судьбе».
Через свои произведения такие писатели, как Жүсіпбек Аймауытов, Міржақып Дулатов, Ғабит Мүсірепов, Бейімбет Майлин и другие, обращали внимание общества на проблемы, с которыми сталкивается женщина: это патриархальные установки, замужество против воли, экономическая и эмоциональная зависимость от мужа и частая беспомощность. Однако этот женский образ не отражает феминистские движения начала XX века. Кроме того, написан он мужчинами. Анализируя его на уроках литературы, мы даже нормализовали такое состояние женщин.
Первыми борцами за равные права были лидеры партии «Алаш».
«Неграмотный человек – получеловек. Женщина – мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов» – писала Назипа.
Она занималась подготовкой казахской азбуки, учебников и книг. Я уверена, что Назипа была бы рада узнать, что в независимом Казахстане развиваются фемиздания, а журналистки работают в самых разных сферах – от деловых СМИ до расследовательской журналистики. Мы всё также пишем о борьбе с патриархальным обществом и выходим на женские марши. Мы отражаем не только свой опыт, но и историю казахского феминизма.
Когда я представляю себя рядом с казахскими фемактивистками XX века, меня переполняют эмоции. Моё поколение представляет уже столетнюю историю казахского феминизма. Благодаря усилиям Алмы, Назипы, Нағимы и многих других женщин, которые могли не войти в историю по разным причинам, тысячи девушек получили образование и стали экспертками в своих сферах. Сегодня всё больше женщин добиваются успехов в науке. Я продолжаю узнавать истории великих казахских женщин через онлайн-музей Women of Kazakhstan. Его автор – Динара Асанова, докторантка в КазНПУ. Как признаёт Динара, мы ещё многого не знаем о женских именах в истории. Надеюсь, что благодаря деколонизации сознания больше людей обратится к истокам казахского феминизма.