Остановить время:
любовь и фотокарточки
14 февраля 2018
Не буду спорить, большая часть фотографий, которые я находила и в семейных архивах, и в городских, и в интернете, – это огромное количество однотипных снимков. Такие были и есть у всех – неморгающие, напряжённые люди сурово смотрят в объектив на фоне скульптурных композиций в парках культуры.
Совершенно понятно, что сравнивать ту советскую действительность с настоящим или даже с тем, что происходило в то же время на Западе, невозможно. Это было совершенно другое общество, построенное на запретах и необходимости постоянно держать моральный облик, с точными понятиями о том, что может и не может позволить себе советский человек.
А всё самое настоящее, интересное и «живое» всегда происходило «за кадром». Жизнь проживалась «на кухне». И истории, которые я слышала и слышу о жизни в то время, совсем не соответствуют этому однотипному, массовому фотопортрету.
В европейской традиции искусства фотографии есть желание «поймать» человека, так остановить момент жизни или событие, чтобы запечатлеть именно его характер, его особенность, изюминку. Фотографии тогда – как маленький фрагмент истории, который не подведен под общий знаменатель, не обобщен, не почищен стилистически. На таких снимках видны неприкрытые эмоции. И эти фото, как дневники: с одной стороны, необъективны и показывают лишь судьбу одного человека, одно событие, один момент, а с другой, наоборот, именно предельно объективны, так как настоящее на них запечатлено таким, как оно есть.
Я не хочу верить, что в Алма-Ате не было романтики, танцев, стиляг, модников, влюблённых и любителей всё это поснимать! Мне часто говорили, что фотоаппараты были редкостью. Но тут я вынуждена не согласиться, ведь в каждом Доме пионеров и молодежи, почти на каждом предприятии и в институтах был фотокружок, и любая геологическая и археологическая исследовательская экспедиция имела штатного фотографа, не говоря уже о журналистах и фотохудожниках, работавших в прессе. Между прочим, советский фотоаппарат «Смена-М8», который выпускался с начала 70-х годов, стал самым массовым за всю историю фототехники. За два десятилетия было выпущено более 21 миллиона фотоаппаратов.
Просто фотографии, снятые в то время, лежат в фотоальбомах, в сундуках, бережно хранимые, или забытые на чердаках на дачах… И именно их я хотела бы найти: настоящие, живые кадры, сделанные на кухнях, бульварах, в кафе-мороженых...
Эта небольшая серия фотографий – контраргумент всем скептикам: любовь была, есть и будет. И в СССР в том числе. Просто иногда её нужно поискать.