Диснеевская Золушка или Тихиро студии «Гибли»: на кого стоит равняться девочкам сегодня
2 апреля 2021
Сильные героини
С другой стороны, мы видим героиню «Диснея» – безупречную во всём принцессу. Она прекрасно готовит, поёт, выглядит опрятно, что бы ни случилось, и всегда вежлива. Она – эталон красоты и поведения. Принц влюбляется в неё с первого взгляда, и это решает все её проблемы.
Стоит отдать должное героиням «Диснея» 90-х: Ариэль, Белль и Мулан сами спасают своих принцев. Однако и в этих историях их главной функцией остаётся делать всё возможное ради возлюбленного.
Мультфильмы «Гибли» рассказывают о поиске себя («Шёпот сердца»), помощи родным и близким («Мой сосед Тоторо») и приобретении уверенности в своих силах («Ходячий замок»). Миядзаки показывает, что для создания красивой и трогательной истории не нужны романтические отношения, которые развиваются на глазах у зрителя.
Важность человечности
Его истории рассказывают в равной степени и о положительных, и об отрицательных героях. О том, почему и как «злодеи» становятся такими и как их можно полюбить. Если в «Рапунцель» жестокая и эгоистичная мачеха в конце умирает, главная героиня «Принцессы Мононоке» спасает основную разрушительную силу фильма – бушующего Лесного бога – от халатности людей.
Возвращаемся к диснеевским принцессам и понимаем, что олицетворяют они весьма простую задумку: достаточно надеть блестящее пышное платье, и вот ты превратилась в прекрасную девочку как внутри, так и снаружи.
К примеру, у Ситы из «Небесного замка Лапута» (первый фильм Миядзаки о героине, а не о герое) появляются чувства к Пазу во время их путешествия с целью защитить магический мир Лапуты. Кульминация фильма происходит, когда герои уничтожают небесный остров и спасаются от преследователей.
Дружба – основа любви
Семья – не преграда, а поддержка
В свою очередь, «Гибли» показывает здоровые семейные взаимоотношения: родители поддерживают стремления детей и стараются понять, что именно требуется для их достижения. Внутри семьи проблемы решаются разговором чаще, чем спором и криками.
Родители из мультфильмов «Гибли» не бегают за дочерью с вопросом «Куда намылилась?», они позволяют ей самой узнать мир, даже если для этого придётся надолго покинуть родной дом и отправиться в далёкое путешествие. Ребёнок, видя такие семейные отношения на экране, станет переносить их в жизнь и поймёт, что стоит прислушиваться к родителям, но в то же время не бояться самой принимать решения в жизни.
Активная социальная позиция героини
Во-первых, главные героини Миядзаки не позволяют себе бездействовать при виде несправедливости.
Хорошим примером служит сцена из фильма «Ходячий замок», когда Хаул говорит Софи о том, что не желает участвовать в войне, потому что обе враждующие стороны – убийцы, и каждая неправа по-своему. Несомненно, кто-то может быть против такой позиции. Но важность её в том, что она учит детей избегать насилия во всех его проявлениях, и вместо применения силы искать логические доводы для разъяснения своей точки зрения.
С помощью экологической аллегории Миядзаки показывает своё негативное отношение к индустриальной цивилизации, и в особенности к атомному оружию. Он показывает зрителю возможные последствия жадности и наплевательского отношения к окружающей среде, которая изображена в мультфильмах настолько красиво, что появляется искреннее желание помочь в её восстановлении. К слову, в некоторых картинах мы видим возвращение ко времени, когда люди верили в магические силы природы и воспринимали её как нечто особенное, что может заставить ребёнка задуматься о своём отношении к внешней среде.