ЖИЗНЬ

Кража невест: проблема, о которой молчат в Казахстане

В конце июня театр пластики IL SILENZIO и пространство «Трансформа» напомнили зрителям о спектакле Qyz Quu, который посвящён проблеме кражи невест. Это постановка – не фантазия его создателей, а история, созданная на основе реальных писем казахстанских девушек. Автор Manshuq Алёна Тимофеева посетила спектакль и написала этот материал, чтобы ещё раз напомнить читателям: в XXI веке воровать девушек и насильно выдавать их замуж – ненормально!
Алёна Тимофеева

7 июля 2022

Недавно моя однокурсница призналась профессору, что не успела сдать работу… потому что её украли замуж. Похищение невест – к большому сожалению, нередкое явление в современном обществе. В некоторых случаях под ним понимается розыгрыш на свадьбе, которым веселят захмелевших гостей. Однако это не всегда так, и женщин до сих пор воруют, чтобы выдать замуж насильно. «Мы же в двадцать первом веке живём!» – возмутитесь вы и будете правы. Видимо, похожие мысли посетили и режиссёра Екатерину Шмонину. Поэтому 22 июня на малой сцене театра Лермонтова в очередной раз был показан пластический спектакль Qyz Quu о проблеме похищения невест в Казахстане.

История обряда похищения невесты насчитывает тысячелетия. Его практиковали в Древнем Риме, на Руси, упоминания о нём есть даже в Библии. Для жениха это выгодный ход: ему не нужно тратить время и нервы на ухаживания, а также платить за возлюбленную калым. Чего не скажешь о невесте, которая фактически становится безвольной вещью в новом доме.


Об этом и повествует спектакль «Трансформы». Кыз куу – спортивная игра родом из Средней Азии. Это конное соревнование, в котором джигит на лошади должен догнать всадницу, стартовавшую раньше. В случае победы парню достаётся поцелуй либо деталь гардероба – например, платок. Именно он – главная визуальная метафора спектакля. Он и приз в кыз куу, и связь между супругами, и символ покорности, накинутый невесте на голову, и предвестник безысходности, когда девушка пытается на нём повеситься.


Тема похищения невест в массовом искусстве непопулярна. На ум приходит разве что классическая комедия «Кавказская пленница».

Поэтому спектакль Qyz quu открывает обывателю глаза на многие вещи. Например, что можно остаться одной, даже будучи среди людей
Героиня беззвучно кричит, но её всё время затыкают, закрывают рот, грозят. Даже когда она замолкает, угрозы продолжают сыпаться. Актёры образно переступают через себя и физически – через партнёров. Они не люди, а марионетки, неспособные жить самостоятельно. Спектакль сопровождают зачитанные вслух истории реальных жертв похищений, от которых мурашки бегут по коже.

«В кафе за разговором время пролетело незаметно, настал вечер. За ними приехало такси, и они предложили подбросить меня до дома. Но когда мы поехали, я поняла, что машина едет в обратном направлении. Я спросила «Почему мы едем не туда?», на что Чингиз сказал: «Ты мне понравилась, я тебя ворую».
«Мы остались там до утра. Забились в какой-то угол, как котята, заплаканные, вся косметика стёрлась. Мои родители приехали только к обеду следующего дня. Когда они зашли в дом, сказали, что все в нашем селе знают о моём похищении. И если бы я вернулась домой, то это был бы позор для всей моей семьи».
«Я кричала и била посуду. Прятала платок, чтобы никто его на меня не надел. В какой-то момент забежали женщины, началось шашу, на меня накинули платок и стали поздравлять, что я стала снохой. А я не могла сообразить, кто жених».
«Родители привезли меня домой. Я помылась и спала двое суток. У меня просто не было сил».
«У нас же так принято: если голову покрыли, уходить нельзя, а то будешь несчастна. Я покорилась. Провели беташар, но я не могла свыкнуться с этой мыслью, постоянно плакала».
«Моё похищение было обоюдным решением. На тот момент мы с Мади встречались уже год. Мне было 19, к тому же я была в положении. Мне было стыдно перед родителями, не хотелось их обременять. Они тогда уехали в другой город в гости. Я просто вышла в магазин, села в машину и уехала».
Трагедия на сцене в какой-то момент превращается в ритуальную пляску. На пение Умы Сумак накладывается народная казахская музыка. Эти музыкальные вариации будто подчёркивают, насколько это противоестественно и что подобное может произойти где угодно. Ведь обычай похищения невесты распространён не только в нашей стране. Он популярен во всей Средней Азии, в странах Кавказа и Закавказья, а также в некоторых африканских странах (например, ЮАР, Эфиопии и Судане).

Чёткой статистики нет, но приблизительные цифры говорят, что каждый год в Казахстане крадут 200 невест. Теоретически похитителя можно привлечь к ответственности по 125 статье УК РК (похищение человека, срок лишения свободы – 4–7 лет). Но не так просто доказать, что невеста была против похищения. А не пойман – не вор. 

Безнаказанность, беспомощность, бессилие – это то, о чём говорит Qyz quu
Это не спектакль для развлечения, а мощная рефлексия, построенная на образах. В середине постановки актёры по буквам выкрикивают слово «свадьба». А в самом конце девушки разрывают порочный круг, также по буквам произнося «я свободна». И хотя фонетический состав в обоих словах почти одинаковый, эта перемена вызывает шквал эмоций и завершает спектакль мощным аккордом. И заставляет задуматься, что же не так с нашим обществом, раз мы всё ещё не можем преодолеть варварские традиции. 

Фотографии предоставлены автором материала
M

Читать также: