Скрипачка Гэлинн Ли – о разнообразии человеческого опыта, торжестве любви к музыке и свободе быть собой
10 июля 2020
Интервью с Гэлинн было важным для меня. Во-первых, потому что я тоже люблю музыку. Но я, в отличие от Гэлинн, не нашла способа постоянно её практиковать. А во-вторых, мой отец имеет ограниченность в движениях, и поэтому проблемы, о которых говорит Гэлинн, знакомы и близки моей семье. Это проблемы с самореализацией, важность поддержки людей вокруг, необходимость чувствовать себя ценным, невзирая на физическое несовершенство.
Девиз Manshuq Media: «Сила внутри тебя». Гэлинн, в вас чувствуется эта внутренняя сила. Откуда вы её черпаете?
Я – духовный человек, и это тоже источник силы для меня. Духовность помогает мне в работе над социальными изменениями. Осознание, что плоды моего труда могут иметь воздействие на будущие поколения, вдохновляет меня. Это даёт мне силы продолжать работать в направлении прав людей с особенностями развития.
Первое слово, которое приходит мне в голову, когда я вижу вас и слушаю вашу музыку, – это «настоящая». Как оставаться верной себе, быть смелой в своём проявлении?
Возможно, это было взращено моими родителями, а может быть, это саморефлексия, но я осознала, что это в нашей власти – принимать либо не принимать те стандарты красоты и сексуальности, которые навязывает нам общество. Пока я знаю, что я делаю всё возможное, чтобы быть хорошим человеком, и я никому не причиняю вреда, мне не нужно следовать ожиданиям социума.
Это относится ко всем – люди могут подумать, что людям с особенностями развития не нужно заботиться о следовании стандартам, но на самом деле каждый свободен в этом выборе. Знать, что у вас есть ценность, даже если вы не выглядите или не поступаете определённым образом. Это осознание помогло мне увидеть мою жизнь через призму свободы выбора. Быть настоящим – это искреннее желание быть самим собой. Принимать как хорошие, так и слабые свои стороны.
Гэлинн, вы отмеченный наградами музыкант, вы занимались этим с детства. Что для вас музыка?
Вы учились в Университете Миннесоты и получили степень по политологии. Как вы сделали выбор следовать музыке, а не следовать той профессии, которую изучали в университете?
Музыка изначально была для меня хобби, она доставляет мне радость. Я играла всегда, и после колледжа я начала играть в группах в моём городке. Сначала я делала это только по вечерам, а днём у меня была постоянная работа. В конце концов я поняла, что хочу сделать музыку своей профессией. Я стала преподавать игру на скрипке для детей и взрослых в течение дня. Когда выиграла конкурс NPR Tiny Desk Contest в 2016 году, я получила общенациональное признание, которого у меня до этого не было. Я подумала, что если хочу поехать на гастроли, то самое время это сделать.
Изначально я не планировала заниматься музыкой профессионально, но двери продолжали открываться. Но я использую свой политологический опыт, так как выступаю за права людей с особенностями развития. Политология и музыка – две мои страсти, и я рада, что мне удалось их объединить.
Вы пропагандируете обретение внутренней свободы. Что для вас внутренняя свобода и как вы её достигаете?
Люди полагают, что если человек не может говорить или у него есть особенности в развитии, то у него не может быть богатого внутреннего мира, но это совсем не так. У неё такие же глубокие эмоции, как и у меня, даже если она не может рассказать о них. В нашем обществе мы привыкли игнорировать чувства таких людей, и мне кажется это настоящей трагедией.
Я выступаю для людей с особенностями развития как можно чаще. И я вижу, что у них такая же реакция на мою музыку, как и у всей другой аудитории. Люди ощущают красоту одинаково, какими бы они ни были. И для меня это ещё один показатель, что мы все равны.
Я слышала ту прекрасную историю, о которой вы рассказывали: о том, что когда ваш дедушка уходил из жизни, он пел Amazing grace под ваш аккомпанемент. Нет сомнений, что музыка оказывает на людей огромное влияние. Как бы вы хотели повлиять на людей вашей музыкой?
Я надеюсь добиться более прямого результата в моей защите прав людей с особенностями развития. Мне бы хотелось, чтобы искусство стало более разнообразным и доступным для них. Это то, над чем я усердно работаю.
Каковы, с вашей точки зрения, основные проблемы с инклюзивностью в музыке?
Ещё я хотела бы сделать свои концерты доступными для слабослышащих и глухих людей. Многие слабослышащие и глухие люди любят концерты живой музыки. Но обычно на них нет сурдопереводчика. Небольшому артисту, как я, довольно дорого иметь сурдопереводчика на каждом шоу, но я над этим работаю.
Если говорить о более глобальных проблемах, то трудно стать музыкантом, если тебя никто не научит. Мне очень повезло, что у меня был учитель и он был готов адаптировать инструмент под меня. Но есть те, чьи учителя не предлагали этого, и они не смогли научиться играть на инструменте. Я думаю, что нам нужно обрести желание учить детей с особенностями развития и адаптировать технику. Отпустить представление, что это должно выглядеть определённым образом или что техника должна быть одинаковой для всех. Потому что это оставляет часть людей за бортом. Например, я играю не так, как это принято в классической технике скрипки. Это выглядит по-другому, но звучит так, как должно звучать.
Последнее, что я хотела бы упомянуть о проблемах инклюзивности, – это то, как пресса говорит о людях с особенностями развития. Истории, как правило, только об их особенностях, а не об их музыке.
Считаете ли вы, что есть улучшения в инклюзивности на протяжении вашей жизни и карьеры?
В США проблемы с инклюзивностью были вплоть до 90-х годов. Требуется только одно очень приверженное поколение, чтобы изменить вещи. Поколение 70-х начало борьбу за свои гражданские права. Они сами были людьми с особенностями развития, поэтому они защищали свои права.
Гэлинн, в одном из интервью вы упомянули, что основные проблемы инклюзивности сейчас связаны с предоставлением рабочих мест. Каковы, на ваш взгляд, первые и эффективные шаги, которые мы, как общество, можем предпринять, чтобы начать процесс инклюзивности в сфере занятости?
В США люди с особенностями развития имеют покупательную способность, поскольку они имеют определённую поддержку со стороны государства. А это 20% населения. Они должны быть включены в рынок, они должны иметь возможность зарабатывать деньги, платить налоги, вносить вклад в общество. Мы все только выиграем от этого.
Для многих людей с особенностями развития билетом в трудоустройство является самозанятость, поэтому мы должны помогать им в этом тоже. В США, по статистике, такие люди в два раза чаще остальных являются самозанятыми. Я не думаю, что свой бизнес – это единственный путь. Мы должны всё же интегрироваться и быть более инклюзивными.
Какой совет вы бы дали людям с особенностями развития?
Вовлекайтесь в мирную защиту ваших прав и требование изменений в вашем городе, в вашей стране. Смотрите на это с точки зрения долгосрочной борьбы за права людей с особенностями развития, а не вашей индивидуальной цели исправить всё и сразу.
Каково ваше конечное видение для людей с особенностями развития в обществе?
Моя мечта в том, что людям не нужно будет больше отстаивать свою ценность. Я верю, что мы можем жить в мире, где людей ценят за то, кто они есть. Как людей с особенностями развития, так и женщин, и представителей меньшинств.
Я искренне верю, что все люди имеют ценность и что особенность развития – это просто ещё одно проявление человеческой природы. Я не могла бы создавать свою музыку так, как я её создаю, если бы не моя особенность. Поэтому я благодарна ей за это, она окрашивает моё восприятие.