ЖИЗНЬ

Гуляим Айылчы: «В Кыргызстане остро стоит вопрос насилия в отношении женщин»

Спецпроект «Женщины Центральной Азии»
В марте мы писали о том, что казахстанские власти не позволили казахстанским феминисткам провести марш 8 марта. А в соседнем Кыргызстане мирные марши в этот день проводят уже четыре года подряд. Именно поэтому, когда мы готовились к #экспедицииManshuq в Бишкек, с одной из первых мы хотели поговорить с кураторкой «Бишкекских феминистских инициатив» Гуляим Айылчы про организацию ежегодного мирного марша 8 марта, о положении женщины в стране и про феминизм в Кыргызстане.
Manshuq

23 августа 2019

О мирных маршах


Мирные марши 8 марта мы проводим ежегодно. В этом году был уже четвёртый подряд марш, и он был самым масштабным. По подсчётам журналистов, пришло 400 участниц и участников, плюс было около 250 представителей милиции.


Цель у каждого марша одна – политизировать день 8 Марта для того, чтобы в этот день говорить о женских правах, поднимать вопросы, которые волнуют женщин, обращать внимание на их нужды. И мы к этой цели идём, напоминаем людям, что изначально это был день о правах женщин. В этом году марш назвали Прайдом – переиначили весь смысл.


Возможно, это было сделано намеренно – для того, чтобы дискредитировать мирные собрания в целом. При этом представители ЛГБТ-сообщества и организаций присоединяются к маршу не в первый раз. Просто в этом году этот вопрос сильно раскачали СМИ, а остальные эту реакцию подхватили: это же привычное дело – ругать всё, что связано с ЛГБТ.

Кыргызстан, насилие, отношения, женщины, митинги
Гуляим Айылчы: «В Кыргызстане остро стоит вопрос насилия в отношении женщин»
Марш организуют организации, работающие в сфере прав женщин, под кураторством общественного фонда «Бишкекские феминистские инициативы». В этом году в организации марша принимали участие более десяти организаций.

  

Подготовительная работа полностью на волонтёрских началах заняла около трёх месяцев. Самый большой плакат на этом марше был с Курманжан Даткой. На нём было написано: «Я сделала свой выбор». Мы хотели показать, что Курманжан Датка не согласилась с тем, что её насильно выдали замуж. Она ушла от мужа, что в то время было неслыханной дерзостью, и впоследствии стала даткой.

Справка


Курманжан Датка – кыргызская государственная и военная деятельница, предводительница и правительница алайских киргизов с 1832 по 1876 годы. На сегодня она принадлежит к немногочисленной категории женщин, которые когда-либо вставали во главе мусульманского государства.

Сегодня в Кыргызстане девушки, если их похитили для вступления в брак, не могут уйти из-за давления общества и семьи, и не уходят. Мы хотели показать другие примеры.


 

Из-за этого плаката было очень много критики в наш адрес. Представители правоохранительных органов предъявляли нам, что мы не можем использовать её образ: «Как вы можете? Она же наша мать!» Как будто у них есть эксклюзивное право звать её матерью, а у других такого права нет.


О феминизме в Кыргызстане


В Бишкеке есть одна феминистская организация – наша. Но в то же время есть немало других женских, молодёжных, ЛГБТ-организаций и сообществ, которые не называются феминистскими, но несут фемповестку. После марша в этом году организации, принимавшие активное участие в подготовке, основали движение 8/365 для того, чтобы совместно продвигать феминистские ценности в Кыргызстане.


Наверное, как и на всём постсоветском пространстве, феминизм у нас не поддерживается, чаще его ругают. Но, несмотря на это, в Кыргызстане появляются всё больше активисток, поддерживающих движение, блогеры пишут и говорят о феминизме, правах женщин, медиа уделяют теме прав женщин больше внимания. Мы не можем говорить о ситуации по всей стране, но, мониторя соцсети, читая комментарии, отслеживая реакцию на наши мероприятия, мы видим, что положительный сдвиг есть.


Я уверена, что чем больше говорят и пишут об этих важных вопросах – к примеру, в Кыргызстане очень остро стоит вопрос насилия в отношении женщин – тем больше пользы. Возможно, эффект виден не сразу, но он есть.

Идеи феминизма сложно принимаются не только мужчинами. И если с ними всё понятно – с чего вдруг мужчины захотят лишиться всех привилегий, которые у них сейчас есть? То непринятие феминизма, нежелание ассоциироваться с феминистками среди женщин – это вопрос. Это один из способов выжить в патриархальном обществе, соответствовать его правилам.

Справка

  

Поп-феминизм – направление феминизма, которое транслирует, внедряет феминистские идеи через поп-культуру. Основные вопросы этого течения – борьба с насилием в отношении женщин, борьба за право на равный доступ к профессии, равенство в сфере оплаты труда мужчин и женщин и другие. Яркие представительницы поп-феминизма – Бейонсе, Эмма Уотсон, Дженнифер Лоуренс.

Можно по-разному продвигать права женщин. Кто-то разрабатывает антидискриминационные законопроекты, кто-то организует группы роста самосознания, кто-то рисует или пишет. В нашем регионе женщины тоже находят свои способы говорить о феминизме, продвигать его идеи. Например, есть активистки, которые продвигают идеи прав женщин через национальные традиции. Они разбираются в традициях, хорошо говорят по-кыргызски, могут на понятном большему количеству людей языке донести идеи феминизма. Среди мусульманок есть эмансипированные, образованные женщины, которые с точки зрения религии объясняют в своих сообществах идеи прав женщин. Нам говорили, что, организуя и выходя на марши, мы ничего не добиваемся, а только провоцируем патриархально настроенную общественность против себя. На самом деле у марша важная задача – поднимать вопросы прав женщин, говорить об этом и искать пути решения. У всех свои подходы и пути, как этого добиться. Главное – мы все идём в одном направлении.

  

Также важно то, что в нашем обществе есть мужчины-профеминисты, которые понимают и поддерживают усилия по обеспечению равенства между мужчинами и женщинами. Если посмотреть по фотографиям, в этом году на марше мужчин было процентов 30–40.

Главное – мы все идём в одном направлении
О насилии в отношении женщин

  

В этом году на марше было много плакатов про насилие. За год было какое-то немыслимое количество сообщений о насилии в отношении женщин и детей. Официальная статистика ничего не говорит о масштабах проблемы, мы не можем с уверенностью сказать, сколько женщин на самом деле подвергаются насилию со стороны домашних, так как они по разным причинам не заявляют об этом.


Также центральной проблемой были похищения женщин. Проблема, которая в прошлом году всколыхнула общественность из-за убийства Бурулай – которую дважды похитил мужчина и во второй раз убил её в здании милиции, потому что после первого раза его никто не привлёк к ответственности. У нас практически нет случаев, когда после похищения женщины с целью вступления в брак мужчину привлекли бы к ответственности.

О трудностях и извлечённых уроках

  

В этом году СМИ оказались не готовы корректно освещать мероприятия и нашу деятельность. Некоторые публикации были недостоверны или вовсе опасны для участниц и участников марша. Мы запланировали предварительную работу с журналистами, чтобы материалы о марше и нашей деятельности соответствовали действительности.

Нам на марше помогали волонтёры, которые сделали очень много работы. Несмотря на весь шум вокруг, на то, что кого-то, может, поругали дома, они остались привержены идее марша, так как видели работу изнутри, какими ценностями и целями мы руководствуемся. Молодые ребята смеялись и шутили над тем, что немало выслушали от своих родителей. Получить положительный фидбэк от этих молодых людей, которые впервые вовлекались в наш активизм, было очень важно для нас.

  

В общем, нас ругают, но у нас уже выработался иммунитет.

Нас ругают, но у нас уже выработался иммунитет
Фотографии Anna-Tia Buss
M

Читать также: