ЖИЗНЬ

Что смотреть: моноспектакль «Одного кто знает?» в Костанае

Актриса Костанайского областного русского драмтеатра Юлия Кудряшова рассказала Manshuq о моноспектакле «Одного кто знает?», своей героине и осмыслении масштабов трагедии Второй мировой войны.
Мария Шило

25 апреля 2022

 «Одного кто знает?» – моноспектакль Костанайского областного русского драмтеатра, который занял второе место на международном конкурсе, ярко впечатлил жюри и публику на международных фестивалях. Лаконичная и образная история, показывающая важное через личное. Квинтэссенция женского творчества – поставлен по мотивам пьесы Бригитты Швайгер известным казахстанским режиссёром Диной Жумабаевой, талантливо отыгран актрисой Юлией Кудряшовой, которая вносила свою лепту и в формирование контента спектакля. Автор фото, иллюстрирующего эту статью, тоже женщина. Фотограф Лейла Заикина пришла на спектакль как зритель. Влюбилась в него, приходила повторно. И умудрилась незаметно, не отвлекая актрису (моноспектакль дают в малом зале, на сцене только одна героиня), сделать отличные снимки. Поделилась ими уже после с Юлией, которая была впечатлена и удивлена.

Легко понять, почему Лейла несколько раз приходила смотреть спектакль. Так делают многие. Потому что в нём есть всё, что нужно театралу – эмоциональные прострелы до слёз во время действа, ощущение катарсиса после. И осмысление масштабов трагедии. Мы поговорили с Юлией, чтобы узнать о спектакле «изнутри».

Юлия, о чём этот спектакль?

«Одного кто знает?» – это взгляд на войну с другой стороны. Германия, Вторая мировая война. Главная героиня, молодая недалёкая мещанка, мечтала стать начальницей, а оказалась заключённой в Освенциме. Искренняя и восторженная её преданность идее нацизма не защитила от освидетельствования, показавшего, что она наполовину еврейка. И от ликующих маршей она пришла к ужасам концлагеря. В этом кратком изложении нет спойлеров. Спектакль нужно смотреть не ради сюжета, он насыщен аллюзиями и метафоричными образами. Дверь, которую в процессе рисует моя героиня. Груда обуви. Музыка. Свет. Эмоции. Документальные данные – легкомысленная болтовня моей героини о делах полусвета и собственном детстве, ликующее повествование о маршах – усугубляют и подчёркивают тяжесть слов о миллионах, погибших в лагерях.

В пьесе Бригитты Швайгер всё немного иначе – счастливый финал, цифр этих тоже нет. Ваш вклад?

Для нас с Диной это был первый опыт моноспектакля. Она хотела поставить его именно со мной. Предложила попробовать. Я предложила идею – всегда было интересно взглянуть на обратную сторону медали, посмотреть со стороны нацизма, попытаться понять: чем же оправдывали исполнители зверства, которые творили? Дина нашла пьесу, по мотивам которой написала сценарий. Режиссёрские находки, музыка – тоже её. А я внесла данные о погибших, которые сама же искала. Не хотелось, чтобы история была лёгкой, нужен был контраст. Потому что основное послание спектакля – нельзя допустить, чтобы всё это повторилось.

Сложно играть героиню «с той стороны»? Ведь это не банальная история, её одновременно жаль как жертву системы и сироту, воспитанную жестокой мачехой, с другой стороны, она не вызывает особой симпатии – не слишком далёкая, не умеющая сострадать другим…

Вдвойне сложно. Моноспектакль держится только на одном актёре: не уйти в сторону, не спрятаться за декорациями. А здесь ещё и психологический надрыв. Я была вынуждена оправдывать свою героиню, но сначала была не согласна с ней, мне не было её жаль.

Не было? А сейчас?

Я поняла, почему она это всё делала. Она у меня не вызывает негатива. Я люблю её честность, её верность, непоколебимость. Это не значит, что я одобряю нацистов, просто как личность эта женщина заслуживает уважения. Очень мало таких людей, как она, которые до конца верны себе. Её беда в том, что она поверила не тому человеку.

Что же привело к тому, что ваше отношение к героине изменилось?

Наверное, совокупность факторов. Во-первых, каждый раз я для себя открываю что-то новое в спектакле, нахожу ответы на собственные же вопросы к моей героине – а сначала их было очень много. Сейчас, как актриса, я для себя на многие вопросы ответила. Ну и ещё зритель меня к этому подтолкнул. После каждого спектакля ко мне подходят, благодарят. И я вижу, что вызываю сочувствие – моя героиня вызывает сочувствие. Мне будто говорят: «Пожалей её, она не вызывает неприятия, она вызывает сочувствие». Такой обмен энергетикой. Изначально я показала зрителю, что героиня достойна сочувствия, а теперь зритель сам меня в этом убедил. 

А как вы воспринимаете спектакль в свете нынешних событий? Как вы говорили, основной посыл – нельзя, чтобы подобное повторялось. Но то, что происходит сейчас…

Задумалась. Пожалуй, я не могу сказать, что он перекликается с настоящими событиями. Нет, это другое. В этом спектакле основная тема – фанатизм, верность своим убеждениям, пусть даже неправильным. А сейчас я не вижу этих параллелей, которые в спектакле. Сейчас всё иначе. Если тогда у народа было два варианта – одни служили фюреру, другие свято верили своей земле, своей родине, бились за неё. Сейчас таких конкретных рамок, разграничений и оправданий нет. Невозможно найти ответ на вопрос «Почему происходит то, что происходит сейчас?», и от этого страшно. Поэтому нет, нельзя проводить между спектаклем и настоящим аналогию. Несмотря на то что тема у «Одного кто знает?» тяжёлая и страшная, он честнее, чем нынешняя ситуация. Потому что в моём спектакле есть ответы на вопросы.
Фотографии: Лейла Заикина
M

Читать также: