Собственное мнение
и где его найти
ЖИЗНЬ
Вам нравится голос Монеточки? А внешность Гречки? А романы Сесилии Ахерн? Мы вслед за любимым автором Настей Щуровой задумались – что мы любим сами? За что любят нас? И где начинается наше собственное мнение?..
На прошлой неделе Земфира написала в фейсбуке про певицу Гречку и певицу Монеточку. Не рассказ, не песню и не стихи, а просто два предложения, суть которых в том, что Гречка – некрасивая, а у Монеточки – голос противный. Казалось бы, ничего особенного: в интернете все всегда друг друга обзывают. Но слова Земфиры произвели переполох, люди даже флешмоб целый запустили «Выскажу мнение». А я села и начала переслушивать песни Монеточки. До этого момента Монеточка мне нравилась, и я даже не задумывалась о том, что голос у неё противный и вообще что-то в ней не так. Но после того как Земфира сказала об этом, а за ней ещё миллион человек подтвердили это в комментариях, с каждым прослушиванием её голос казался мне всё противнее. И я до сих пор не могу перестать об этом думать.
Я вообще ужасно зависима от чужого мнения. Когда я переехала в Тарту, самый часто задаваемый вопрос, который я слышала от новых знакомых, это «Почему ты обычно ходишь в кино одна?» Дело не в том, что я не люблю людей (хотя и в этом тоже). И не в том, что я, как Ларс фон Триер в своей короткометражке, готова избить каждого маленьким молоточком за болтовню в кинотеатрах (хотя и это тоже, да). Главная причина в том, что я очень сильно поддаюсь чужому влиянию. Особенно, если это моя семья и мои друзья.
Я вообще ужасно зависима от чужого мнения. Когда я переехала в Тарту, самый часто задаваемый вопрос, который я слышала от новых знакомых, это «Почему ты обычно ходишь в кино одна?» Дело не в том, что я не люблю людей (хотя и в этом тоже). И не в том, что я, как Ларс фон Триер в своей короткометражке, готова избить каждого маленьким молоточком за болтовню в кинотеатрах (хотя и это тоже, да). Главная причина в том, что я очень сильно поддаюсь чужому влиянию. Особенно, если это моя семья и мои друзья.

Например, идём мы с мамой в кино. Это бывает редко, но бывает. О фильме мы ничего не знаем, только афишу видели и помним, что Антон Долин этот фильм на «Вечернем Урганте» хвалил, но ему не всегда верить можно. Мы заходим в зал, фильм начинается и он мне даже нравится. Ну, или мне кажется, что он мне нравится. «Отличный фильм намечается!» – думаю я. Но тут я случайно поворачиваю голову и вижу мамино лицо. Оно недовольное. «А может, и не отличный, – думаю я, – надо ещё подождать». Тут мама грустно вздыхает и смотрит на часы. «Ничего такой фильм, но могло быть и лучше. Обычный фильм», – думаю я. Мама засыпает. «Ужасный фильм. Да как его вообще в прокат взяли?» Фильм заканчивается. Мама выходит из зала и говорит: «Да, и снимают же ещё такое. А могли вместо этого ужаса в «Магнум» сходить». Всё, это провал. Антон Долин отказывается от своих слов и переписывает рецензию на «Медузе», у фильма отбирают все «Оскары» и отдают их «Лунному свету», режиссёр заканчивает кинокарьеру и уходит в сапожники. И мне фильм тоже не понравился. Или понравился? Я никогда об этом не узнаю.
Я вообще ужасно зависима от чужого мнения
Мне страшно читать рецензии, обзоры и отзывы до того, как я сама прочитаю книгу, схожу на фильм, выставку или спектакль. Мне кажется, что в этот момент у меня в голове навсегда засядет мнение того человека. И если ему понравилось, то обязательно понравится и мне. И наоборот. И это касается не только искусства. Идёшь, например, с друзьями в магазин. Вы выбираете себе одежду, и вдруг ты видишь идеальное платье. Хватаешь его и несёшь показывать подруге. А подруга смотрит на него и ничего не говорит. Но ты знаешь этот взгляд. Точно так же она смотрела на твоего бывшего. Смесь недоумения, жалости и лёгкого отвращения. Ты понимаешь, что это не платье, а катастрофа. И покупать его не нужно. Да и голос мамы в твоей голове в этот момент тоже подтверждает: «Дешманское платье. Молодец, что не взяла. Вон лучше кеды купи, а то ходишь, как бомж, в рваных».
Сесилии Ахерн до Достоевского очень далеко, но иногда она – то, что нужно
И ты покупаешь кеды. А почему бы в этот момент не начать спорить? Да, это розовое бархатное платье с кружевом, пайетками и бахромой. Да, оно уродливое. Но мне же нравится. И я знаю, что «До встречи с тобой» – это не Феллини, не Бергман и даже не Тарантино. Но мне же нравится. А Сесилии Ахерн до Достоевского очень далеко, но иногда она – то, что нужно. А не Достоевский, нет. И поэтому Сесилия Ахерн мне очень нравится. И Белка на «Атакенте» тоже. И голос Монеточки. И об этом нужно говорить. Ведь если слишком долго молчать и со всем соглашаться, можно не заметить, как окажешься в месте, которое тебе не нравится, с человеком, которого ты не любишь, занимаясь делом, которое ты ненавидишь. А начинается всё обычно с фильмов и кед.

Нас любят не за то, что мы любим Толстого. Да и странно за такое любить.
Иллюстрации Романа Захарова
M
Показать ещё