ЖИЗНЬ

«С ответственностью я обрела больше уверенности»: композитор и продюсер Беназир Алимходжаева – о пьесе QANTAR

13 октября пройдёт презентация-концерт экспериментальной мастерской под

руководством Далера Назарова в рамках музыкальной резиденции Batyr Lab.

Автор Manshuq Ася Акимжанова поговорила с резиденткой Batyr Lab,

композитором и продюсером Беназир Алимходжаевой о её пьесе QANTAR,

написанной по следам январских событий.

Ася Акимжанова

12 октября 2022

Как композитору, мне важно делать живую музыку – конечно, я использую различные приёмы саунд-дизайна, обращаюсь к электронной музыке, но основа всегда построена на живых людях. Так, в записи QANTAR приняли участие больше 20 музыкантов – это алматинцы, которые были в городе во время тех самых событий. Мы хотели максимально искренне передать наши чувства и переживания, поэтому записывали партию по принципу one-take, или «золотого дубля».


До Batyr Lab у меня не было таких масштабных задумок, но когда пришло время подавать заявку, я долго не думала – тема пришла сама по себе. После январских событий меня не покидают вопросы. И я решила, что это важно – зафиксировать эту народную озадаченность произошедшим, зафиксировать в виде музыкального произведения. Есть планы в будущем поставить полноценную пьесу в виде спектакля. Я думаю, что этот проект ещё долгое время будет актуальным.


Процесс был собирательным и долгим. Над произведением я работала всё лето – в записи принимали участие много разных музыкантов и некоторые были заняты в других проектах. Для меня самой этот проект оказался переломным. У меня изменилось мировоззрение – с возложенной ответственностью я обрела больше уверенность. Так получилось, что с середины июля у меня не было помещения. Мы работали на нескольких студиях, но всё-таки благодаря друзьям и коллегам смогли записать пьесу. Я буквально перевозила кучу дорожек и хард со студии на студию, и в те моменты не могла перестать думать о том, что же это такое и почему всё это происходит со мной сейчас. Уже после я поняла, что всё должно было произойти именно так, потому что это был непростой проект. У него мощный эмоциональный посыл, и это требовалось, чтобы и я прожила определённые метаморфозы. Думаю, мы отлично справились. Да и не было другого варианта – когда ты ставишь цель, несмотря ни на какие трудности, в конце пути всегда что-то тебя ждёт.

В памяти крепко осели слова Далера Назарова: «Чтобы всё получилось само собой, необходимо получать удовольствие от того, чем ты занимаешься». Творческие люди зачастую испытывают внутреннее напряжение, переживают страхи и сомнения, но я заметила за собой, что как только научилась расслабляться и отпускать, у меня действительно отпали многие сложности – они просто стали обыденной частью процесса.


Текст пьесы пришёл ко мне до музыки, и, пожалуй, в нём я обращалась к себе самой. «Ешкім сені іздемейді» – это о том, что мы находимся за пеленой и неизвестностью и хочется разобраться в себе.

Если каждый из нас будет обращаться вглубь себя, мы сможем получить ответы, потому что их нет вовне – всё внутри
Я называю QANTAR музыкальной хронологией январских событий. Произведение состоит из нескольких частей. Оно разнохарактерное и контрастное, сочетает в себе разные жанры. Мне важно отметить, что QANTAR – не только моя интерпретация. Это собирательная народная эмоция. Конечно, я написала пьесу и она не может не содержать моих чувств. Но мне не хотелось их конкретизировать. Это что-то вроде эмоционального переполоха, который не мог нас обойти стороной в ситуации, когда вокруг сюрреализм. Я переживала смешанные чувства – от шока до истерики, от боли и печали до тугой скованности. Мы все переживали что-то неоднозначное и переживаем до сих пор. Всё это ещё долго останется неразрешённым вопросом и открытой раной. И я готова к тому, что сейчас в эту рану может попасть больше соли – могут возникнуть вопросы к музыкальной составляющей произведения. В нём нет конкретики, оно полно абстрактных приёмов, но, как я уже говорила, смесь переживаемых бурных эмоций не могла быть выражена иначе.

Я далёкий от политики человек. Можно сказать, я была аполитична ровно до того момента, когда повестка коснулась напрямую каждого. Просто не осталось варианта пройти мимо. Мой посыл по-прежнему не имеет конкретного обращения к кому-то или к чему-то, и QANTAR нельзя назвать политическим или гражданским высказыванием. Это коллективное выражение чувств народа. Мне было важно, чтобы оно могло дать голос каждому. Именно поэтому в пьесе задействован и детский хор, и музыканты разных возрастов.


Я понимаю, что произведение будут слушать разные люди и по-разному будут его интерпретировать. Это нормально – это художественное произведение. Но мне не хочется говорить обо всём подробно – чем больше информации о пьесе, тем сложнее будет слушателю прочувствовать её.


В некотором смысле один из посылов QANTAR – это то, что можно размышлять о том, что с нами произошло и к чему это может привести. Конечно, мировые события сегодня только больше вгоняют нас в вопросительную позицию – может, всё это и вовсе взаимосвязано? Но важно не это. Важно то, кому приходится расплачиваться за всё это. Важно то, что всё это – народная ноша. А народ пока боится выражать свои мысли. Может быть, это не ярко выраженные страхи, а, скорее, чувство бессилия – зачем говорить, если это бесполезно? Но нет – чем больше нас, выражающих свои чувства и свои мысли, тем больше у нас шансов на перемены. Нужно начинать с самовыражения через искусство, а после не бояться и прямых слов. Мне сейчас сложно и волнительно, но я не могу выразить свою позицию в словах, поэтому пишу музыку. Пусть за меня сейчас скажет она.

Фотограф: Сабина Амангельдина 
M

Читать также: