ЛАЙФСТАЙЛ

Мастер-класс с Аскаром Бумагой: как делать красивые снимки на смартфон

Известный казахстанский фотограф Аскар Бумага уверен: сегодня не нужно быть обладателем профессиональной фототехники, чтобы делать крутые кадры. Нужны смартфон, немного знаний и творческий подход. В новом материале – советы и секреты профессионала.
Яна Каримова

24 апреля 2020

Мобильная фотография сегодня – полноценный жанр, наравне c другими жанрами вроде портрета, fashion, репортажной съёмки. Например, в 2012 году фотография с IPhone 4S впервые появилась на обложке журнала Time. Казалось бы, как так: фото с телефона на обложке журнала?! А сегодня этим уже никого не удивишь.


Интересные фотографии на смартфон может делать любой человек. Другое дело, что он ищет. Можно просто бездумно снимать всё подряд, а можно искать что-то интересное в повседневном. Такое, что действительно волнует.

Мобильная фотография сегодня – полноценный жанр
Простой пример: человек поставил перед собой задачу снимать только геометрические фигуры. Как только он даёт себе такую установку, ему начинают открываться необычные виды, которые мы не замечаем в повседневной жизни. Он идёт по городу и видит: вот квадратный билборд, здесь – дверь интересной формы, там – круг, через который можно снять, как человек проходит мимо. Или, например, другая задача: я ищу сегодня только отражения и снимаю через них двойную реальность. И вот тогда ты находишь себя, понимаешь, что у тебя хорошо получается снимать, а что – нет. Так может родиться шедевр.

 «Связь+смартфон» в рассрочку от Kcell/activ

Что нужно для идеальной фотографии?

1
Самый простой и банальный совет: перед тем, как начать что-то снимать, проверьте, не грязный ли у вас объектив на камере смартфона. Очень часто бывает, что на нём отпечатки пальцев и пыль, и люди думают: почему это телефон как-то мутно снимает. Протрите объектив!
2
Свет – основное, что влияет на качество фотографий.
Фотография – это светопись, мы рисуем светом. Он может залить фотографию, а может акцентировано показать детали. Снимая предметы, делайте это ближе к окну. Чем дальше мы уходим от окна, тем свет менее контрастный, и картинка получается необъёмной. То же самое касается портретов. Например, когда мы снимаем селфи: в помещении свет отражается от стен, от лампы, начинает перемешиваться, на лицах появляются смешанные, нечистые цвета, которые потом усложняют обработку. Просто подойдите ближе к окну. Свет будет более чистым, более контрастным, и получится крутое селфи.
3
Для съёмок пейзажа могут понадобиться приспособления: селфи-палки, штативы. А чтобы избежать «шевелёнки», можно использовать кнопку с регулировкой звука на наушниках. Зафиксируйте камеру и, чтобы рука не тряслась во время нажатия кнопки, нажимайте её на наушниках. Тогда фотография получится ровная и несмазанная.
4
Великолепные фотографии получаются на телефоны последних моделей со встроенными широкоугольными объективами. У меня в данный момент новый Huawei Mate30 Pro. Но если такого смартфона под рукой нет, можно заказать специальные линзы, которые расширяют возможности телефона за совсем небольшие деньги.
5
Не стоит снимать против солнца – базовое правило, о котором часто забывают. Это правило можно нарушать, но делать это нужно умело. На мобильный телефон пока это критично. Лучше снимать по свету.

Фото 1:

Эта фотография из жанра Flat Lay – когда мы снимаем предметы сверху. Для этой фотографии нам требуется ровная поверхность, которую мы можем использовать в качестве фона, или специальный фотофон. Такие фотографии хороши тем, что подходят под любые темы постов. Я фотографирую прямо у окна – просто двигаю к окну свой стол или фотофон, на котором располагаются все предметы.


Для этой фотографии не нужно иметь профессиональную технику, главное – всё гармонично разложить. На первый взгляд кажется, что предметы разбросаны хаотично, но на самом деле здесь есть структура. Определите – что в кадре служит основой. На данном снимке – это детские руки. Все остальные предметы не должны быть больше основной части, иначе они будут «спорить» с главным объектом, и зрителю будет непонятно, о чём идёт речь. Поэтому все остальные предметы либо такого же размера, либо меньше. Также здесь всё сочетается по цветовой гамме, поэтому есть гармония.

Фото 2:

Это Южный Казахстан. Мы путешествовали на машине. Было очень пасмурно, но вдруг появился просвет в тучах, через которые пробиваются эти лучи. Я достал телефон и замер. Можно было сфотографировать просто, тогда эти лучи не были бы зафиксированы. Но я намеренно сфокусировался на этом луче. Всё остальное вокруг стало тёмным. А после – при обработке кадра, всё тёмное я сделал светлым, за счёт чего «вытащил» лучи. Вот тут главное – не пересветить, иначе не будет такого контраста, такого объёма.


Для обработки мобильной фотографии и подготовки к публикации в соцсетях я использую Lightroom, VSCO, Snapseed, Unfold, Canva, Facetune.

Фото 3:

Я очень люблю использовать для съёмок разные отражающие поверхности. На этом фото – это лужа в окрестностях Алматы выше БАО, мимо которой все проходили, не обращая на неё внимания. С помощью широкоугольного объектива маленькая лужа становится целым озером. Секрет в том, чтобы как можно ниже опустить камеру – в данном случае мои руки зависли прямо над водой. Или можно сделать интересный кадр сквозь траву. Мы не ходим так низко, поэтому человек обычно не видит этот ракурс. Эффект такой, как будто я муравей, наблюдающий за людьми.


По времени суток фото снято примерно в 5-6 часов вечера. А вообще моё самое любимое время для съёмки – это рассвет и закат. Когда солнце находится в зените, прямо над головой, всё вокруг нас становится плоским. А когда солнце только поднимается или садится, все объекты на земле приобретают объём, и это даёт дополнительную глубину в кадре. Во время заката можно снять силуэты, поиграть с лучами. Кстати, после заката тоже интересное время, которое можно использовать. Например, поснимать с гирляндами, или зажечь костёр, или взять бенгальские огни.

 «Связь+смартфон» в рассрочку от Kcell/activ

Фото 4:

Это снято в Грузии в Батуми. Мне очень понравилось, что окно имеет такое отражение. Плюс, если посмотреть на отражение корабля в воде, ощущение, что его написали акварелью. Получается интересный эффект из-за двух отражений. Здесь я намеренно приглушил цвета. Небо было более синим, более насыщенным. Фокус сделан на самом ярком объекте – на корабле, и понижена экспозиция, чтобы прорисовались самые светлые участки.

Фото 5:

Вот пример ночной съёмки. Фото сделано во время ночёвки в наших алматинских горах. Если в вашем смартфоне нет режима pro – когда можно регулировать каждую характеристику отдельно, то можно скачать приложение, которое позволяет открыть эти возможности. Есть приложения, например Lightroom, где встроены функции ручной настройки. Этот кадр был сделан на выдержке одна тридцатая, то есть тридцать секунд смартфон просто стоял и снимал. Я его зафиксировал на специальный штатив для телефона.

Фото 6:

Это Стамбул, Босфорский мост. Мне нравится, что величественный мост, неподвижный и массивный, как бы противопоставлен потоку машин. Шёл дождь, и на объектив смартфона попала капля, образовался такой ореол. Плюс блики фар отражаются на асфальте. Здесь был фокус на мост. Еще раз повторюсь: я стараюсь делать фокус на самом светлом или ярком участке и потом понижаю экспозицию.


Такая съёмка проводится на удлинённой выдержке. То есть те объекты, которые стоят неподвижно, при таком режиме будут чёткими, а двигающиеся объекты – размытыми. У многих телефонов сейчас есть режим профсъёмки и можно выставлять такие значения, как ISO, диафрагму. Но если человек не знаком с этими параметрами, есть специальные ночные режимы. Просто выставьте его, и, главное, чтобы камера была зафиксирована, иначе всё будет размытым.

Фото 7:

Это снято в фотостудии тоже на мобильный телефон. Такая игра с силуэтами, игра теней. Главное здесь – мы подсвечиваем фон и перед ним ставим предметы или моделей. Я опять же фокусировался на самом светлом участке и понижал экспозицию. Если нет профессионального света, можно подсветить обычным фонарём с большим лучом.

Фото 8:

Эта фотография была сделана в Каппадокии в Турции. Мы снимали love story и во время прогулки пришли на местный рынок ковров. Чтобы сделать фото, я залез повыше – был примерно в двух метрах над ребятами.


Одежда здесь однотонная и светлая, потому что фон пёстрый, а взгляд обычно падает на самый светлый, самый контрастный участок. Модели – в нижней части фотографии, потому что, во-первых, мне хотелось показать объём этой комнаты, а во-вторых, если бы модели лежали в середине или в верхней части – их фигуры были бы непропорциональными. При съёмке на широкоугольный объектив это нужно учитывать. А если бы я снимал на обычную камеру – не получилось бы захватить всё это пространство.

«Связь+смартфон» в рассрочку от Kcell/activ

Фото 9:

Очень интересные фотографии получаются, когда начинаешь замечать геометрические линии. Это Германия, Гамбург. Сначала я фотографировал своего друга, он был в чёрной куртке. А потом попросил встать на его место свою жену, у которой был жёлтый дождевик. Если бы здесь не было человека – фотография не была бы такой атмосферной. В соотношении с человеком мы видим масштаб.


Широкоугольный объектив даёт вот этот эффект зданий, склоняющихся друг к другу. В данном случае я стою внизу лестницы, а объектив сужает верхнюю часть.

Фото 10:

Ну, и напоследок. Эту фотографию я называю антитренд. Все фотографируются а-ля follow me, а я жене говорю: «Держи мою ногу!»


Как это снято? У меня на телефоне был широкоугольный режим плюс я накрутил на него сверху внешний широкоугольный объектив, за счёт чего эффект удвоился и появилось ощущение бочки, круга.


Главное, что я хочу сказать, – правил нет! Делайте то, что говорит ваша фантазия, и тогда будут получаться интересные кадры.

Подробная информация по условиям приобретения смартфонов доступна на сайте онлайн-магазина Kcell/activ

Иллюстрация Романа Захарова

Фотографии Аскара Бумаги

M

Читать также: