ЛАЙФСТАЙЛ

«Мама, я живая!»: как казахстанский фильм покорил Канны

Социальная драма «Мама, я живая!» удостоилась главного приза Каннского кинофестиваля в номинации стран Шёлкового пути. Это первый казахстанский фильм, представленный на Каннском фестивале за последние три года. Автор Manshuq Илона Соколова поговорила с режиссёром и одним из создателей картины Азизом Заировым, а также с молодыми актёрами, которые исполнили главные роли.
Илона Соколова

9 ноября 2022

Фильм «Мама, я живая!», который вы сняли вместе с Мухамедом Мамырбековым, высоко оценили на Каннском кинофестивале. Когда картина дойдёт до казахстанского зрителя?


Социальную драму «Мама, я живая!» мы сняли в прошлом году по заказу Министерства культуры и спорта и при содействии Государственного центра поддержки национального кино. Этот фильм – завершающий из трилогии «Безграничные возможности». На стадии проката, к сожалению, поддержка не оказывается, поэтому возникли проблемы с тем, чтобы показать фильм казахстанцам.

Мировая премьера состоялась 16 октября на Каннском фестивале, и теперь нам всё-таки очень хотелось бы показать фильм нашему зрителю. Пока прошли только закрытые показы в Алматы и Астане. После фестиваля в Каннах наша основная задача – организовать премьеры и показы в казахстанских городах. И такие культурные мероприятия нужны не только в Алматы и Астане – хотелось бы показать фильм в регионах. «Мама, я живая!» – картина об особенной материнской любви. Это посвящение всем матерям. Думаю, сейчас нам всем нужны такие напоминания о важном.


Что для вас значит Гран-при на Каннском фестивале?


В кино существуют департаменты: продюсерский, операторский, художественный, гримёрский – это огромная команда, где каждый вносит свой вклад, свой талант. И для меня Гран-при – показатель того, что каждый, кто работал в проекте, выполнил свою работу блестяще, на самом высоком уровне. Наша награда – это гордость, это возможность заявить о стране, о своём киноискусстве. О том, что в нашей стране могут делать кино и мы создаём фильмы, которые могут понравиться миру.

Как появилась идея фильма «Мама, я живая!»?


Идея сценария возникла очень давно. Ещё когда мы задумали сделать кинотрилогию, мы тогда уже знали, что третья часть будет посвящена мамам. Потому что груз ответственности и все тяготы ложатся на их плечи. Казалось бы, хрупкие, но они справляются со всеми проблемами. Мы хотели сделать посвящение всем мамам. Для меня лично это очень важно, потому что я никогда не видел свою маму. Я вырос в детдоме, но чувствовал, что она всегда со мной рядом – видит меня, может быть, слушает.

И, глядя на других мам, я всегда испытывал какое-то восхищение, гордость

Также мы рассказали про онкологические болезни, так как после того, как я стал волонтёром общественного фонда «Амила», который занимается помощью детям и взрослым с онкологическими заболеваниями, эта проблема стала для меня очень близкой. Я восхищался девочками, которые работают волонтёрами. В каком-то смысле они стали для меня примером. И мы решили в этом фильме осветить эту проблему.


В ваших предыдущих фильмах «Быть или не быть?» и «Девушка и море» главные роли сыграли актёры с ограниченными возможностями. Можете подробнее рассказать о связи кино и инклюзии?


Да, это ещё один ключевой момент в социальных фильмах – возможность говорить о важном. В двух предыдущих фильмах «Быть или не быть?» и «Девушка и море» снимались актёры с ограниченными возможностями, которые ведут активный образ жизни, занимаются общественной деятельностью, работают. И они стали примером для зрителей.


Исполнительница главной роли в фильме «Девушка и море» Динара Шарипова получила приз за лучшее исполнение женской роли на лондонском фестивале Remford film festival. После съёмок фильма она вышла замуж и родила сына. Исполнитель главной роли в фильме «Быть или не быть?» Тахир Умаров также признан лучшим Гамлетом на разных кинофестивалях и вместе с командой представлял фильм в США.

В ваших предыдущих фильмах «Быть или не быть?» и «Девушка и море» главные роли сыграли актёры с ограниченными возможностями. Можете подробнее рассказать о связи кино и инклюзии?


Да, это ещё один ключевой момент в социальных фильмах – возможность говорить о важном. В двух предыдущих фильмах «Быть или не быть?» и «Девушка и море» снимались актёры с ограниченными возможностями, которые ведут активный образ жизни, занимаются общественной деятельностью, работают. И они стали примером для зрителей.


Исполнительница главной роли в фильме «Девушка и море» Динара Шарипова получила приз за лучшее исполнение женской роли на лондонском фестивале Remford film festival. После съёмок фильма она вышла замуж и родила сына. Исполнитель главной роли в фильме «Быть или не быть?» Тахир Умаров также признан лучшим Гамлетом на разных кинофестивалях и вместе с командой представлял фильм в США.


Также в Алматы мы организовали показ картины «Девушка и море» с тифлокомментариями для незрячих людей. Они были так счастливы, что про них не забыли. Что они сидят вместе, смотрят фильм, чувствуют друг друга. У меня самого, если честно, были слёзы на глазах. Но я считаю, что это должно быть в порядке вещей. Мне даже не очень нравится, когда из нас делают героев, ведь это должны быть обыденные вещи.

Социальные фильмы учат нас не бояться своих чувств
Я сам вышел из детского дома, прошёл через недоверие, озлобленность и понимаю, как может быть непросто подросткам, молодым людям. Мне самому помогли фильмы, творчество, и теперь я тоже хочу помогать подросткам активно выражать свою позицию.

Если говорить не только о социальных драмах, каких фильмов, по вашему мнению, сейчас не хватает зрителю?


К сожалению, у наших зрителей сейчас не такой большой выбор. В основном кинотеатры остались только в ТРЦ и ассоциируются с попкорном и развлечением. Мне бы, например, хотелось, чтобы в будущем у моей дочки был выбор. Я не отрицаю важность кассовых фильмов и комедий, но нам нужно разное кино, чтобы учиться мыслить. Критически мыслить – очень важный навык, особенно когда мы находимся в потоке различной дезинформации и фейков.

Адель Махмутова

Адель Махмутова

исполнительница главной роли девочки-подростка в фильме «Мама, я живая!»
Адель, расскажи, как ты попала в этот проект?
Я гуляла на территории одного из жилых комплексов в Алматы и увидела, что там идут съёмки. Это был казахстанский фильм «18 килогерц» Фархата Шарипова, который рассказывает о жизни подростков 90-х годов и был признан лучшим на фестивале в Германии. Когда увидела съёмочный процесс, вспомнила, что в детстве тоже снималась, и вдруг ко мне подошла девушка, которая занимается кастингом. Она сняла меня на видео, разместила его в базу актёров, и где-то через месяц со мной связался Азиз Заиров. Он сказал, что видит героиню именно такой.
Изменили ли как-то тебя съёмки в этой непростой картине «Мама, я живая!»?
Участие в этом фильме дало мне не только развитие в актёрском плане, но и что-то новое в жизни. Роль девочки с таким диагнозом – довольно непростая, и самые сложные сцены мне поставили на первые дни. Было столько разных эмоций, но я училась с ними справляться. Мне очень помогла поддержка нашей команды.


Этот фильм вытащил меня из преддепрессивного состояния. Мы не только снимались, но и много общались на важные темы, и, как отметили старшие коллеги, этот фильм стал для нас художественной терапией. За период съёмок я повзрослела и начала узнавать себя. Я очень ценю Азиза Заирова и всю команду за советы не только как актрисе, но и как личности. Это те слова, которые будут сопровождать меня в жизни.

Ожидала ли ты, что фильм возьмёт Гран-при в Каннах?
Думаю, да, так как эта награда – огромная работа. И на этом Гран-при победы не закончатся, это только начало. Я очень рада, что побывала в Каннах и что мы были там вместе с мамой. Всегда мечтала показать маме мир. И я рада, что её усилия и вложения в маленькую меня оправдываются.

Асланби Медеу

Асланби Медеу

исполнитель главной роли в фильме «Мама, я живая!»
С какими сложностями ты столкнулся во время съёмок?
Конечно, было нелегко эмоционально. Я играю подростка из детского дома. И во время съёмок я работал волонтёром в детских домах, читал книги на эту тему, смотрел видео. Если честно, можно сказать, что в какой-то степени жизнь разделилась на «до» и «после» съёмок. Я столько узнал, переосмыслил. Очень запомнилась фраза Азиза: «Главное – не оборзеть и всегда оставаться человеком, при любых обстоятельствах».
Какие впечатления остались у тебя от поездки в Канны?
Честно, сначала я растерялся, но потом познакомился с группой местных людей, и они мне очень помогли. Я освоился и потом даже помогал нашей команде. Так получилось, что фильм в Каннах я видел первый раз, так как премьеры в Казахстане не было. На меня нахлынуло столько эмоций: хотелось и плакать, и смеяться. Думаю, этот фильм хорошо научил нас смотреть на чувства с разных сторон. После съёмок я решил получить специальность врача. Сейчас обучаюсь в Казахском национальном медицинском университете им. Асфендиярова. А насчёт дальнейших съёмок в фильмах – посмотрим, но от творчества я точно не закрываюсь.
Фотографии предоставлены режиссёром фильма
M

Читать также: