ЖИЗНЬ

Каково это – сниматься в кино с особенными детьми?

Второй год в Алматы идут съёмки детективного сериала «Особенный доктор» про детей с синдромом Дауна. Это полноценный игровой сериал, в котором ребята с особенностями развития играют наравне с известными актёрами. Инесса Цой-Шлапак записала впечатления актёров и режиссёра Софии Витвер о съёмках в этом удивительном проекте. 

Инесса Цой-Шлапак

1 ноября 2023

Мы уже рассказывали об этом сериале в рамках обзора инклюзивных проектов в Алматы. В 2022 году была снята первая серия, которая сейчас участвует в фестивальных конкурсах. В течение 2023 года шли съёмки оставшихся серий. Режиссёр и сценарист фильма София Витвер вместе с супругом Сергеем Перминовым работают над фильмом и воспитывают дочь Марту. Марта – одна из актрис сериала, ей 11 лет и у неё синдром Дауна. Марта – не единственная актриса с особенностями развития: София собрала на съёмках совершенно разных по темпераменту ребят с синдромом Дауна, чтобы показать, что они, как и любые другие дети, могут быть добрыми и хулиганистыми – и это нормально. В своём интервью София рассказала о том, почему для неё так важен этот проект.

София Витвер:


«Первое – это взаимодействие взрослых актёров с ребятами. Это невероятно трогательно. Очень, конечно, хочется, чтобы наш фильм имел успех, его везде показывали, но даже если этого не случится, то просто ради этого взаимодействия взрослых актёров с ребятами уже стоило всё затевать.


Приведу пару примеров с Азизом Бейшеналиевым. Когда он играл парную сцену с Анечкой, подростком с синдромом Дауна, он делал это с таким уважением: «Вот ты как партнёр мне сейчас очень помогла, ты сделала очень важную вещь». И он её вёл, с одной стороны, как учитель, а с другой стороны, на равных. Или, например, когда другой наш юный актёр Дамир должен был по сюжету спеть гимн Казахстана, и не смог этого сделать во время летних съёмок: просто испугался камер и большого количества людей. Я переписала сценарий и включила эту сцену в октябрьские съёмки. И чтобы сцена снова не сорвалась, нам помог Азиз: «Я встану напротив тебя. Ты будешь петь для меня». И когда понадобился второй дубль, он также смог его уговорить. И все эти моменты взаимодействия для меня совершенно волшебные и самые яркие впечатления от съёмок.

Второй важный момент – показать деткам с особенностями развития и их семьям, что всё возможно. Все ребята, которые снимались у нас в сериале, теперь хотят стать актёрами. И кто-то действительно сможет в будущем стать актёром или актрисой. Хотя дело даже не в этом, а в том, что у них появилась конкретная мечта и понимание профессии, какие-то определённые увлечения. И родители увидели, что это всё реально – их дети очень круто справляются и всё делают так, как надо. К концу съёмок ребята поняли весь процесс и действовали как профессиональные актёры – ходили по точкам, выполняли все указания и идеально и с огромной радостью работали».


По рассказам Софии, сложности в процессе съёмок возникали не только с детьми-актёрами, что было ожидаемо, так как все дети снимались в кино впервые. Некоторых взрослых и опытных актёров приходилось буквально убеждать поучаствовать в проекте. Мотивы для сомнений были разные. Например, у Ольги Ландиной – прошлый опыт взаимодействия с детками с особенностями развития.

София Витвер:


«Оля Ландина рассказывала мне, что в театре они играли для детей новогоднее представление. И вот они выходят к ёлке и видят, что перед ними много-много детей с разными особенностями развития, кто-то на колясках. И актёры понимают, что все шутки и интерактив, которые они заготовили, тут вряд ли пройдут. И они еле сдерживают слёзы, их никто не предупредил, что будут такие детки, а играть надо. И эта история на самом деле про то, что люди боятся столкновения с такими людьми, потому что им никто не объясняет, как можно взаимодействовать. Поэтому и возникают такие ситуации. И по-хорошему, каждый человек, не только актёр, должен быть готов к встрече с такими детьми и людьми – знать, что за диагноз, из-за чего, как общаться и так далее. Важно относиться к этому как к части жизни.


Из-за своего предыдущего опыта Оля очень сопротивлялась, говорила, что у неё включается эмпатия, когда она видит таких деток, ей больно и безумно жаль их. Рассказывала, как после того новогоднего представления она и другие актёры ревели в гримёрке. И для меня стало делом принципа доказать ей, что опыт общения с особенными детками может быть совершенно иным, чем был у Оли прежде. Это, конечно, помимо того, что я очень хотела, чтобы она снималась у нас, потому что Ольга – удивительная артистка. Мне было важно сломить этот стереотип, против которого я борюсь всеми силами. И я стала ей на контрасте рассказывать о наших детках и объяснять: «Поймите, все эти дети счастливее вас, меня и других во много раз – они наглейшие, счастливейшие люди на свете, которых все любят, облизывают и всё позволяют. Они такие обаяшки и наглюшки. Приходите и посмотрите сами». И как только она встретилась с моей дочкой, Мартусик на ней повисла и стала говорить: «Ты красотка! Привет-привет!» Стала обнимать и хохотать. И Оля видит, что это совершенно залюбленный и расслабленный ребёнок, абсолютно не вызывающий жалости. И дальше она увидела остальных детей-актёров, свою партнёршу по съёмкам Анечку, и там тоже не было речи о жалости. Естественно, она сразу поняла, что с ними весело, прикольно и никаких негативных эмоций нет и быть не может».

О своих впечатлениях после съёмок в «Особенном докторе» сама Ольга Ландина рассказала следующее: «Сомнения были. По опыту предыдущих встреч с особенными детками. Для меня этот опыт был травмой – я плакала очень долго. Поэтому, когда Соня предложила мне сниматься, я сразу сказала, что не совсем готова к такому партнёрству, ибо не уверена, что моя психика выдержит. Но Соня как-то сумела меня убедить, что эти детки «счастливые, наглые и довольные как слоны». Перед первой встречей я, если честно, подумывала сбежать, но познакомилась с Мартой и расслабилась. На самой съёмочной площадке вообще не ощутила проблем. У меня была прекрасная партнёрша Анечка. К концу съёмок было ощущение, что я с этими детками знакома всю жизнь. Их взгляду на мир можно поучиться – они прекрасные, открытые, добрые «липучки».

На фотографии: Ольга Ландина и Аня
У другой актрисы театра и кино, Карины Волковой, были сомнения другого рода перед съёмками в сериале. София Витвер изначально вела с ней переговоры с позиции «просто режиссёра», не упоминая, что у Марты тоже синдром Дауна. София Витвер рассказывает: «Когда мы только начали с Кариной переговоры о съёмках, она сразила меня вопросом: «А что хорошего получат дети от этих съемок?» Для неё было очень важно – не происходит ли так, что я использую этих детей, спекулирую на них и что это будет что-то неприятное. И тогда я поняла, что мне нужно выкладывать карты на стол, и я сказала, что сама мама особой девочки и что дети рвутся сниматься – для них это огромный опыт, творческое развитие и они этого хотят».
На фотографии: Азиз Бейшеналиев и Карина Волкова
Сама Карина Волкова так вспоминает свои съёмки в сериале «Особенный доктор»: «На самом деле до этих съёмок я всегда думала, что это очень сложно с эмоциональной точки зрения – сниматься вместе с особенными детками, и что потребуется весь мой опыт и эмпатия, чтобы найти контакт. Но на деле оказалось всё гораздо легче, потому что действительно каждый человек уникален. Оказалось, что мне с ними суперкомфортно работать, потому что они честные и прямолинейные. 

Они не пытаются быть кем-то, чтобы угодить, и всегда говорят в лицо то, что думают
На площадке было постоянное ощущение теплоты, я стала скучать по ребятам, когда был перерыв в съёмках, потому что они действительно очень живые, дарят много эмоций и, находясь рядом с ними, понимаешь какие-то вещи, в том числе и про свою жизнь. Например, что всё гораздо проще, чем мы часто себе надумываем – просто улыбнуться, подойти и обнять, если хочется, как это делали наши ребята-актёры на съёмках. Они на своём примере показали, что мы все и разные, и одинаковые одновременно. Мы все имеем какую-то уникальность, и это не зависит от диагноза или прожитого опыта».

В своём интервью София рассказала о своих впечатлениях от работы с Кариной: «Это новое поколение – не только актёров, а в целом 20-летних ребят, совершенно другое. У них, как мне кажется, очень сильное чувство социальной ответственности. У Карины изначально я ощущала такие опасения, что «это огромная ответственность, а вдруг что-то не так – не справлюсь, обижу ребёнка или не пойму ребёнка, не смогу вступить в коммуникацию». Но потом, когда она в первый раз пришла на площадку и увидела ребят – это была любовь полнейшая. Она здорово взаимодействовала с Арланом и Дамиром не только во время съёмок, но и в перерывах.


Другой нашей актрисе с синдромом Дауна, Анечке, Карина была сестрой по сценарию. И у Ани есть такая штука, не потому, что она особенная, мне кажется, это есть у многих деток. Ей трудно играть сцены ссор, когда кто-то на кого-то кричит или ругает. И у нас есть сцена, где сёстры ругаются, и Анечка начинает ругаться и уже просто плакать и говорить: «Я бы никогда не стала так говорить своей сестре». И всё – она не может это пережить, для неё это реальность. Она прямо заходит туда по-настоящему. И ужасно трогательно было, как Карина стояла с ней, обнимала, объясняла ей, прямо на её языке: «Анечка, мы с тобой играем, мы актрисы. На самом деле мы друг друга очень любим. Я тебя люблю». И такое взаимодействие очень тёплое, душевное, понимающее с двух сторон – оно, конечно, дорогого стоит».

Среди взрослых участников съёмок было много известных актёров кино и театра: Азиз Бейшеналиев, Татьяна Тарская, Галина Табала, Чингиз Капин, Орынбасар Тазабеков, Алексей Шемес и другие. Но были в проекте и те, кто пришёл на площадку без съёмочного опыта. Например, популярная в инстаграме и тик-токе Лаура Еркебулан, которая снимает смешные видео на тему роддома и декрета. Режиссёр сериала София Витвер случайно увидела её рилсы и решила, что Лаура идеально подойдёт на одну из ролей: «Мне хотелось на эту роль не актрису из театра, а артистичного человека, который будет немного играть себя или свой придуманный образ». Как это и получилось в итоге с Лаурой, хотя убедить её удалось не сразу.


Лаура Еркебулан:


«Со мной всё было намного сложнее, потому что я из другого города, Семея, и у меня нет актёрского образования, чтобы играть в кино. Поэтому я долгое время отбивалась – просто очень боялась подвести команду. Одно дело, когда я блогер и сама себя снимаю, другое дело, когда тебя целая команда снимает. Я переживала, что не смогу, забуду текст. Но потом, когда мне дали сценарий и я узнала, что снимаются особенные дети, мнение поменялось. Я подумала: «Дети особенные смогут играть, а я откажусь». Поэтому я переборола все свои страхи и приехала на съёмки.


Что удивило во время съёмок, так как я никогда особенных деток в обычной жизни не встречала, это то, насколько они любвеобильные, лучезарные и талантливые, если с ними заниматься. Эти дети способны на всё. Взять хотя бы Анечку – она и на домбре играет, и поёт. И я очень благодарна режиссёру, что она уговорила меня приехать, для меня это был большой опыт. Очень благодарна Соне и её мужу. Когда я увидела, сколько от них добра и тепла – не увидишь столько у обычного человека, у которого с привычной точки зрения всё нормально, абсолютно здоровые дети. Я потом долго думала, что в жизни всё, что происходит, – не зря. У Сони и её мужа я увидела умение радоваться жизни, несмотря на все обстоятельства, и за это я им благодарна. Надеюсь, когда зрители увидят сериал, то поймут, что особенные дети – такие же дети, что им нужна доброта, что с ними нужно заниматься. Когда я разговаривала с родителями детей на съёмках, то поняла, что многие могут смотреть на таких детей не так. Мы в этом фильме постарались сделать всё, чтобы люди относились к этим людям так же, как и ко всем другим».

Фотограф: Платон Зыков
Помимо трудности в убеждении актёров, на протяжении съёмок была одна главная сложность – поиск денег. Первую серию София и её супруг Сергей сняли на собственные деньги. На оставшиеся съёмки частично собрали с помощью краудфандинга, но также пришлось брать кредит, потому как фонды и организации, в которые съёмочная команда обращалась, не смогли поддержать проект. В поисках поддержки съёмочная команда дошла до Министерства культуры. Там проект решили поддержать и направили на «Казахфильм» письмо с просьбой о предоставлении аппаратуры на пять съёмочных дней, что позволило бы сэкономить хотя бы на аренде техники, но, к сожалению, не вышло.


София Витвер:


«Мы очень обрадовались, когда на «Казахфильме» пошли нам навстречу и бесплатно предоставили оборудование для съёмок, в том числе две камеры. Это было здорово и спасало нас в финансовом плане. Но в первый же день одна из камер вышла из строя и пришлось везти её на «Казахфильм» на замену. На этом мы потеряли часа три, но всякое бывает. И это оказалось не самым страшным. На следующий день сломалась другая камера. Её пришлось чинить, и всё это было мучительно долго. И я решила, что раз такое невезение – давайте снимать на одну камеру. Хотя, понятно, когда снимаешь на одну – процесс удлиняется. Но апофеозом этой истории стал следующий день, когда сломались обе камеры, и это уже стало страшным коллапсом, потому что мы снимали в загородном доме, и съёмки встали. Мы звоним на «Казахфильм», и они говорят, что свободных камер у них больше нет и заменить не на что. И весь процесс на паузе, хотя съёмочный день оплачен, деньги уходят впустую, на новый день денег нет и что делать – непонятно. Ждут известные актёры, чьи графики мы долго согласовывали, ждут дети. Сам дом загородный, не отапливается, как раз случилось похолодание. Это был большой стресс, практически истерика. В итоге каждый участник нашей съёмочной команды стал обзванивать свои контакты, и мы каким-то чудом нашли камеру, хотя на это ушло ещё несколько часов. И потом пришлось заканчивать съёмку в цейтноте. И вся эта ситуация с камерами была очень печальной для нас, хотя я понимаю, что это было сделано не со зла».


Одна из кастинговых сложностей, которая в итоге обернулась удачей, – поиск девочки на роль 17-летнего подростка с синдромом Дауна. София уже нашла подходящую героиню, но когда семья ознакомилась со сценарием, то решили, что в нём слишком много печальных моментов, связанных с героиней, и девочка к этому не готова. Тогда на эту роль попробовалась 14-летняя Анна Гладченко и, по мнению Софии и всей съёмочной команды, справилась с задачей на ура. В сериале Аня не только играла свою роль, но и пела.

Анна Гладченко:


«Жаль, что съёмка закончилась, было очень весело, но иногда и немного грустно. Мы классно проводили время во время съёмки. Я даже пробовала поработать с настоящей хлопушкой, которую используют перед кадром. Между съёмками мы играли в разные игры, пели, рассказывали истории, много фотографировались. В фильме есть сцена, где я расплакалась, не могла сдержаться».


После удачного дебюта Аню заметили и пригласили на читку пьесы в рамках фестиваля современной драматургии Drama.kz, который проходил в первой половине октября в Алматы. Аня читала текст персонажа – девочки-подростка с синдромом Дауна.


Анна Гладченко:


«Мне очень понравилось в театре, я первый раз участвовала в читке, где увидела знакомых актёров, с кем снималась в фильме у Сони (Ольгу Ландину. – Прим. авт.). Мне было очень интересно. В театре было классное освещение, сидели зрители, после читки задавали вопросы».


Вообще октябрь считается Всемирным месяцем осведомлённости о синдроме Дауна. Но очень хочется пожелать всем нам, чтобы подобные инклюзивные проекты случались не только в октябре или раз от раза, а как можно чаще.

Фотографии предоставлены авторкой материала
M

Читать также: